Проект во 2й младшей группе "Дружба-это счастье"
проект (младшая группа)

Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит  только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь  под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками  является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokt_druzhba.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад «Лесная сказка» №53 г.Новосибирск

Проект
«Дружба – это счастье!»

Автор:

                                                                 Воспитатель Куликовская Вера Николаевна

 г.Новосибирск 2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………....7

  • Актуальность проекта……………………………………………………....8
  • Цели и задачи проекта……………………………………………………... 9
  • Этапы проекта……………………………………………………………....10
  • Заключение. Результаты внедрения проекта…………………………......16
  • Перспективы развития проекта…………………………………………....19

Источники информации и список литературы………………………………….20

Приложения:

Приложение № 1. Методика проведения социометрии «Секрет».

Приложение № 2. Анкета для родителей.

Приложение № 3. Результаты начальных диагностических исследований  детей 2й младшей группы по методике «Секрет».

Приложение № 4. Результаты первоначального анкетирования родителей на тему «О детской дружбе».

Приложение № 5. Беседа «Дружба начинается с улыбки».

Приложение № 6. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?»

Приложение № 7. Дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет».

Приложение №8. Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Приложение № 9. Беседа по сказке В. Сутеева «Кораблик».

Приложение № 10. Проблемная ситуация  «Случай в малине».

Приложение № 11. Консультация для родителей «Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Приложение № 12. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Целый мешок приятелей».

Приложение № 13. Игра «Назови соседа ласково».

Приложение № 14. Дидактическая игра «Задания Малыша».

Приложение № 15. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья».

Приложение № 16. Беседа «Учимся дружить».

Приложение № 17. Проблемная ситуация  «Помощь Бельчонку».

Приложение № 18. Конспект занятия по лепке «Кружка для дедушки».

Приложение № 19. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду».

Приложение № 20. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Знай меру!»

Приложение № 21. Развивающая игра «Фотографии друзей».

Приложение № 22. Подвижная игра «Звери на болоте».

Приложение № 23. Сюжетно - ролевая игра «Игрушки у врача».

Приложение № 24. Проблемная ситуация  «Ириски».

Приложение № 25. Беседа «Секреты дружбы».

Приложение № 26. Конспект НОД по аппликации «Аквариум» (коллективная работа).

Приложение № 27. Консультация для родителей «Как научить детей дружить».

Приложение № 28. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Сказки спешат на помощь».

Приложение № 29. Развивающая игра «Радио».

Приложение № 30. Подвижная игра «Волшебные руки».

Приложение № 31. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с друзьями».

Приложение № 32. Альбом «Я рисую лучшего друга».

Приложение № 33. Консультация для родителей «Учите детей общаться».

Приложение № 34. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

Приложение № 35. Развивающая игра  «Угадай, кто это?»

Приложение № 36. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Приложение № 37. Музыкальная игра «Танец в парах».

Приложение № 38. Консультация для родителей «Давайте дружить!»

Приложение № 39. Памятка для родителей «Формирование межличностных отношений в семье».

Приложение № 40. Проблемная  ситуация «Подруги».

Приложение № 41. Проблемная ситуация «Рассказ о мальчиках которые называли себя друзьями».

Приложение № 42. Конспект воспитательного мероприятия «На Острове Дружбы».

Приложение № 43. Результаты итогового диагностического исследования  детей 2й младшей группы по методике «Секрет».

Приложение № 44. Сравнительный анализ результатов начального и итогового диагностического исследования  детей 2й младшей группы по методике «Секрет».

Приложение № 45. Сравнительный анализ результатов начального и итогового анкетирования родителей (законных представителей)

Введение

Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит  только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь  под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками  является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой личности.

Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива».

Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Становление личности невозможно вне коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, которая направлена на  достижение общих целей. Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка. 

  • Актуальность проекта

В соответствии  с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования была проведена работа с воспитанниками по определению сформированности детского коллектива по методике «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (Приложение 1).  С родителями (законными представителями) воспитанников было проведено анкетирование на тему «О детской дружбе» (Приложение 2).  На основании диагностических исследований детей (Приложение 3) сделан вывод, что в группе не сформированы устойчивые дружеские взаимоотношения детей со сверстниками, уровень благополучия  взаимоотношений в группе на низком уровне. Результаты анкетирования родителей (Приложение 4) показали, что у большинства родителей недостаточно знаний в вопросах социально-коммуникативного развития детей. В связи с этим,я сделала вывод о том, в группе необходимо провести работу по урегулированию межличностных отношений среди воспитанников и по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по социально-коммуникативному развитию детей.С этой целью был разработан проект «Дружба – это счастье!».

