развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью интеллектуальных и логико-математических игр
статья (подготовительная группа)

 Лощинина Татьяна Леонидовна

материал для выступления на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие умственных и творческих способностей дошкольников с помощью интеллектуальных, логико-математических игр.  (Выступление на педсовете)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Чтобы в будущем, уже будучи школьником, ребенок не испытывал трудности  необходимо уже сейчас, в дошкольный период  готовить ребенка соответствующим образом. Все мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Мы решили, что наиболее эффективным средством развития умственных и творческих способностей дошкольников являются интеллектуальные и логико – математические игры

Интеллектуальные и логико – математические игры развивают: память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.

Для решения поставленных задач, была  проведена следующая работа: в группе создана предметно-развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием интеллектуальных, логико-математических игр . Так же была подобрана методическая литература, способствующих развитию умственных и творческих способностей дошкольников

Средства, развивающие умственные и творческие способности дошкольников: Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях

Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи – шутки.

Игры – головоломки.

Игры со счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

Игры с блоками Дьенеша
        - развивают творческие способности восприятия, память, внимание и воображение

Квадрат Воскобовича
        - развивает умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, внимание, память, пространственное и логическое мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук

Игра в шашки
        - развивает логическое мышление
        - развивает и совершенствует интеллект ребенка, умение находить способы решения в сложной ситуации
        - формирует усидчивость и целенаправленность

Конструирование
        - развивает мышление, воображение, творчество, умение из множества деталей создавать единый образ

Игра – головоломка «Танграм»
-
развивает воображение, конструктивное мышление, сообразительность

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

          Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

                            Задачки – шутки:
*** Жираф , крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
*** Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
*** Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
*** Пришёл мельник на мельницу. Видит в каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка — по мышонку. Сколько  всего ног?
*** На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

Математическая палитра
развивает восприятие, внимание, память, мышление; совершенствует количественные представления и навыки счета в пределах 20 (состав числа, сложение, вычитание, сравнение)

Кубики Никитина
развивают у ребенка пространственное воображение и графические способности, точность и внимание, а также умения анализировать и комбинировать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»

Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина"

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»...

Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.

Игра это основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста жела...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашам...

План по самообразованию "Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б.Н Никитина"

План по самообразованию "Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б.Н Никитина"...