Развивающий подход в реализации предшкольной подготовки
статья (подготовительная группа)

Куличкина Юлианна Григорьевна

Развивающий подход в реализации предшкольной подготовки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающий подход в реализации предшкольной подготовки

Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Предшкольная подготовка рассматривается составляющей непрерывного образования, направлена на развитие воспитанника, промежуточным звеном между семейным воспитанием, дошкольным и начальным звеньями образования в общей непрерывной системе образования и выполняет функцию социального контроля за состоянием физического, психического, интеллектуального, морально-нравственного и эмоционально-волевого развития детей перед поступлением их в школу . Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

О. Степанова  дает широкое толкование предшкольной подготовке и определяет ее как целенаправленный, организованный процесс и результат развития, воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Предшкольная подготовка осуществляется не в одном направлении, а охватывает широкий диапазон составляющих, вовлекая не только детей, но и родителей и учителей начальной школы.

Основная цель предшкольной подготовки - сформировать у старших дошкольников образ школы, как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе. Формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе, требующая определенных средств и методов и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника.

С этой целью используются экскурсии в школу, встречи с учителем и школьниками, песни о школе, музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему, рассказы воспитателя о школьных годах, совместные со школьниками праздники, встречи с учителем и пр.

Сущность адекватно построенного процесса подготовки к школе состоит в создании условий, в которой у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Старшие дошкольники осваивают разные способы самостоятельного познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Будущие школьники практическим путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общения и отношений, умения взаимодействия и сотрудничества).

Учебная деятельность вырастает из игровой, поэтому рекомендуют в группе выделить игровую зону, где следует поместить куклы в школьной одежде, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, повесить рабочие тетради, школьную доску и пр.

Ниже представлены основные компоненты программ, которые так же рекомендуется реализовывать, применяя игровые методы.

  • Формирование элементарных математических представлений: ребенок должен овладеть не только элементарными математическими представлениями (форма, фигура, цифра, число и т.п.), но и уметь производить с ними действия (сравнение, наложение, знание состава числа, счет в прямом и обратном порядке, решение элементарных математических задач); одним из важнейших компонентов в ФЭМП является практический метод, который позволяет дошкольникам лучше усваивать материал (действия с объемными и плоскостными фигурами, эксперимент с дидактическим материалом, зарисовывая, раскрашивая, записывая результат на математическом языке)
  •  Развитие речи: здесь создается прочная основа для дальнейшего успешного изучения русского языка. Главными составляющим являются: развитие словаря, формирование звуковой культуры, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирование элементарного осознания языка и речи (различие звука и слова, нахождение звука в слове), воспитание любви и интереса к художественному слову.
  • Художественно-эстетическое развитие: становление этического отношения к окружающему миру, ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, восприятие музыки, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности (художественной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.)
  • Ознакомление с окружающим миром: занятия направлены на то, чтобы сформировать у детей целостное восприятие о предметах и явлениях окружающего мира. Включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы
  • Физическое развитие решает вопрос не только о физической подготовке (развитие координации, гибкости, сила, скорость, ловкость и т.п.), но и дает ребенку представления о здоровом образе жизни (режиме дня, питания, гигиене, витаминах и пр.), правилах поведения, не наносящих вред организму, формирование потребности и интереса в занятиях физическими упражнениями.

Родители, как и педагоги должны внимательно следить за поведением и реакциями своего ребенка и вовремя подсказывать направление, в котором наиболее «комфортно двигаться» для решения той или иной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

«Интегрированный подход в работе психолога при организации предшкольной подготовки»

Своевременное и полноценное познавательное, эмоционально-личностное, физическое развитие в дошкольном детстве - одно из основных условий его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушени...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"...

Предшкольная подготовка дошкольников в аспекте развивающего обучения посредством программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки»

Выступление перед студентами «Тарского индустриально-педагогического колледжа»....

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Подготовка  ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития.  Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией ш...

Рабочая программа учителя-логопеда «Речевичок» (для предшкольной подготовки учащихся) Срок реализации-1 год

Программа "Речевичок" для дошкольников подготовительного возраста, направленная на преддошкольную подготовку....

Программа коррекционно-развивающих занятий "Предшкольная подготовка"

В компетенцию и обязанности детского психолога входит про­ведение психологической диагностики, направленной на выявле­ние особенностей психического развития ребенка и уровня сфор­мированно...