Предшкольная подготовка дошкольников в аспекте развивающего обучения посредством программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Выступление перед студентами «Тарского индустриально-педагогического колледжа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1) Предшкольная подготовка дошкольников в аспекте развивающего обучения посредством программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки»

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей; став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера; новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений В.А. Сухомлинский.

В рамках проведения единого методического дня я выступала с докладом, целью которого было рассказать о том, как в нашем учреждении поддерживается идея преемственности, где школа и сад были названы мною «единым учебным комплексом». Чтобы в полной мере осуществить идею преемственности в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад-школа» необходимо выполнение следующих организационных условий:

- согласованность целей па дошкольном и начальном школьном уровнях образования с учетом единой системы планирования;

- систематизация содержания образования в начальной школе, совершенствование форм, методов организации обучающей, воспитывающей, развивающей деятельности;

- единое образовательное пространство, обеспечивающее формирование и рациональное использование предметной среды для удовлетворения ведущих потребностей детей разного возраста;

- интеграция педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества и целенаправленного взаимодействия для организации учебно-воспитательной работы;

- общение и сотрудничество дошкольников и школьников в разновозрастных коллективах, создающие условия всеобщей заботы друг о друге, взаимной ответственности.

Иными словами, мы должны стать учебным заведением, представляющим собой целостную, динамическую и открытую педагогическую систему, объединяющую педагогические процессы детского сада и начальной школы (слайд 2). Я считаю, что первым шагом к реализации принципа преемственности, должна стать  программа по реализации данного принципа в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад - школа». Считаю, что в инновационной дошкольной программе, основанной на концепции развивающего обучения «Тропинки», автором которой является ученик выдающего отечественного мыслителя В.В. Давыдова, Владимир Товиевич Кудрявцев, максимально точно определены позиции относительно преемственности развивающего дошкольного и начального образования (слайд 3). 

Цель проекта «Тропинки» состоит в том, чтобы с помощью развития творческих способностей создать условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению (слайд 4).

Задачами проекта являются:

- формирование не прообраза учебной деятельности, а её универсальные психологические предпосылки;

- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы творческих способностей ребёнка (продуктивного мышления, рефлексии и др.);

- развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- расширение перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

- формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью;

- развитие у детей начал будущего умения учиться.

Основная идея проекта (слайд 5):

Только через творческое воображение ребёнок может открыть для себя мир.

Основная отличительная черта проекта – принцип необыденности. Что понимается под этим понятием? Как уже было сказано выше, ФГТ определяют основной и ведущей формой работы с детьми – игру.  Игра сопоставляется с понятием необыденности и поэтому образовательное пространство  детского сада  должно стать для детей реальным воплощением духа необыденности. В этом другом мире другой жизнью должны стать другие дети и другие взрослые. В рамках образовательного проекта «Тропинки» опыт построения «необыденной» педагогики получает своё развитие в русле всех направлений работы с детьми. Можно, например, «воспитывать» у ребёнка правильную осанку, призывая его сидеть или стоять «красиво» (прямо). А можно на специально организованной физкультурной деятельности дать детям возможность ярко, эмоционально прочувствовать неудобство неправильной позы, предложить им изобразить в игре невероятное – допустим, собаку на заборе или пассажира в чемодане. Всё это расширяет возможности смысловой ориентировки ребёнка в той сфере действительности, которую он осваивает в образовательном процессе (слайд 6).

Чувство необыденности многократно усиливает интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка. Обретённый в дошкольном возрасте необыденный опыт на первых порах облегчает для младшего школьника задачу различения учебного и неучебного содержания. В дошкольном детстве в нормальных условиях развития ребёнка через игру, активное восприятие художественной литературы, различные формы художественного творчества формируется определённый необыденный опыт, который организуется по законам творческого воображения. Этот опыт и должен быть востребован в начальной школе.

Ещё один принцип проекта – общность приоритета творческого развития. Одно из главных составляющих этого принципа – реализм воображения.

Это понятие расшифровывается, как способность к образно-смысловому постижению общих принципов строения и развития вещей – таких, как они есть на самом деле. Примером реализации данного принципа может послужить прием сказок – перевёртышей, который направлен на достижение целого комплекса педагогических целей, но ведущей остается развитие воображения.

 Меня очень беспокоит, что наш детский сад всё больше стал напоминать маленькую школу. Перегружая детей в подготовительной группе псевдошкольными знаниями, мы превращаем предшкольную подготовку в повседневную педагогику, форсировано  вводя детей в то, что должно стать обыденным завтра. У детей притупляется  естественное переживание чудесности, сказочности и элементарное чувство новизны. Даже сказка перестала детьми восприниматься как чудо и таинство, а игра – как событие. Здесь ещё раз просматривается необходимость организации жизни дошкольников по принципу «необыденности».

Повторюсь (слайд 7). В программе «Тропинки» на дошкольной ступени формируется не прообраз учебной деятельности, а её универсальные психологические предпосылки.  Ключевая из них - продуктивное воображение, которое развивается средствами игры, восприятия сказок, художественного творчества т.д. Как показывает опыт школы-лаборатории «Лосиный остров»  г. Москвы, у детей, занимающихся по комплексной программе «Тропинки», наблюдается тенденция к включению в учебную ситуацию, способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослыми, открытость проблемам и исследовательская активность (слайд 8).

 Многоуровневость, содержательная и продуктивная, возможна лишь в системе развивающего образования – об этом  писали автор программы В.Т. Кудрявцев со своим учителем В.В. Давыдовым ещё 15 лет назад. В рамках этой самой по себе вариативной системы уже предложены если не модели, то вполне работающие модули преемственности: по линии содержания от дошкольной образовательной программы «Тропинки»  – к семейству программ развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. При этом сохраняется и возможность реализации «предметно-тематического» принципа обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Более того, отдельные разделы дошкольной программы могут одновременно являться органическими частями соответствующих школьных общеобразовательных курсов (слайд 9). Например, сопоставив программу развития речи дошкольников (О.С. Ушакова), которая является и составной частью проекта «Тропинки», с развивающей программой начального обучения родному языку (В.В. Репкин), легко уловить их общность. Как и на дошкольной ступени, в начальных классах на передний план выступает развитие:

- тех же языковых обобщений, только носящих теоретический характер, отрабатываемых на логико-лингвистических моделях;

- того же осознания явлений языка и речи, но уже в форме содержательной рефлексии;

- того же интереса к родному языку, но уже более предметного и перерастающего в учебную мотивацию;

- той же способности решать речевые и языковые проблемы, но уже принявшие форму и содержание учебных задач (задач на поиск общего способа действия);

- того же общения, но уже в русле совместно-разделенного учебного сотрудничества.

Применительно к  проекту «Тропинки» такой подход определяет преемственность работы по развитию выразительности в изобразительной деятельности дошкольников (С.Л. Киселева) с освоением композиции на уроках изобразительного искусства в начальных классах (Ю.А. Полуянов, Т.А. Матис); (слайд 10) во многом неожиданный переход от развития воображения дошкольников на геометрическом материале и формированию у них на этой базе предпосылок понятия числа (М.Н. Султанова) к овладению младшими школьниками числовыми законами (по программе В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой) и др. (слайд 11).

Но в основе этих предметных «сцепок» лежит нечто «внепредметное», по крайней мере, в традиционном педагогическом понимании. Это логика развития форм деятельной, творческой жизни детей в сотрудничестве с взрослыми и друг с другом. Логика открытия ребенком мира культуры, главным итогом которого для него становится «открытие себя», своих возможностей, усиленных мощью разнообразных «культурных инструментов» и обогащенных в сфере человеческих взаимоотношений, которые подталкивают к использованию этого инструментария.  Только потому и не рассыпается и образовательная «лестница» (слайд 12).    

Из всего вышесказанного следует, что предшкольное образование может быть только развивающим, выходящим за границы повседневности в широкую сферу социальной жизни, воротами в которую должна стать современная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

     «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно...»  А.Р.ЛУРИЯУспешное развитие речи в дош...

Предшкольная подготовка дошкольников

Предшкольная подготовка дошкольников в условиях ДОУ...

Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Технология  развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследовател...

Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем х...

Особенности образовательной области «Речевое развитие» программы В.Т. Кудрявцева «Тропинки»

Именно по тропинкам  ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не ...

Семинар-практикум для родителей «Подготовка дошкольников с ФФНР к обучению грамоте»

Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее ...

Предшкольная подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся организации подготовки детей, имеющих сложную структуру дефекта, к обучению в школе....