Методическая разработка: «ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА» (Образовательная деятельность в подготовительной группе)
методическая разработка (подготовительная группа)

Алексеева Татьяна Николаевна

Цель: продолжать формировать у детей знания о народной культуре, приобщать к ценностям семейных и национальных традиций русского народа; познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и способом их изготовления (использование ТСО: мультимедийная презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_2020_metodicheskaya_razrabotka_alekseeva_t.n.docx107.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 179 "Алиса"

Методическая разработка:

«ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»

(Образовательная деятельность в подготовительной группе)

https://img2.freepng.ru/20180425/epw/kisspng-christmas-graphic-design-clip-art-5ae0c12fea83e7.3095315215246789599606.jpg

Автор:

воспитатель

Алексеева Т.Н.

Ульяновск, 2020

Цель: продолжать формировать у детей знания о народной культуре, приобщать к ценностям семейных и национальных традиций русского народа; познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и способом их изготовления (использование ТСО: мультимедийная презентация).

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  • Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
  • Продолжать расширять представление о традициях и обычаях русского народа;
  • Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
  • Познакомить детей с русскими частушками;
  • Способствовать формированию взаимоотношений детей и родителей.
  • Продолжать формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес детей к народному быту;
  • Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;
  • Развивать у детей умение сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности;
  • Развивать у детей физические качества (силу, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость – координацию движений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к истории своей страны;
  • Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности;
  • Воспитывать ответственность за порученное дело, добросовестность, взаимовыручку;
  • Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

Методы и приёмы:

Беседа, игровой момент, советы, объяснение, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

  • Подбор информации в книгах, журналах, в интернете.
  • Проведение бесед на тему:

«Как и когда появились валенки»

«Процесс изготовления валенок»

«Знакомство с обычаями, связанными с валенками»

«Знакомство с историей русского валенка»

  • Поделка макетов валенок из соленого теста; раскрашивание валенок к выставке: «Эх, валенки!»;
  • Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
  • Прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”;
  • Дидактические, подвижные игры;
  • Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению?
  • Отгадывание загадок, разучивание стихов, потешек и частушек, танца с валенками.


Декорации:

  • печка, лежанка для деда
  • на полу – большие и маленькие валенки
  • на боковой стене – выставка детских рисунков: «Эх, валенки!»


Атрибуты:

«сугробы», платочки, картузы, валенки разных размеров, шумовые инструменты, разрезные картинки для игры «собери валенки», хоккейная клюшка, валенок, кусок меховой ткани, пуговицы, двухсторонний скотч, ножницы, украшенные детьми с родителями валенки.

Раскрашивание валенок к выставке: «Эх, валенки!»

Поделки макетов валенок из соленого теста

Домашняя работа родителей и детей «Украшение валенка»

Ход образовательной деятельности:

Под музыку заходят дети. Их встречает дедушка-Всеведушка:

Дедушка-Всеведушка: Здравствуйте, деточки мои дорогие! Заждался я вас. Рад вас всех видеть. А знаете кто я? Я, Дедушка-Всеведушка.

Долго живя, много видал,

Все на свете знаю,

К себе в решето собираю.

Решето мое не простое, а волшебное, все, что я узнаю, все в него собираю и там храню. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

Чтобы время не терять, предлагаю вам ребятки отгадать мою загадку, но ответ не говорить, а картиночку сложить:

1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой!

Утром – в сад,

Потом – домой!

2. Весь в шерсти, а кожи нет.

3.Треплют, катают

А зиму таскают.

Ну-ка, не зевай и картинку собирай.

Дети собирают разрезные картинки «Валенки»

Ай да молодцы, правильно, ребята! Да, отгадка одна – это валенки.

Сегодня мы с вами поговорим о валенках, может и вы мне что-нибудь расскажете об этой удивительной обуви? Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего? (ответы детей).

Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам (дети слушают рассказ Дедушки-Всеведушки и просматривают компьютерную презентацию).

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Ребенок: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, источник вдохновения художников и дизайнеров. Российские модельеры соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка произведение искусства. Ведущие модельеры совершенно серьёзно утверждают: «XXI век – век валенка!» (просмотр слайдов с дизайнерскими валенками). Но мы тоже без дела не сидели, хотим представить наши авторские работы валенок (показ валенок, которые дети украшали вместе с родителями).

Дедушка-Всеведушка: Спасибо вам, ребята! Порадовали старика. Мастерство вы свое показали, а теперь выполните еще одно задание. Есть люди таких профессий, у которых валенки всегда в почете. Назовите эти профессии.

Дети называют: - строители

- лесорубы

- рыбаки

- геологи

- пограничники, полицейские.

Дедушка-Всеведушка: Может еще чем- то удивите старика? А я ведь без дела не сижу, все в свое волшебное решето складываю. А вы знаете, что существует праздник валенка, давайте сегодня его устроим.

Ребенок: Навострите, гости, ушки

Мы сейчас споем про валенки частушки.

1. Начинаю петь частушку,

Первую, начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2. Раздайся, народ,

Меня пляска берет

Пойду, попляшу,

На народ погляжу!

3.Чтоб прогнать мороз и стужу,

Мы в ладоши хлопаем,

В валенках через сугробы

Радостные топаем!

4. Подарила маменька

Беленькие валенки.

С ними я не расстаюсь,

Даже спать я в них ложусь!

5.Тетеньки и дяденьки,

Все носите валенки.

Реже станете болеть

И начнете молодеть!

6.Если кто меня обидит –

Я не плачу, не реву,

Сразу валенок снимаю,

Подзатыльник им даю!

7. Мы про валенки частушки

Еще долго можем петь,

Так что, хлопая в ладошки,

Вы все можете вспотеть!

8. Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмём ни рублика.

Дети исполняют про валенки – частушки, используя шумовые инструменты – ложки, трещотки.

Дедушка-Всеведушка: Молодцы так молодцы. А вы знаете, что про валенки не только петь можно, а еще я предлагаю с ними поиграть, свою ловкость показать.

Эстафеты с валенками:

  • Пробеги в валенках до сугроба и обратно;
  • Проскочи на лошадке.

Дети обращают внимание на то, что лошадка одна, а команд две. Дедушка-Всеведушка предлагает сделать вторую лошадь из клюшки и валенка.

Дедушка-Всеведушка предлагает детям рассказать потешки и поговорки про валенки.

Выходит группа детей:

1 реб.: Баю-баю-баиньки,

Скатаем Насте валенки!

Валенки по ножкам

Бегать по дорожкам.

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2 реб.: Без шубы и валенок – и зима без конца.

3 реб.: Как у Маши маленькой

Чесаные валенки,

А шуба багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша,

Красавица наша!

4 реб.: Купили Валеньке валенки,

Валенки у Валюшки, как игрушки!

Дедушка-Всеведушка: Спасибо вам, ребята, прибавилось в моем решете пословиц и поговорок…

Ребенок: И тебе дедушка спасибо!

А, веселье наше продолжается.

Знаю я одну народную забаву!

В старину на Крещение девушки бросали

Валенок за порог, куда его носок укажет,

Оттуда жди женихов. Надо было только

Сказать слова: «Брошу валенок через забор,

Ступай валенок к милому во двор!» - дети повторяют…

Ну, а жених в валенках считался богатым женихом.

Дети играют в игру – «Гадание» (валенок бросают гостям, кто валенок поймает, тот получает сладкий приз).

Дедушка-Всеведушка: Ай да веселье,

Всем на удивленье!

А чтоб было ещё веселей,

Танцевать выходите поскорей!

Дети танцуют «Танец – Валенки»

Дедушка-Всеведушка: Ну что, песнями да плясками сыт не будешь, пора и угостить вас. За то, что вы так вы меня так внимательно слушали и развлекли, повеселили меня, получите от меня угощение. (Дедушка– Всеведушка приносит валенок, в нём угощение).

Дедушка-Всеведушка: Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зима не кончается. Она приходит к нам каждый год, дарит морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.

Литература:

1. Анчикова, Т.П., Виноградова, М.Ю. Праздник русского валенка. - Журнал «Воспитатель». - № 4. - 2008. - с.70-75.

2. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маханева, О.А., Корепанова, О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2004.

4. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. - 2003.

5. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б., Комбарова, Г.Н., и др. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений–СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2004.

6. Пугачева, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова, Н.Н. Учебное пособие. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: – М.: Педагогическое общество России. - 2005.

7. Тихонова, М.В., Смирнова, Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Воспитателя высшей квалификационной категории Завьяловой Натальи БорисовныЦель: уточнять и расширять...

Праздника "Русский валенок" для старшей и подготовительной групп.

Праздник  "Русский  валенок"праздник  для  старшей  и  подготовительной  групп. Действующие  лица:Скоморохи,Дед  Всевед. Предварительная  ра...

Методическая разработка. План и конспект проектной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мультимания - Волшебная страна»

Задачи проекта: (по 5 образовательным областям)Социально-коммуникативное развитие:Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанник...

Собственная методическая разработка " Перспективное планирование опытно -экспериментальной деятельности в подготовительной группе"

Экспериментирование - деятельность, направленная на развитие познавательной акитивности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном ра...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе « Русская матрешка» .

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе   « Русская матрешка» ....

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности в средней группе по теме: «Правила поведения в общественном транспорте»

Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. Задачи:Обучающие:- формировать представлени...