"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина"
методическая разработка по теме

Хазиева Айсылу Ринадовна

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №248 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района

г.Казани

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»

Выполнила: Хазиева  А.Р.

Казань 2016г.  

     

 Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

В I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методики авторы определяют следующим образом.

Во-первых, свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста.

Главное их отличие – это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

    Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда систематизировать и комбинировать любой материал.

    Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Вот несколько примеров самых популярных игр.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Здесь ребенок учится узнавать, называть и вставлять фигуры-вкладыши в рамки.

Методика Никитиных и развивающие игры

Сложи квадрат (2-4лет, 4-6лет)

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Игра имеет три категории сложности. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

http://mama.neolove.ru/images/u/8d09fa0f052847927eb9a40c1721e6e2.jpg

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3 до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. При помощи этой игры ребенок приобретает представление о дробях и их соотношениях.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Методика Никитиных и развивающие игры

И, наконец, кубики «Сложи узор». О них я хочу рассказать чуть подробнее.

Сложи узор (2-10 лет)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков.

 Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, красная, синяя, желтая. Две - двухцветные: белая с красным и синяя с желтым.  

Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Возрастная группа от 1,5-10 лет.  

Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

  1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
  2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют.
  3. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

       Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается абстрактное и творческое мышление, внимание, воображение, мелкая моторика, способность детей к анализу и синтезу.

Никитин считал важным  «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания», которые способствуют развитию логического мышления, создают благоприятные условия для формирования ценного качества как – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина» «Развивающая игра Б.П. Никитина «Кубики «Сложи узор » Воспитатель : Хазиева А.Р.

Слайд 2

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - классики отечественной педагогики. В I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день. Их эффективная система опробована на своих собственных детях.

Слайд 3

Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни .

Слайд 4

Основные принципы воспитания семьи Никитиных: Во-первых , свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых , легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих , родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

Слайд 5

В своих развивающих играх Никитины объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям»

Слайд 6

Рамки и вкладыши Представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания.

Слайд 7

Сложи квадрат И гра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Эти кубики способствуют развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать.

Слайд 8

Дроби И гра представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". При помощи этой игры ребенок приобретает представление о дробях и их соотношениях.

Слайд 9

Уникуб Игра состоит из 27 деревянных кубиков размером с ребром 3 см. Каждая грань кубика выкрашена в желтый, синий или красный цвета. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Слайд 10

Сложи узор Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку. В игре «Сложи узор» хорошо развивается творчество, способность детей к анализу и синтезу

Слайд 11

Возрастная группа 1 ,5 - 10 лет . В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. 1. Учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. 2. Ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. 3. Придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Слайд 12

Цели игры: Развитие: творческого мышления, воображения, речи, внимания, сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, мелкой моторики . Воспитание: усидчивости, самостоятельности

Слайд 16

Правила , которых необходимо придерживаться во время игры. 1 . Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать. 2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия. 3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы. 4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры The question of the development of creative abilitie...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на муз. занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры

Применение музыкально-дидактической игры в различных сферах деятельности формирует у детей легкость в восприятии учебного материала...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных форм изобразительной деятельности.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашам...