Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности.
статья на тему

Полякова Екатерина Александровна

Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены  на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной  целью воспитателя будет: разработка и внедрение инновационных форм образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены  на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной  целью воспитателя будет: разработка и внедрение инновационных форм образовательного процесса. Для этого молодым специалистам необходимо максимально разнообразить знания, умения и навыки ребенка, раскрыть собственный потенциал каждого ребенка.

Начиная практику с ребятами старшей группы, я постоянно наблюдала у детей неутомимую жажду к познанию, к изучению нового, неизвестного. Каждый день 100 вопросов о жизни, о движении, о людях, планетах, а в глазах все новые и новые вопросы... Постоянное стремление получать новые впечатления! Познавательно - исследовательская деятельность дает ребятам  возможность почувствовать себя мыслителем, помогает раскрыть свои творческие возможности и гордиться своими открытиями.  А нам - воспитателям важно создавать условия для развития этой познавательно - исследовательской деятельности ребенка. Расширять их знания и представления об окружающем мире, ведь именно это в дальнейшем послужит развитию как творческих, так и интеллектуально-личностных качеств малыша.

В поисково-познавательной деятельности мы исследуем с детьми живую и неживую природу, физические явления, преобразование предметов. И конечно основным, главным приоритетом в развитии творческого, интеллектуального развития, я считаю исследовательскую практику.  Заучивая любую науку ребята быстро устают, им не хватает внимания и усилий... А когда в игре ребенок превращается в настоящего ученого, который с недоверием относится к поставленной задаче: "А вдруг не получится?...". И когда в ходе собственных открытий радуется даже самым небольшим победам: "Получилось!". Ребенку гораздо легче познавать новое проходя через это самому, чем заучивать знания в "готовом виде".

Изучая и исследуя окружающий мир с детьми, считаю, что обучение должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследовательского поиска.  А моя главная задача - это помочь детям в проведении исследований и сделать их интересными, полезными и безопасными.  

Организуя учебно-исследовательскую практику, я планирую игровую деятельность следующим образом:

  1. Выделение и постановка проблемы детям (заранее намечаю тему исследования);
  2. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы - это непосредственно мыслительный процесс детей;
  3. Изучение и обобщение фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Это может быть и то, что можно спросить у родителей, а может и изучение информации в энциклопедиях;
  4. Обобщение полученных данных. Вывод, решение проблемы. На этом этапе педагогу необходимо направлять детей выделить главное и исключить второстепенное.

Первостепенный и главный из ожидаемых результатов в поиске – это приобретение новых знаний, новых умений и навыков Развитие творческих способностей ребенка.

В процессе поиска, исследования с детьми я использую следующие методы в постановке исследовательской задачи:

1. Педагог ставит проблему, сам намечает стратегию и путь ее решения, но решение находит САМ ребенок.

Пример «Исследование живой природы»

"Ребята, наши зеленые растения-друзья радуют нас свои цветением круглый год! Но нам постоянно нужно ухаживать за растениями, поливать их водой, защищать от холода, предоставлять солнечный свет! Как вы думаете: куда уходит вода, когда мы поливаем цветы? Почему растения не могут расти в темноте? Почему комнатные цветы не растут на улице зимой или осенью?".

Побуждаю детей рассматривать цветы, изучить их корневую систему. Пробуем с ребятами вырастить цветы в темном месте или заморозить лепестки растения. Обращаем внимание на взаимосвязь солнечных лучей и рост растений вверх, "к солнышку". Дети делают выводы о взаимосвязи растений и воды, тепла солнца. О качестве земли, в которую посажены растения, где они растут быстро, а где "спят". И конечно как важно любить растения и говорить им хорошие, добрые слова, ведь от добрых слов хорошо и человеку и цветочку!

2. Взрослый только ставит проблему, а метод ее решения ребята ищут самостоятельно.  

Пример «Преобразование предметов»

"Ребята! Наши игрушки в группе немного заскучали, а все от того, что им хочется подружиться с новыми друзьями! А у нас с вами по счастливой случайности много материала, который можно украсить и даже создать что то новое и необычное. Рассмотрите, как коробочку можно превратить в ту или иную игрушку, украсить ее?"

Дети выбирают, что будут делать, подбирают коробочки разной величины в соответствии со своим замыслом, оклеивают бумагой, соединяют между собой клеем; вырезают детали (глаза, уши, конечности, рот, хвост), наклеивают их на коробочки. По окончании все вместе организуем выставку, отмечаем оригинальность, красоту, забавность детских работ.

Безусловно, выбор темы и проблемы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей, внутренним интересам и желаниям ребят. Первые исследовательские опыты не должны занимать много времени: исследование должно заинтересовать, но не наскучить. Со временем индивидуальный опыт ребенка обогащается и проявляется готовность самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе уже имеющихся знаний и умений.

В своей практике я много внимания уделяю исследовательской деятельности ребенка. Постоянно побуждаю ребят к размышлениям, тренировке логики, при этом выделяю индивидуальные, личные особенности каждого ребенка.

Долгосрочной целью является: ребенок - выпускник ДОУ, должен обладать положительными характеристиками, такими как: развитое воображение, способность открыто высказывать свое мнение. Проявлять любознательность к окружающему миру, чувствовать уверенность в своих силах, иметь положительное отношение к себе и другу.  Такие качества помогут ребенку занять активную, инициативную и самостоятельную позицию учащегося.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  – М: Издательский центр «Сфера», 2001.
  2. Дыбина О.В. - Творим, измеряем, преобразуем: Занятия с дошкольниками – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  3. Рябко Н.Б. - Экспериментальные исследования с детьми дошкольного возраста – М. Педагогическое общество России, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

Мониторинг индивидуального развития детей и оценка эффективности педагогических воздействий на ребенка

Система педагогического мониторинга дошкольников по 5 образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физи...

Консультация для родителей воспитанников «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Долгосрочной целью является: ребенок - выпускник ДОУ, должен обладать положительными характеристиками, такими как: развитое воображение, способность открыто высказывать свое мнение. Проявлять любознат...

Консультация для родителей воспитанников «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Изучая и исследуя окружающий мир с детьми, считаю, что обучение должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследовательского поиска.  А моя главная задача - это помочь детям в...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...

Консультация для педагогов «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены...