Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка будет зависеть от правильно выбранной педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука о мастерстве, поэтому: насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир. Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т.к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т.к. эта технология направлена на познание нового, неизвестного. Актуальность заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности. Что понимают под исследованием? Исследование - один из универсальных типов мыследеятельности. Источник исследования – стремление к познанию. Главная цель - установление истины по принципу: «От простого к сложному». Уровни реализации «исследовательского обучения Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения; Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно; Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно Ядром технологии развивающего обучения является: это-цель - средства- правила их использования- результат. Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе. Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия. Во - первых, я придерживалась некоторых алгоритмов. 1. Интересное начало — точка удивления. Я начала занятие с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в мини- лаборатории (наблюдение за содержанием в почве камней- щебенки, песка, глины и т.д.) 2. Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности. 3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия). 4.Решение проблемных задач, ситуаций. Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места». 5. Опытно-экспериментальная деятельность. На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании она превращается в твердую породу - металл. Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и логичность данной технологии. Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционные техники рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия. Теперь несколько слов о результативности работы педагога с данной технологией – где она еще применялась? В прошлом году я принимала участие в конкурсе «Новое в образовании» на муниципальном уровне с использованием данной технологии на занятиях и заняла 2 место. В прошлом же году я провела 2 открытых занятия для слушателей курсов по повышению квалификации на МРИО. В этом году для них же показала 1 занятие и 1- на муниципальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка  будет зависеть от правильно выбранной  педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука  о мастерстве, поэтому:  насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир.   Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т.к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т.к.  эта технология направлена на познание нового, неизвестного.

Актуальность  заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  посредством исследовательской деятельности.

Что  понимают
под исследованием?

Исследование -  один из универсальных типов мыследеятельности.

Источник исследования – стремление к   познанию.

Главная цель -  установление истины по принципу: «От простого к сложному».

Уровни реализации «исследовательского обучения

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

 Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно  

Ядром технологии  развивающего обучения является: это-цель - средства- правила их использования- результат.

 Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.

Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления  детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.

Во - первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.

  1. Интересное начало — точка удивления.

Я начала занятие  с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и  постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в  мини- лаборатории (наблюдение за содержанием  в почве камней- щебенки, песка, глины и т.д.)

2.  Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.

     3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

    4.Решение проблемных задач, ситуаций.

Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».

    5. Опытно-экспериментальная деятельность.

На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который  доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям  появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании  она превращается в твердую породу - металл.

Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и  ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и  логичность данной технологии.

Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционные техники рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.

Теперь несколько слов о результативности работы педагога с данной технологией – где она еще применялась? В прошлом году я принимала участие в конкурсе «Новое в образовании» на муниципальном уровне с использованием  данной технологии на занятиях и заняла 2 место. В прошлом же году я провела 2 открытых занятия для слушателей курсов по повышению квалификации на МРИО. В этом году для них же показала 1 занятие и 1- на муниципальном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Поможем Буратино» Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для:·                    приобретения опыта заинтересованного участия в детском и...

Тема: «Поможем Буратино» Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для:·                    приобретения опыта заинтересованного участия в детском и...

Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Технология  развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследовател...

Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены  на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной  целью воспитателя...

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...