СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ
статья

Андрусенко Светлана Сергеевна

Статья для педагогов дошкольных учреждений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andrusenko_s.s._korovina_e.v._-statya.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ

Е.В. Коровина, С.С. Андрусенко

воспитатели,

МБДОУ д/с №57 Белгородская область, г. Белгород

s.andrysenko@mail.ru

         Основополагающим в системе Марии Монтессори является принцип свободы воспитания [2].  А это значит, что в группе созданы условия для свободного развития ребёнка, в которых дошкольник может выбрать интересную для себя деятельность, имеет возможность найти партнёра, заинтересованного в общении-взаимодействии, ему обеспечивается свобода передвижения в пространстве, нет жестких ограничений по времени, но в пределах режима дня.  М. Монтессори эту свободу определяла границами между «слишком много» и «слишком мало».

        Характеризуя возрастные особенности детей от трёх до семи лет, М.Монтессори подчёркивала, что это сензитивный период для развития способности осознанно регулировать свои движения, координировать их и точно выполнять [1]. Для сензитивных периодов свойственно проявление у ребёнка сильных внутренних побуждений, которые ведут его к собственной активности, что и обеспечивает развитие. Для удовлетворения возрастной потребности детей в движениях в Домах ребёнка, устроенных по системе М.Монтессри, проводилась специальная гимнастика для упражнения мускулов и помощи физиологическим процессам, предлагались несложные физкультурные снаряды для самостоятельных занятий [3].

Многие из образных упражнений, разработанных М.Монтессори, мы используем и сейчас в работе с детьми, например, «Нить», «Заборчик», «Верёвочка», «Трамплин», «Верёвочные лестницы». Однако за прошедшие сто лет со времени разработки системы многое изменилось в оснащении двигательной деятельности детей в дошкольной организации. Подготовленная среда для двигательной деятельности в нашей группе включает: бадминтон, настольный теннис, специальные детские тренажёры, скакалки, мячи, фитболы и многое другое, они могут заниматься на стационарном оборудовании в спортивном зале и на специально оборудованном стадионе.

Неизменным остался принцип свободы. Организуя физическое воспитание дошкольников, мы используем традиционные для современного детского сада формы: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и разминку после сна, физкультминутки, подвижные и спортивные игры. На занятиях уровень свободы детей ограничен обучающими воздействиями педагога, но мы стремимся минимизировать эту потерю за счёт живого, четкого, иногда утрированного показа и яркого объяснения, что и как выполнять, создаём ситуацию, в которой ребёнок захотел бы подражать показанному взрослым действию, эмоционально прочувствовал его и получил удовольствие. Вызванное процессом выполнения физических упражнений удовольствие, становится средством подкрепления формируемого действия и двигательной деятельности в целом, порождает потребность в активности.

 На физкультурных занятиях очень важен межличностный контакт, субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми, внутри которых лежит уважение внутреннего стремления ребёнка к свободе.  Мы всегда помним, что отличительной особенностью Монтессори-педагога в руководстве любой деятельностью детей, в том числе и двигательной, является его умение видеть границы, внутри которых его помощь может и должна быть оказана, чтобы не ущемлять свободу ребёнка, не подавлять его спонтанную активность, ведь девиз педагогики М.Монтессори: «Помоги мне сделать самому».

Основной массив двигательной активности приходится на прогулку, где возможности для проявления самостоятельности и свободы самые благоприятные. Здесь дети с большим удовольствием бегают, прыгают, лазают до явных признаков утомления без всякого принуждения и очень радуются такой возможности. Такая высокая двигательная активность обусловлена необходимостью активизации процессов обмена, от которого в прямой зависимости находятся рост организма и развитие функциональных систем.  Старшие дошкольники способны спланировать свою двигательную деятельность на прогулке, если есть для этого оборудование, инвентарь.

Организуя двигательную деятельность детей на открытом воздухе, мы предоставляем им свободу выбора средств и форм удовлетворения потребности в двигательной деятельности, и обязательно учитываем индивидуальные психофизические особенности дошкольников – этот принцип М. Монтессори считала необходимым, т.к. природный потенциал у каждого ребенка уникален и неповторим, каждый самореализуется единственным, только для него характерным способом [3].

 Понятно, что у каждого свой тип высшей нервной деятельности, и, если дети с сильной подвижной нервной системой любят интенсивные подвижные игры с множеством сильных раздражителей, то дети со слабой нервной системой будут чувствовать себя в такой игре дискомфортно, будут быстро утомляться и не получат удовольствия от игры. Таким же образом устают в спокойной игре дети с сильной нервной системой, поэтому нужна возможность выбора. Мы никогда не принуждаем к обязательному участию всех детей в подвижных играх на прогулке, просто подбираем разные игры для разных детей. Уверены, что принуждение деформирует личность, а свобода выбора обеспечивает её полноценное развитие, учит ребёнка самостоятельно действовать, исходя из свободной воли, предоставляет ему возможность развиваться по своим внутренним законам, в полном соответствии с потребностями физиологической и психической сторон организма.

Обеспечивая детям на прогулке максимальную свободу выбора видов, средств и форм двигательной деятельности мы за собой оставляем следующие функции:

  • конструирование среды для двигательной активности, расположение спортивного инвентаря так, чтобы оно дополняло стационарное оборудование, чтобы дети могли максимально использовать всё пространство стадиона или групповой площадки, чтобы закреплялись все основные движения, развивалась двигательная культура, двигательное творчество, организаторские умения; чтобы дети с сильной и слабой нервной системой могли найти для себя наиболее подходящий для их индивидуальных психофизиологических особенностей игровой физкультурный материал;
  • участие в двигательной деятельности детей в качестве равноправного партнёра, в таком случае можно показать детям новое игровое действие, ввести новое правило, изменить пособие, обсудить их предложения и, обязательно, реализовать на практике;
  • контроль за объёмом и интенсивностью физической нагрузки, ведь дошкольники не всегда могут регулировать её, и, если не сработал охранительный рефлекс, мы мягко переводим детей от интенсивной к более спокойной двигательной деятельности.

Эффективность созданных педагогических условий для оптимизации двигательной активности воспитанников Монтессори-группы оценивали на основе метода шагометрии. В диаграмме, представленной ниже, сопоставлены результаты двигательной активности детей в мае-июне, при традиционной организации двигательной деятельности на прогулке, и в июле-августе, когда была внедрена технология свободного выбора вида, формы и средств двигательной активности.

Рис.1. Динамика двигательной активности детей при свободном выборе вида, формы и средств деятельности.

(количество респондентов в процентах).

        Результаты мониторинга показывают, что при свободном выборе уровень двигательной активности повышается. На 12% увеличилось количество детей двигательная активность которых находится в диапазоне 13-15 тысяч шагов и выше, на столько же уменьшилось количество респондентов с низким уровнем двигательной активности (10тыс. шагов и менее).  Значительная разница в уровне двигательной активности обусловлена индивидуальными особенностями внутреннего энергетического потенциала детей, направленностью их личности и потребностью в активности. Для 8% детей, оставшихся на низком уровне, - это норма, они не хотят двигаться более интенсивно и принуждение к дополнительным физическим упражнениям не принесёт пользы, т.к. будет противоречить их биологическим потребностям.

        Таким образом, предложенный подход к организации двигательной активности воспитанников Монтессори-группы, обеспечивает удовлетворение биологических потребностей ребёнка в движениях в соответствии с его индивидуальными возможностями, а значит, является одним из важных условий формирования гармоничной личности

Литература:

  1. Монтессори М. Полный курс воспитания / М. Монтессори М.: изд-во АСТ, 2017. – 348 с.
  2. Монтессори М., Стэндинг Э.М. Революция Монтессори в образовании / М. Монтессори, Э.М. Стэндинг М.: изд-во Береста, Благотворительный фонд «Волонтёры». Серия: Скрытые возможности человека, 2015. – 258с.
  3. Монтессори М. Научная педагогика. Т.1. Дом ребёнка/ М. Монтессори М.: изд-во Народная книга, 2014. – 286с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....

Создание условий для оптимизации двигательной активности дошкольников

Статья раскрывает вопросы охраны и укрепления здоровья, которым уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для п...

Проект "Здоровьесбережение. Создание условий для самостоятельной двигательной активности в условиях группы".

Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предло...