«Какими способами дети добиваются значимости в семье. Примеры и рекомендации родителям»
консультация

Чепрасова Людмила Викторовна

Трудное поведение ребенка нельзя сразу списывать на его характер и темперамент. Причина может быть намного глубже – в том, что родители не видят реальных потребностей ребенка, а он своими протестами показывает им это. В статье – способы, которыми дети пытаются удостовериться в своей значимости, а также рекомендации, которые вы можете дать их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_sposoby_znachimosti_v_seme.pptx240.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка родителям. «Какими способами дети добиваются значимости в семье. Примеры и рекомендации родителям» Подготовила Педагог-психолог МАДОУ ЦРР – д /с №14 Чепрасова Л.В. Трудное поведение ребенка нельзя сразу списывать на его характер и темперамент. Причина может быть намного глубже – в том, что родители не видят реальных потребностей ребенка, а он своими протестами показывает им это. В статье – способы, которыми дети пытаются удостовериться в своей значимости, а также рекомендации, которые вы можете дать их родителям. Когда ребенок стремится удовлетворить свои потребности, но не понимает, как сделать это социально приемлемым способом, он может начать проявлять нежелательное поведение. Его задача – дать родителям знать о своих сложностях, повлиять на их действия и тем самым создать для себя ситуацию, в которой ему было бы комфортно. При этом родители не понимают, что настоящая причина такого поведения ребенка – желание быть значимым для них, сохранить привязанность, чувствовать себя нужным маме и папе. Родители могут списывать нежелательное поведение ребенка на его характер или темперамент, считать его неуправляемым, даже подозревать в нем злонамеренность. Рассмотрим четыре способа, которые дошкольники могут использовать для того, чтобы удостовериться, что они небезразличны родителям: привлекать внимание, бороться за власть, мстить, проявлять несостоятельность. Эти способы определили Б.Б. Грюнвальд и Г.В. Макаби .

Слайд 2

Способ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ Как проявляется ЧТО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ Хвалить и подкреплять желательные действия. Когда же, наоборот, ребенок нарушает правила поведения, разбрасывает вещи, делает назло – не реагировать. Можно просто сказать: «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свои вещи. После того как ты их уберешь, мы с тобой поговорим». Не нужно ругаться, читать нравоучения, проявлять эмоции в ответ на плохое поведение. И, наоборот, когда ребенок убрал в шкаф за собой вещи, вы это заметили и про себя порадовались, скажите ему об этом, подкрепите своим вниманием: «Я заметила, что ты убрал свои вещи на место. Мне очень это понравилось. А тебе нравится?». Чтобы получить дополнительное внимание, ребенок начинает делать именно то, на что родители острее реагируют. Когда они реагируют на слезы – плачет по каждому поводу, когда они раздражаются от разбросанных вещей или игрушек – ведет себя именно так. Ребенок добивается внимания, если: – своим поведением вызывает в вас раздражение, злость; – специально вас отвлекает, когда вы заняты важными делами; – на время прекращает плохое поведение, когда вы отвлекаетесь от своих дел и переключаете внимание на него; – специально проявляет лень, неопрятность и забывчивость. Пример После того как родители развелись, а отец ушел в другую семью, сын стал плакать каждый раз, когда мама отводила его в детский сад. При этом в детском саду мальчик чувствовал себя хорошо, с удовольствием играл и общался со сверстниками. Мама болезненно реагировала на ежедневные слезы сына, списывала их на последствия развода и испытывала чувство вины. На самом деле мальчик действительно переживал нехватку внимания отца и несознательно стремился получить больше внимания от мамы.

Слайд 3

2. Способ БОРОТЬСЯ ЗА ВЛАСТЬ Как проявляется Если действия ребенка не привели к желаемому результату, он будет пытаться сделать себя значимым. Проблема в том, что эта ситуация приводит к борьбе за власть в семье. Как правило, побеждает всегда ребенок, так как его не тормозят чувства ответственности, вины, нормы и ценности. Ребенок оказывается в ситуации борьбы за власть, если: – всеми способами добивается своего, не подчиняется, дерзит, спорит, проявляет упрямство; – старается подчинить себе взрослого; – в отношениях с ним вы часто чувствуете бессилие, безысходность; – наблюдаются отношения в стиле «Кто кого!». Пример В семье есть проблема с тем, чтобы накормить ребенка. Мама устала и чувствует бессилие: «Что бы я ни приготовила, все ему не так, все невкусно. Он может уже за столом передумать есть то, что попросил с утра». Здесь ребенок старается управлять мамой, которая стремится сделать для него все, что угодно. У него можно спросить: «Похоже, тебе важно, чтобы мама делала так, как скажешь ты? Тебе важно самому решать, что кушать? Давай запланируем обед заранее или приготовим его вместе?». ЧТО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ Укрепить свою родительскую позицию, наладить общую стратегию воспитания, чтобы ребенок не подтягивал другого родителя в коалицию в этой битве за власть. Понаблюдать, есть ли сферы жизни, где ребенок получает эту необходимую для себя значимость? Не слишком ли вы критикующий или обесценивающий родитель? Включите в обязанность ребенка (по согласованию с ним) ежедневное задание, допустим, помогать накрывать на стол, вытирать пыль или поливать цветы. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать свой статус, во-вторых, приучит к тому, что в семье у всех есть свои права и обязанности.

Слайд 4

3. Способ МСТИТЬ Как проявляется Если ребенку не удалось добиться внимания и необходимого для него места в семье, у него могут начать проявляться сильные негативные эмоции – злость, стремление отомстить. Проявления этих эмоций может вызвать у родителей ответную мстительную реакцию. Мы говорим о мести, если: – ребенок часто угрожает, пугает тем, что сделает что-то плохое; – он ведет себя демонстративно, так, чтобы видели другие люди; – вы часто чувствуете в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать, у вас опускаются руки. Пример Каждый раз, когда родители запрещают что-либо, дочь начинает неадекватно реагировать. Она может начать обвинять их в том, что они ее не любят, говорить, что они «плохие» и «нарочно портят ей жизнь». Может демонстративно «надуться», сесть в углу и не реагировать на просьбу поговорить. Так может продолжаться длительное время. Даже на следующий день девочка иногда вспоминает о ситуации и отказывается выполнять то, о чем ее просят – не убирает игрушки, демонстративно медленно одевается. ЧТО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ Взрослому важно увидеть, что за местью ребенка стоит реакция на родительское отвержение. Мстят тогда, когда обидно, а обида – это невыраженная злость. За злостью всегда стоит боль и неудовлетворенная потребность, в данном случае потребность в признании и в значимости. Поэтому ребенку важно дать понять, что он любим и необходим. Нужно избегать ответной мести: ударить, наорать, сделать назло. Лучше удалиться из этой ситуации и остыть, принять решение в спокойном состоянии. Если ситуация дошла до мести, следуйте рекомендациям при борьбе ребенка за власть и когда он хочет привлечь внимание.

Слайд 5

4. Способ ПРОЯВЛЯТЬ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Как проявляется Если ребенок сможет убедить взрослых в том, что он ничего не может, то тогда к нему будут предъявлять меньше требований, и таким образом он избежит возможных унижений и неудач. Ребенок проявляет несостоятельность, если: – вы чувствуете в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать, опускаются руки; – он ничего не хочет, ни за что новое не берется, говорит, что не сможет; – взрослые начинают предъявлять к нему меньше требований. Ребенок становится пассивным и прекращает попытки борьбы: «Я неудачник! У меня ничего никогда не получится!». Пример На занятии в детском саду мальчик не смог приклеить ровную цифру, и воспитатель отругала его. В тот же день, когда мама привела его из детского сада домой, ребенок сказал, что не может раздеться, хотя раньше никаких проблем с этим не было. Неудача в детском саду привела к снижению самооценки мальчика вплоть до ступора в тех действиях, в которых он раньше был успешным. Он как бы попытался стать «меньше», чтобы вернуть то состояние, в котором ему было комфортно. Иногда такие состояния можно обозначить как регресс. ЧТО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ Возвращать ребенку веру в свои силы, повышать самооценку похвалой и за результаты сделанного, и за намерения начать, попробовать. Следить за своей речью: не сравнивать ребенка с другими детьми, меньше критиковать и обвинять. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Чаще подчеркивать способности и качества ребенка. Относиться спокойнее к тому, что не получается. Говорить, что если ребенок будет прикладывать усилия, то у него будет получаться лучше и лучше. Чаще просить о помощи, чтобы ребенок почувствовал, что он тоже может вносить свой вклад, что в нем нуждаются.

Слайд 6

Как помочь ребенку почувствовать себя значимым. Хвалите ребенка Подкрепляйте желательные действия своим вниманием. Например, когда ребенок убрал за собой вещи, скажите: «Я заметила, что ты убрал свои вещи на место. Мне очень это понравилось. Люблю, когда дома чисто. А тебе нравится?». Дайте почувствовать свой статус Включите в обязанность ребенка по согласованию с ним важное для него задание. Например, дошкольник может помогать вам накрывать на стол, вытирать пыль или поливать цветы. При конфликте избегайте резких реакций В случае конфликта избегайте экспрессивных высказываний и действий в адрес ребенка. Возьмите паузу, постарайтесь остыть и принять решение в спокойном состоянии. Повышайте самооценку ребенка Говорите, что если ребенок будет прикладывать усилия, то у него будет получаться лучше и лучше. Чаще просите ребенка о помощи, чтобы он почувствовал, что тоже может вносить свой вклад, что в нем нуждаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям "В какие игры можно поиграть на детском Дне рождения"

Праздники дома — это семейные традиции, которые сплачивают семью, помогают в воспитании детей, способствуют их развитию. Эти праздники помогают детям и родителям наслаждаться общением с родными и близ...

Рекомендации родителям: "С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?".

Здесь вы найдёте ответы на вопросы:- С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?- Как говорить с ребёнком?- Как сформировать грамотную речь?- Какие речевые недостатки встречаются у детей в до...

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД.

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД....

Рекомендации родителям "Какие игрушки нужны детям от рождения до 3 лет"

Данные рекомендации будут полезны родителям и воспитателям ДОУ групп раннего возраста. В нем кратко перечислены игрушки и пособия, необходимые детям определенного возраста....

Рекомендация родителям от музыкального руководителя: "Какую музыку слушать дома".

Очень часто родители не знакомы с классической музыкой, и начать самостоятельно слушать ее с ребенком оказывается для них затруднительным. Список классической музыки может быть бесконечным. Я выбрала ...

Рекомендации родителям "Какую лучше слушать музыку детям"

Рекомендации родителям "Какую лучше слушать музыку детям"...

Рекомендации родителям: "Какие сказки читать детям?"

Рекомендации родителям: "Какие сказки читать детям?"...