Мастер-класс «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой»
электронный образовательный ресурс

Наталья Николаевна Ермакова

 

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых  ИКТ подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой»

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Все шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества. Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, и проектная деятельность, и активное использование сети Интернет в образовании.

Цель проекта: обеспечение высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационных технологий.

Задачи проекта:

• разработать новые методические пособия по ознакомлению с природой, способствующие формированию у детей основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей;

• обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов дошкольного учреждения;

• привлечь родителей к активному участию в проекте;

• установить сотрудничество с общественными организациями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологизации и информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта.

На первом этапе работы в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами (в т. ч. ноутбуком, проектором, демонстрационным экраном, цифровыми фото- и видеокамерами, сенсорной доской, индивидуальными электронными планшетами, что позволило создать иллюстративный материал и методические пособия, демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать Интернет-ресурс.

На втором этапе группа педагогов-новаторов и специалисты ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации, изучили новые технологии, освоили принципы использования нового оборудования.

Направления работы с педагогами:

• обучение педагогов на специальных компьютерных курсах;

• организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.;

• организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в музеях, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т. п.

Третий этап - организация работы с целевыми группами по реализации проекта. Творческим коллективом квалифицированных педагогов, владеющих ИКТ, разработана система обучения педагогов ДОУ созданию текстового и иллюстративного материала с помощью ПК, работе с программами Power Point (с использованием дополнительных программ Photoshop, Exel).

Организована работа по созданию серии учебных презентаций по экологии.

В содержание презентаций входят:

- план-конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором указываются цели и задачи экранного средства (видеопроектор) ;

- учебные демонстрационные слайды;

- дидактические пособия, разработанные в графическом редакторе, с целью дальнейшего использования их в НОД.

Кроме того, в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Благодаря ряду методических мероприятий и за счет создания электронного банка данных (приемы, формы, методы) стал доступным положительный опыт организации обучения и использования средств ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. В ДОУ создана медиатека.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому в ходе работы по реализации проекта мы привлекали родителей к участию в акциях:

«Ярмарка родительских идей»;

«Парад семейных коллекций» (сбор и оформление коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых родителями во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей) .

В ДОУ работает семейный клуб, проводятся семейные фотовыставки, выставки совместных с детьми рисунков, аппликаций, демонстрируются видеофильмы и презентации природоведческого содержания, проходят театральные детские представления и др.

Администрацией создан сайт на котором размещается информация по работе над проектом. Информация о работе над проектом расположена и на информационных стендах детского сада.

Для реализации нашего проекта мы сотрудничали с работниками Краеведческого музея, детских библиотек и экологических центров, учителями природоведения и информатики по следующим направлениям:

• сбор фотографий и видеоматериала природных объектов,

• проведение эколого-просветительских мероприятий для дошкольников, их родителей и педагогов.

Разработанная в ходе реализации проекта система мер дала свои результаты.

По данным анкетирования педагогов на предмет использования информационных технологий в образовательной деятельности педагоги ДОУ:

умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.) - 100%;

умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства - 90%;

активно используют информационные технологии в образовательном процессе - 100%;

владеют навыками поиска информации в Интернете, могут осуществить заказ и подписку - 85%;

умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в воспитательно-образовательном процессе - 90%;

владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций -75%;

умеют реализовывать непосредственно образовательную деятельность с использованием информационных технологий - 85%;

владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями - 90%.

Сегодня мы можем говорить о результатах реализации проекта в направлении создания единого информационного пространства ДОУ:

повышена квалификация педагогов ДОУ (курсы повышения квалификации по теме: «Эффективное применение ПК и мультимедийных средств в педагогической деятельности») ;

созданы условия для повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;

создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;

имеется доступ в Интернет, электронный адрес;

создан web-сайт ДОУ.

Качественные результаты реализации проекта в образовательном пространстве ДОУ:

динамика изменения в позитивную сторону качества знаний и представлений воспитанников по экологии;

информатизация воспитательно-образовательного процесса;

повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;

повышение эффективности экологопедагогической работы в ДОУ за счет роста профессионального мастерства педагогов, обновления форм и методов работы с детьми, компетентности при использования ИКТ.

увеличение количества педагогов, которые будут осознанно и обоснованно использовать мультимедийные технологии;

накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с природой;

увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, подтвержденное итогами анкетирования;

повышение имиджа ДОУ.

Литература:

Артемова Л. 8. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М. : Просвещение, 1992.-96 с

Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. 1991. №5 - С. 92-95.

Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».

Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 215).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

АннотацияВ статье представлен поэтапный опыт работы ДОУ по обеспечению высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационн...

Использование информационных компьютерных технологий в организации кружковой работы со старшими дошкольниками

Настоящий прогресс человечества зависит                                            ...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

«Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»

Работа в детском саду имеет свою специфику: - она должна быть эмоциональной, яркой; - с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить ...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...

Мастер-класс нетрадиционного проведения родительского собрания с использованием информационных компьютерных технологий.

На данный момент одной из наиболее важных проблем коррекционной работы является работа с семьями детей имеющих нарушения речи. Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошк...