Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.
консультация (подготовительная группа) на тему

Технология  развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка  будет зависеть от правильно выбранной  педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука  о мастерстве, поэтому:  насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир.   Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т.к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т.к.  эта технология направлена на познание нового, неизвестного.

Актуальность  заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  посредством исследовательской деятельности.

Что  понимают
под исследованием?

Исследование -  один из универсальных типов мыследеятельности.

Источник исследования – стремление к   познанию.

Главная цель -  установление истины по принципу: «От простого к сложному».

Уровни реализации «исследовательского обучения

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

 Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно 

Ядром технологии  развивающего обучения является: это-цель - средства- правила их использования- результат.

 Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.

Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления  детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.

Во первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.

1.     Интересное начало — точка удивления.

Я начала занятие  с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и  постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в  мини- лаборатории (наблюдение за содержанием  в почве камней- щебенки, песка, глины и т.д.)

2.  Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.

     3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

    4.Решение проблемных задач, ситуаций.

Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».

    5. Опытно-экспериментальная деятельность.

На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который  доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям  появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании  она превращается в твердую породу - металл.

Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и  ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и  логичность данной технологии.

Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционную технику рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.

 Теперь несколько слов о результативности работы педагога с данной технологией – где она еще применялась? В прошлом году я принимала участие в конкурсе «Новое в образовании» на муниципальном уровне с использованием  данной технологии на занятиях и заняла 2 место. В прошлом же году я провела 2 открытых занятия для слушателей курсов по повышению квалификации на МРИО. В этом году для них же показала 1 занятие и 1- на муниципальном уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady.docx57.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка  будет зависеть от правильно выбранной  педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука  о мастерстве, поэтому:  насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир.   Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т.к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т.к.  эта технология направлена на познание нового, неизвестного.

Актуальность  заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  посредством исследовательской деятельности.

Что  понимают
под исследованием?

Исследование -  один из универсальных типов мыследеятельности.

Источник исследования – стремление к   познанию.

Главная цель -  установление истины по принципу: «От простого к сложному».

Уровни реализации «исследовательского обучения

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

 Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно  

Ядром технологии  развивающего обучения является: это-цель - средства- правила их использования- результат.

 Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.

Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления  детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.

Во первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.

  1. Интересное начало — точка удивления.

Я начала занятие  с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и  постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в  мини- лаборатории (наблюдение за содержанием  в почве камней- щебенки, песка, глины и т.д.)

2.  Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.

     3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

    4.Решение проблемных задач, ситуаций.

Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».

    5. Опытно-экспериментальная деятельность.

На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который  доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям  появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании  она превращается в твердую породу - металл.

Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и  ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и  логичность данной технологии.

Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционную технику рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.

 Теперь несколько слов о результативности работы педагога с данной технологией – где она еще применялась? В прошлом году я принимала участие в конкурсе «Новое в образовании» на муниципальном уровне с использованием  данной технологии на занятиях и заняла 2 место. В прошлом же году я провела 2 открытых занятия для слушателей курсов по повышению квалификации на МРИО. В этом году для них же показала 1 занятие и 1- на муниципальном уровне.

Конспект занятия по экологии

 в подготовительной группе на тему:

 «Опытно – экспериментальная работа

 в процессе ознакомления детей с зерновыми

и овощными культурами».

Выполнил:

 Родькина В.Г. воспитатель

 высшей квалификационной категории.

МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»

Республики Мордовия.

Цель: Развивать знания детей о строении зерновых и овощных культур, об условиях, необходимых для роста растений; развивать интерес к опытно – экспериментальной работе , умению работать по схеме а также воспитывать трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель и  добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Оборудование: Букет в красивой непрозрачной  обвертке с колосьями пшеницы, конверт с карточками (на каждого ребенка), тарелка со злаками (на каждого ребенка), пробирки: с зерном, мукой,  гречихой, гречкой, просом, пшенкой, лук, нож, увеличительные стекла, микроскопы, цельная яичная скорлупа,  подставки для яиц, фломастеры, вата, маленькие луковички,

Ход занятия.

(Раздается стук в дверь и передают воспитателю букет в красивой обвёртке, не сказав от кого).

Воспитатель. - Ребята, давайте сейчас рассмотрим цветы в этом букете и надеюсь, что они также красивы, как и  обвёртка и, возможно, мы  узнаем адресата.

(Раскрывает, а там не цветы, а колосья). (Обращается к детям).

-Что такое?  (Колосья.)

-Где они растут?  (В поле.)

-Их  кто- нибудь сажает, или сами растут? (Сажают люди.)

- А для чего?  (Чтобы получить муку).

-Для чего нужна мука?  (Чтобы испечь хлеб, торт, печенье и т.д.)

-Давайте вспомним, из каких частей состоит колос, когда он растет в поле? (Корень, стебель, колос.)

Работа с карточками.

(У каждого на столе  конверт с карточками с изображением частей колоса, когда он растет в поле (корень, стебель, колос)  и что - то лишнее, например, вишня , арбуз,  огурец, цветок  т.д.)

Воспитатель - Перед вами лежит конверт, внимательно рассмотрите содержимое и найдите, что лишнее? (Дети отмечают, что лишнее и почему).

Работа со злаками.

(Перед каждым ребенком тарелочка с различными злаками: рис, гречка, зерно, пшено.)

Воспитатель. - Из тарелочки выбрать и положить на стол перед собой  те злаки, которые растут в этих колосьях. (Воспитатель наблюдает за работой детей, а потом просит их сложить обратно в тарелочку.)

(Воспитатель продолжает)

 – Вот как много всего вы знаете о зерновых культурах,  (вдруг находит записку в глубине этого странного «букета» и читает:

 - «Это самое ценное и дорогое,  что растет у вас на земле». Инопланетянин.

Ребята, даже инопланетяне знают, какое  важное значение имеют для нас зерновые культуры, поэтому мы всегда должны помнить, что хлеб нужно беречь.

 Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что люди в поле сажают не только зерновые, но и другие культуры. Про некоторые из них мы и поговорим, а про что именно – вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

«Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает - тот слезы проливает».

Дети: - Лук.  

 Воспитатель:

 - Объясните выражение «…кто его раздевает, тот слезы проливает». (Дети объясняют)

-Если он такой горький, жжёт глаза, от него плачут, для чего же его сажают?  (Чтобы быть крепким и здоровым - в нём много витаминов).

Сейчас мы немного отдохнем, и продолжим беседу.

Физкультминутка.

«Белое облако, маленькое облако,

Подари нам, облако, капельку дождя. (Поднимают руки и делают упражнения)

Маленькое зернышко в землю нами брошено.

Маленькое зернышко без воды растить нельзя. (Упражнения).

Работа в мини - лаборатории

Воспитатель. - Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию.

(Выставлены  пробирки с  зерном,  мукой,  гречихой,  гречкой,   просом,  пшеном;  на каждого ребенка: тарелка с зернами пшеницы или ржи,  увеличительные стекла;  муляж зерна в разрезе  в увеличенном виде;  лук, нож.)

Воспитатель продолжает: - В нашей лаборатории выставлены злаковые культуры, которые растут у нас в поле и то, что из них мы получаем – из зерна - муку,  из гречихи – гречку и т.д. (Показывает).

 А теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите зерна, которые лежат на тарелке.  (  Дети отмечают,  какой они формы, цвета и т.д.)

Ребята, даже через увеличительное стекло, мы не сможем рассмотреть внутреннее строение зерна, т. к. они слишком маленькие, поэтому в нашем музее есть муляж зерна в увеличенном виде, где мы можем хорошо рассмотреть его строение и развитие. (Рассматривают и беседуют).

Таким же образом рассматривают строение лука в разрезе.

Воспитатель отмечает, что если поместить лук и зерно в сырое место, то появятся ростки и растение начнет расти, следовательно,  мы приходим к выводу, что в них сохраняется жизнь даже тогда, когда они лежат в хранилище. Я вам сейчас это докажу. (Воспитатель отделяет пленку между слоями у лука и предлагает его рассмотреть через микроскоп.)

Дети подходят к микроскопам.

Работа с микроскопами. (В процессе работы дети меняются местами.)

На вопрос воспитателя, что они видели? Дети отмечают свои наблюдения – кто видел  капли воды, кто - камешки, кто -  брызги воды и т.д.

Воспитатель делает вывод: - Все, что они  видели – это клетки, они  имеют разную  форму и разную  величину и,  благодаря  им (клеткам),  сохраняется жизнь в злаковых и овощных культурах.

А теперь мы отправляемся в страну сказочных героев.  (Дети подходят к столам, где приготовлено все необходимое, для изготовления сказочного героя – Чиполино).

Изготовление поделки.

Для поделки нужно: цельная яичная скорлупа, подставка для яиц, фломастеры, вата, маленькая луковичка.

Как сделать.

1.Аккуратно уберите верхнюю  часть скорлупы, а на оставшейся части  яркими фломастерами нарисуйте рожицы.

2.Вставьте скорлупки в подготовленные подставки.  Положите внутрь вату, затем положите на неё луковичку и налейте столько воды, чтобы они стали влажными.

3.Поставьте скорлупки в теплое, хорошо освещенное место. Через несколько дней лук прорастет, и у человечков появятся волосы.

Воспитатель берет поделку, с  заранее пророщенными «волосами» и отмечает, что благодаря луку наш сказочный герой ожил – у него появились волосы. Скоро и ваши поделки оживут.

Работа по схеме.  ( На первой изображены колос и лук, на второй – пробирки, на третьей – микроскоп, на четвертой – яйцо).

Воспитатель продолжает: - Ребята,  давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? С помощью схемы дети отмечают, что они  говорили о зерновых и овощных  культурах, потом посетили мини – лабораторию, работали с микроскопами, делали сказочного героя Чиполино.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Атемарский детский сад №1 «Теремок»

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования».

(Выполнила: воспитательница старшей гр. Родькина В. Г.)

                                       

Атемар 2013г.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.

В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях.

Алгоритм построения познавательных занятий

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.

В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами,  исследовать их с  помощью лупы,  повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т.д.   Совместно с родителями собирается разнообразный  природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие.

Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило  и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы , явления и помогают детям в этом творческом процессе.

 Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько  это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли , то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и  в наши дни.

Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со  временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Атемарский детский сад №1 «Теремок»

«Значение художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

(Выполнила: воспитательница старшей гр. Родькина В, Г.)

Атемар 20011

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

               

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

             

          У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

         Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

       Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

        Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

    В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

         Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений .

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

                С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

 Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].

Дыхание - периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это - непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

 Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

 Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

  3) Логика  чтения (логическое ударение) - выделение во фразе главного по смыслу слова.

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

  6)Сила голоса - это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

       

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

            Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

           Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

       Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

                       При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

             .

           Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

              На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством

 Отгадывая загадки -  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

  Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

   Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

  Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Литература:

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников окружающем мире».

(Выполнила: воспитательница старшей гр. Родькина В, Г.)

Атемар 2012 г.

     

 1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом  

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко [14] методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать.

1.2. Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования

Для последовательного и эффективного применения метода моделирования необходимо прежде всего учитывать особенности умственного развития детей определенного возраста т. е развитие мышления, внимания,  памяти.

Надо сказать, что каждая из характеристик умственной деятельности старшего дошкольника, опираясь на физиологические особенности этого возраста, показывает необходимость наглядных методов организации умственного воспитания. Кроме того, наиболее актуальной задачей умственного воспитания в этом возрасте является развитие навыка систематизации знаний, которых в старшем дошкольном возрасте у ребенка накоплено уже достаточно много. Здесь целесообразно применять метод моделирования, поскольку он позволяет устанавливать причинно-следственные связи, показывать скрытые характеристики объектов и явлений, давать наиболее полное представление об окружающем мире.

Большую роль в процессе познания играет сравнение. Посредством сравнения ребенок “как бы накладывает на предметы более густые краски, делает их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придает обыденному необычайный вид и таким путем питает свою эмоциональность. Иногда эти сравнения поражают своей оригинальностью и вскрывают неожиданные результаты детской наблюдательности”.

Постепенное усложнение заданий на сравнение побуждает детей к подробному и всестороннему рассматриванию объектов сравнения. Здесь могут также помочь модели, в роли которых выступают технические игрушки, готовые или собранные детьми из деталей конструктора, модели бытовых предметов, игрушки животных и т.д. Эти задания воспитатель включает в наблюдения, беседы, игры. Во время обобщающей беседы, чтобы проверить знания детей, можно дать им несколько таких заданий. Например, при ознакомлении детей с домашними и дикими животными интересно дать задания на сравнение и классификацию животных по приносимой ими пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки-модели, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных на столе картинок с изображением животных дети должны отобрать те, на которых нарисованы животные, живущие около человека и в лесу, и расположить их соответственно месту проживания.

Систематичность проводимых занятий, постепенное углубление их содержания положительно отражается на разнообразной деятельности детей. В своих рисунках, рассказах они стараются правильно и полно передать характерные признаки животного, способ его передвижения, среду обитания, реалистически объяснить увиденное.

Значительно разнообразнее в старшем дошкольном возрасте могут быть наблюдения за сезонным трудом людей:

Осенью - пахота, посев озимых, посадка деревьев и кустарников, борьба с вредителями;

Зимой - подгребание снега к стволам деревьев, выращивание растений в теплице;

Весной - обрезка деревьев, борьба с вредителями, пахота, посевы и посадки на огороде;

Летом - прополка, прореживание всходов, удобрение почвы.

Многие из этих видов труда доступны детям. Так, дети участвуют в подготовке почвы к посевам и посадкам (повторная перекопка земли, рыхление, оформление гряд), в посевах и посадках (посев семян огурцов, редиса, посадка рассады помидоров, луковиц гладиолусов и др.), уходе за растениями (полив, рыхление, прополка).

В результате такой работы ребята начинают понимать, что развитие растения зависит от условий, в которых оно растет, от того, насколько уход за ним соответствует его особенностям.

Интересно проходят опыты, в процессе которых дети устанавливают определенные связи: намоченные семена прорастают быстрее; подкормленное растение дает больше плодов; на прореженной грядке овощи вырастают крупнее; растения, выращенные на солнечных местах, крупнее, обильнее цветут и плодоносят.

С детьми старшего дошкольного возраста интересно проходят разные дидактические игры и упражнения с элементами предметного моделирования во время экскурсий, прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми такие игры: “Найди пять листьев с разных деревьев и назови их”, “Собери самые красивые листья”, “Найди самый большой лист”, “Найди дерево и кустарник по описанию”, “Узнай на ощупь, с какого дерева лист”. Введение элементов соревнования: “кто быстрее?”, “кто больше?” - повышает интерес детей к этим играм.

2.2. Применение предметно-схематических моделей, их возможности в ознакомлении с окружающим миром

Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.

Во время наблюдений, экскурсий, прогулок, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, педагог не только расширяет круг представлений детей, но, главное, помогает им осознать определенные закономерности в сезонной жизни природы.

Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии в природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире от изменений в неживой природе.

Еще большее значение имеет закрепление и систематизация знаний при использовании предметно-схематических моделей. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

Как и в предыдущие периоды, дети получают задания на сравнение сезонов. При сравнении зимы и лета, весны и осени, т.е. сезонов, резко отличающихся друг от друга, ребятам легче выделить основные, характеризующие их признаки: долготу дня, состояние неба, характер осадков и т.д. сравнение “смежных”, переходных сезонов (осень - зима, весна - лето) обеспечивает усвоение менее контрастных, похожих признаков, тем самым способствует пониманию постепенности развития природы.

Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”.

В каждом периоде сезона воспитатель выделяет характерные особенности, составляющие цепочку взаимосвязанных событий, и организует изготовление детьми соответствующих предметно-схематических моделей, например:

Ранняя весна - появляются проталины, начинают набухать почки деревьев. Прилетают перелетные и оживляются оседлые птицы. Пробуждаются первые насекомые. Покидают зимние жилища медведи, барсуки. У зайчих, бельчих появляется потомство.

Средний период весны - полностью тает снег, на реках ледоход, набухают почки большинства деревьев, появляется трава, распускаются раноцветущие растения. Заканчивается прилет перелетных птиц, они устраивают гнездовья и откладывают яйца. Начинается икрометание у лягушек и рыб.

Поздняя весна - все деревья покрываются листвой, зацветают черемуха, вишня, смородина и др., птицы насиживают яйца, начинают выводиться птенцы. Рождаются детеныши у лисиц, оленей.

Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов. Так дети узнают о причинах весеннего оживления и осеннего отлета птиц, зимней спячки некоторых животных, изменения их окраски в связи с сезоном, понимают зависимость цвета покрова животного от среды обитания. На протяжении года ребята следят за жизнью птиц, они видят, что, прилетев весной, птицы сначала вьют гнезда, потом кладут яйца и выводят птенцов, выкармливают их, учат летать

2.3. Моделирование рассказа о природе как один из способов применения метода моделирования в процессе ознакомления с окружающим миром

В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

Подготовка к составлению рассказа о природе начинается в процессе наблюдения. Вопросы, которые задает воспитатель во время экскурсии, труда, являются и планом для будущего рассказа. Беседа, предваряющая составление рассказа, должна напомнить детям цель, содержание, последовательность наблюдения и труда, подвести к словесному их выражению. Далее дети составляют схему-модель рассказа, рисуя картинки-пиктограммы или несложные символы его отдельных этапов.

В самом начале обучения детей рассказыванию о природе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. Из небольшого, простого по содержанию и форме рассказа воспитателя на тему, предложенную детям, они могут заимствовать для собственного рассказа сюжет, последовательность, отдельные слова и выражения.

Сначала дети точно следуют образцу, почти копируют его, да и указания воспитателя нацеливают на это: “Расскажи, как я”. Но очень важно вовремя отвести детей от прямого копирования, больше акцентировать их внимание на самостоятельности выполнения задания. Поэтому в старшем дошкольном возрасте нецелесообразно давать образец в начале каждого занятия. Образец может быть дан в середине (если дети затрудняются в составлении рассказа) или в конце занятия, чтобы эмоционально завершить его.

Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: “О чем я сначала рассказала?”, “Чем закончила рассказ?”, “О чем рассказала больше?”. Эти вопросы и данные на них ответы служат опорными частями апперцептивной схемы рассказа.

Углубление и систематизация знаний детей о временах года проявляется в содержании их творческих рассказов на эту тему. Дети отходят от прямого копирования образца воспитателя. Под влиянием впечатлений, полученных на различных занятиях, они составляют рассказы, разнообразные по содержанию, непохожие друг на друга; используя свои знания, они выделяют яркие, красочные события сезона, объясняют некоторые причины и закономерности природных явлений.

Заключение

Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление о экосистемах и временах года.

Все вышеперечисленное становится  возможным  прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Литература

1. А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.,1995

2. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей.-М.,1992

3. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.,1980

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада.-М.,1982

6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,1993

7. Жуковская Р.И. и др. Родной край.-М.,1990

8. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995

9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.-М.,1988

10. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.-М.,1983

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000

12. Макаренко С.А. Лекции о воспитании детей//Избр.пед.соч.-М.,1977.-Т.2

13. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.-М.,1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Поможем Буратино» Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для:·                    приобретения опыта заинтересованного участия в детском и...

Тема: «Поможем Буратино» Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для:·                    приобретения опыта заинтересованного участия в детском и...

Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены  на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной  целью воспитателя...

Технология развивающего обучения посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем х...

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...