Новизна проекта  «Дружба – это счастье!» заключается в том, что проект является долгосрочным (рассчитан на 5 месяцев) с активным применением информационно-коммуникативных технологий (авторами разработаны презентации с использованием программы Microsoft PowerPoint для каждого мероприятия и представляют собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду; созданы авторские игры с использованием программы PowerPoint), систематизирована работа с воспитанниками 2й младшей группы по формированию дружеских взаимоотношений, предусмотрено  постепенное усложнение содержания материала.

  • Цели и задачи проекта.

Тип проекта: психолого – педагогический.

Участники: воспитанники 2й младшей группы, их  родители (законные представители), воспитатели группы, педагог – психолог.

Масштаб: долгосрочный (5 месяцев с января 2019г. по май 2019 г.).

Цель: формирование у дошкольников 2й младшей дошкольного возраста навыков эффективного общения и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

Задачи:

  • Создать условия для развития навыков эффективного общения у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формировать личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм;
  • Формировать доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;
  • Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
  • Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационных технологий.

  • Этапы проекта.

1 этап – подготовительный (технологический).

 Длительность этапа  – 2 недели (с 15 по 30 января).

Задачи:

  • Изучить научную литературу по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Изучить методические разработки и проекты, из опыта работы других педагогов по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста на сайтах педагогических сообществ.  
  • Отобрать эффективные формы и методы работы с детьми и родителями для реализации проекта.
  • Разработать мероприятия, направленные на решение поставленных задач.

В соответствии с поставленными задачами, мною была изучена научная литература по вопросам формирования дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и отношения детей  к сверстникам.

Исследуя работы Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, мы узнали о том, что в младшем дошкольном возрасте дети вступают во взаимоотношения со сверстниками и проявляют зачатки взаимной помощи, взаимопроверки и сознания ответственности за порученное дело. Однако все эти качества проявляются в условиях постоянного контроля деятельности со стороны взрослых. Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной, в четыре-пять лет сверстник для ребенка  рассматривается как равное существо, с которым можно себя сравнивать. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.

На сайтах педагогических сообществ представлены методические материалы, из опыта работы педагогов по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Анализ методических  разработок педагогов и проектов рассчитаны на детей только старшего дошкольного возраста, и реализация этих проектов, как правило, рассчитана на непродолжительное время  (от 1 дня до 3 недель). За такой короткий временной промежуток нельзя сформировать у детей устойчивых межличностных  отношений. Так же вышеперечисленные методические разработки не предполагают взаимодействие с родителями.

Поэтому возникла необходимость создания нового проекта для детей младшего дошкольного возраста «Дружба – это счастье». Так как особый интерес детей вызывают мероприятия с применением информационных технологий, то они были положены в основу психолого-педагогической работы.  

В содержании проекта «Дружба – это счастье!» были разработаны такие формы совместной деятельности воспитателя с детьми:

- Беседы с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Решение проблемных ситуаций с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Занятия с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные) в том числе самостоятельно разработанные в программе Microsoft PowerPoint;

- Чтение и обсуждение литературных произведений;

- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Итоговое воспитательное мероприятие с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.

Формы работы с родителями:

- Анкетирование;

- Информация в уголке для родителей;

-Консультации с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Заседания родительского клуба с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.

2 этап – внедренческий (основной):

Длительность этапа  – с 1 февраля по  15 мая.

Задачи:

  • Организовать психолого-педагогическую работу с воспитанниками, согласно плану.
  • Создавать условия для формирования доброжелательных взаимоотношения между воспитанниками.
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
  • Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
  • Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Для воплощения проекта «Дружба – это счастье!» в воспитательно-образовательный процесс был создан план психолого-педагогической работы на учебный год. Тематика запланированных мероприятий направлена на решение задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования  и органично вписывается в годовое комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. В плане проекта предусмотрено  постепенное усложнение содержания материала.

Ежемесячно с детьми проводились игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные), беседы, решения проблемных ситуаций, чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, продуктивная деятельность по данной тематике. Дети решали не только запланированные педагогом проблемные ситуации, но и возникающие в течение дня проблемы внутри своего детского коллектива. Родители воспитанников ежемесячно получали консультации, в уголке для родителей вывешивались информация. Благодаря постоянному «погружению» в проблему взаимоотношений  в коллективе, дошкольники учились взаимодействовать  в парах, в подгруппах и группе.  На протяжении всего времени реализации основного этапа проекта, у воспитанников была возможность взаимодействовать с разными детьми группы по принципу социально-игровой технологии:  выбирать партнеров  самостоятельно и случайным выбором с целью развития коммуникативных навыков.

Январь

  • Беседа  «Дружба начинается с улыбки...» (Приложение 5)
  • Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?» (Приложение 6) 
  • Анкетирование родителей на тему «О детской дружбе» (Приложение 2)
  • Дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (Приложение 7)
  • Сюжетно - ролевая игра "Магазин"(Приложение 8)
  • Чтение  художественной литературы сказка В. Сутеева  «Кораблик» (Приложение 9)
  • Проблемная ситуация «Случай в малине» (Приложение 10)
  • Консультация для родителей «Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка» (Приложение 11)
  • Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Целый мешок приятелей» (Приложение 12)

Февраль

  • Развивающая игра «Назови соседа ласково» (Приложение 13)
  • Дидактическая игра «Задания Малыша» (Приложение 14)
  • Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» (Приложение 15)
  • Беседа «Учимся дружить» (Приложение 16 )
  • Проблемная ситуация «Помощь бельчонку» (Приложение 17)
  • НОД по лепке «Кружка для дедушки» (Приложение 18)
  • Консультация для родителей  "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"(Приложение 19)
  • Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Знай меру!» (Приложение 20)

Март

  • Развивающая игра «Фотографии друзей» (Приложение 21)
  • Подвижная игра «Звери на болоте» (Приложение 22)
  • Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"(Приложение 23)
  • Проблемная ситуация «Ириски» (Приложение 24)
  • Беседа «Секреты Дружбы» (Приложение 25)
  • Коллективная работа аппликация «Аквариум» (Приложение 26)
  • Консультация для родителей «Как научить детей дружить» (Приложение 27)
  • Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Сказки спешат на помощь» (Приложение 28)
  • Развлечение для детей и родителей «День дружбы»

Апрель

  • Развивающая игра «Радио» (Приложение 29)
  • Подвижная игра « Волшебные руки» (Приложение 30)
  • Сюжетно-ролевая игра « Путешествие с друзьями» (Приложение 31)
  • Изготовление альбома «Я рисую своего лучшего друга» (Приложение 32)
  • Консультация для родителей «Учите детей общаться» (Приложение 33)
  • Информация в уголке для родителей. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье» (Приложение 34)

Май

  • Развивающая игра  «Угадай, кто это?» (Приложение 35)
  • Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Приложение 36)
  • Музыкальная игра «Танец в парах» (Приложение 37)
  • Консультация для родителей «Давайте дружить!» (Приложение 38)
  • Информация в уголке для родителей. Памятка для родителей «Формирование межличностных отношений в семье» (Приложение 39)

ТРЕТИЙ ЭТАП - заключительный (итоговый)

Длительность этапа  – с 15 мая по  30 мая.

Задача: провести оценку эффективности проекта.

Проведение оценки эффективности включает следующие мероприятия:

  • Решение проблемной  ситуации «Подруги» (Приложение 40) и «Рассказ о мальчиках, которые называли себя друзьями» (Приложение 41).
  • Воспитательное мероприятие  «На Острове Дружбы» (Приложение 42).
  • Наблюдения за детьми в их совместной деятельности в разные режимные моменты (прогулка, занятия, игры и т.д.).
  • Проведение диагностического исследования «Секрет» (Приложение 43).
  • Повторное анкетирование родителей (Приложение 44).

Список литературы:

  • Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia,2003.— 155 с.— Библиогр.: с.136—147.
  • Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – С. 220 – 221.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.. 
  • «Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития» / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск, 2012.
  • Яковлева Н. И. Организация и содержание социально—педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Метод. рекомендации для работников дошкол. учреждений / Шадр. фил. Моск. гос. открытого пед. ун—та им. М.А. Шолохова.— Шадринск,2003.— 53 с.

Использованные ресурсы Интернет-сети:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"

Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...

Сценарий совместного мероприятия во второй младшей группе «Мама – счастье моё!»

Совместное мероприятие детей с мамами, посвещенное Дню матери....

Проект «До На Орловском» «Семья — опора счастья»

проект для дошкольников «Семья-опора счастья». Данный проект будет полезен педагогам детских дошкольных образовательных организаций....

Проект в средней группе "Дружба-это счастье"

Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит  только при наличи...

Проект "Семья - это важно, семья - это счастье"

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина".  Откуда я родом?  Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очен...

Проект в старшей группе «Как ослик счастье искал».

Выставка шкатулок, молочной продукции. Театральная постановка сказки в исполнении детей...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «День счастья»

Цель: формировать представления о мире любви и добрых чувств; развивать у детей стремление проявлять любовь к родным, воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать ...