Мониторинг индивидуального развития детей и оценка эффективности педагогических воздействий на ребенка
материал

Коротина Юлия Викторовна

Система педагогического мониторинга дошкольников по 5 образовательным областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

Организация педагогической диагностики

Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.

Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:

- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогических воздействий;

- экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;

- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовтельной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;

- пропевдевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.

Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношеничми; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условими его образования.

В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их ребенка.

Наблюдение осуществляется педагогом ежедневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.

Для осуществления включенного педагогического наблюдения педагогу необходимо обладать педагогической зоркостью, то есть давать себе отчет в том, что он может и должен заметить в проявлениях развития детей. Прежде чем наблюдать, необходимо изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной области и ее содержательным направлением.

Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с планируют индивидуальную работу с детьми каждой возрастной группе, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «группы риска». В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются, интерспретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.

Процедура педагогической диагностики:

1-й шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели позволяют педагогу составить схему наблюдения за детьми.

2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально под руководством старшего воспитателя соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого (4 уровень), среднего (3 уровень), низкого (2 уровень) и низшего (1 уровень). Определяется средний уровень по каждому критерию. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.

3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Владение речью как средством общения и культуры.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Устанавливает продуктивен контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами; понимает разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагирует, передает содержание диалога в инициативных репликах используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том чис числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способам сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совмести деятельности; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в раза, ситуациях общения. Самостоятельно использует вежливые слова, адекватно ситуациям общении:

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстниками с помощью речевых и неречевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми; недостаточно четко дифференцирует вербальные средства в соответствии с разными ситуациями общения. Использует вежливые слова, в ряде ситуаций нуждается в напоминании взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает затруднения в вы боре адекватных средств общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке. Использует вежливые слова по напоминанию взрослого.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не умеет выбирать адекватные речевые средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, в общении стереотипно использует небольшой арсенал вербальных и невербальных средств, наиболее успешно общается в привычной обстановке. Не использует вежливых слова отказывается употреблять их и при напоминании взрослого.

2. Обогащение активного словаря.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Лексические средства разнообразны, использует все части речи, синонимы, антонимы. Употребляет слова, обозначающий все части речи. Свободно использует обобщающие слова, группируя предметы по родовидовым
признакам. За счет развития смысловой стороны речи начинает употреблять синонимы, антонимы Выбирает наиболее точную, подходящую к ситуации лексику. Употребляет слова в разных значениях. Активно использует слова, обозначающие абстрактные категории.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Лексические средства разнообразны, но не использует или использует редко синонимы, антонимы. Употребляет слова, обозначающие все части речи. Свободно используют обобщающие слова, группируя предмет
по родовидовым признакам. Начинает использовать слова, обозначающие абстрактные категории.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Преобладают в речи существительные и глаголы. Называет отдельные признаки и свойства предметов. Использует преимущественно слова, обозначающие конкретные объекты.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Преобладают в речи существительные и глаголы. Употребляет их зачастую неточно. Испытывает затруднения в назывании признаков, свойств предметов. Использует слова, обозначающие конкретные объекты.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно отбирает и использует лексические и грамматические средства. Согласовывает существительные и числительные. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, названия детенышей животных. Правильно употребляет предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, над, за, перед, около. Устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Активно употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. При рассказывании по серии картинок соединяет части в единое целое, композиция рассказов выдержана. Самостоятельно составляет предложения разных типов.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Образовывает существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы с помощью взрослого. Допускает немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. С помощью взрослого, а в ряде случаев самостоятельно, устанавливает и отражает в речи причинно-следственные связи, обобщает, анализирует и систематизирует. Согласует прилагательное с существительным в роде, числе, правильно употребляет существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Допускает немногочисленные ошибки. Использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяет части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Допускает многочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств. Допускает много ошибок в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Испытывает затруднения, несмотря на помощь взрослого, в установлении и вербализации причинно-следственных связей, обобщении, анализе и систематизации. Допускает многочисленные ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, в употреблении предлогов. С помощью взрослого может составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Затрудняется в рассказывании по серии картинок.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Допускает многочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств. Не может установить и вербализировать причинно-следственные связи, обобщить, проанализировать и систематизировать, составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Допускает многочисленные ошибки в согласовании прилагательных с существительными вроде, числе, употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Неверно употребляет большинство предлогов. Не может составить связный рассказ по серии картинок.

4. Развитие речевого творчества.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективностью педагогических воздействий. Проявляет активность в словотворчестве, словоизменениии словообразовании, задает много поисковых вопросов, направленных на осмысление речи как деятельности, атакжена слово как понятие, на понимание значений слов. Придумывает рифмы, «играет» рифмами.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. По предложению взрослого может изменить слово, образовать слово. Проявляет словотворчество. Вместе со взрослым может придумать рифмы.

Низкий уровень эффективности педагогического воздействий. С помощью взрослого может изменить слово, образовать слово, допускает ошибки. Словотворчество не проявляет.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает существенные трудности в изменении слов, образовании слов, даже действуя с помощью взрослого, допускает много ошибок. Словотворчество не проявляет.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Отчетливо произносит звуки, речь отчетлива. Использует разнообразные средства интонационной выразительности, в том числе выражая эмоции. Регулирует громкость голоса и темп речи в разных обстоятельствах. Активно использует повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Замечает у сверстников и взрослых ошибки в произношении, стремится их исправить. При рассказывании, пересказе интонационно передает особенности персонажей, эмоциональную оценку событий.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Отчетливо произносит большинство звуков, речь отчетлива. Использует некоторые средства интонационной выразительности. Регулирует громкость голоса и темп речи по предложению взрослого, иногда самостоятельно. Использует в некоторых ситуациях повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Замечает в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении. При рассказывании, пересказе интонационно передает отдельные особенности персонажей, эмоциональную оценку событий.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Речь часто непонятна, нарушено произношение более 2—3согласных звуков. По предложению взрослого и с его помощью использует некоторые средства интонационной выразительности. Регулирует громкость голоса и темп речи, подражая взрослому. Повторяет за взрослым повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Интонационно не передает эмоциональную оценку событий или особенности персонажей.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Речь часто непонятна, нарушено большинство согласных звуков. Речь невыразительна. Затрудняется в повторении за взрослым разной интонации, регуляции громкости и силы голоса.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Хорошо понимает прочитанное, развернуто отвечает на вопросы по содержанию. Пересказывает индивидуально и коллективно. Обращает внимание на средства авторской выразительности. Знает и с удовольствием подробно воспроизводит стихи, сказки, рассказы, знает их названия и авторов; знает основные жанры и их признаки, композицию. Понимает значение иллюстраций, соотносит их с определенными отрывками текста.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Хорошо понимает прочитанное, кратко отвечает на вопросы по содержанию. Пересказывает индивидуально и коллективно. С помощью взрослого выделяет средства авторской выразительности. Знает и по просьбе взрослого воспроизводит несколько стихов, сказок, рассказов, знает их названия и авторов; знает основные жанры и их отдельные признаки. Понимает значение иллюстраций, соотносит их с определенными отрывками текста.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Понимает общий контекст прочитанного, с помощью взрослого отвечает на некоторые вопросы по содержанию констатирующего характера. Кратко пересказывает вместе со взрослым. Воспроизводит некоторые эпизоды немногочисленных текстов, не знает их названия иавторов, основные жанры. Невнимателен к иллюстрациям.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Понимает общий контекст прочитанного, затрудняется ответить на простые вопросы по тексту. Затрудняется в пересказе. Воспроизводит некоторые эпизоды немногочисленных текстов, не знает их названия и авторов, основные жанры. Невнимателен к иллюстрациям.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Выделяет первый звук в слове, подбирает слова с заданным звуком.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. С помощью взрослого выделяет первый звук в слове, подбирает слова с заданным звуком.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Совместно со взрослым выделяет первый звук в слове, подбирает слова с заданным вуком. Допускает ошибки.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не принимает задачу выделить первый звук в слове, подобрать слова с заданным звуком.

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа _______________________________________________________________________________________

Воспитатели ____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ______________________________________________

Конец учебного года _______________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Период

Направления реализации образовательной области «Речевое развитие»

Итого-вый уровень ребенка

владение речью

как средством

и культуры

обогащение

активного

словаря

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической

и монологичес-кой

речи

развитие

речевого

творчества

развитие

звуковой

и интонационной

культуры речи,

фонематичес-кого

слуха

знакомство

с книжной культурой,

детской литературой,

понимание на слух

текстов различных

жанров детской

литературы

формирование

звуковой

аналитико-синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Начало уч. г.

Конец уч. г.

2

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Итоговый уровень по группе

Начало уч. г.

Конец уч. г.


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа

Воспитатели

Дата заполнения:

Начало учебного года ___________________________________________

Конец учебного года ____________________________________________

Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Развитие речевого творчества

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух текстов различных жанров детской литературы

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте

Начало уч. г.

Конец уч. г.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ по курсу « Рисование»

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, мира природы.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет достаточно устойчивые интересы в отношении жанров искусства, природы, рассматривает, задает вопросы, анализирует. Стремится к познанию произведений искусства, мира природы.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Интересы неустойчивы. Рассматривает, анализирует по вопросам взрослого.

Низкийуровень эффективности педагогических воздействий. Интересы ситуативны и подражательны.

Низший уровень эффективности педагогического воздействием. Не обращает внимания на произведения искусства, явления мира природы. Интересы не выражены.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогического воздействий. Эстетически воспринимает

окружающий мир; ярко, глубоко реагирует на его объекты и явления; выразительно отражает образы, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эстетических переживаниях, дает развернутые эстетические оценки, мотивирует их, опираясь на личный опыт.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий.Эстетически реагирует на окружающий мир; использует в передаче образов ограниченный набор речевых и неречевых средств, кратко оречевляет свои эстетические преживания; дает краткие эстетические оценки, с помощью взрослого использует свой личный опыт.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Окружающий мир вызывает ситуативные и кратковременные эстетические переживания, эмоциональное реагирование неглубокое; затрудняется в речевом выражении своих переживаний.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Явно не откликается на образы окружающего мира; затрудняется передать образы как в речи, так и в движениях; не оречевляет свои переживания.

3.Формирование элементарных представлений о видах искусства (содержание представлений определяется Образовательной программой).

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий Представления неверные, малоинформативными не сформированы, свой опыт не отражает.

.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Мониторинговые показатели

Высокггй уровень эффективности педагогических воздействовать Адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций. Понимает мотивы поступков персонажей, дает им развернутые и мотивированные характеристики. В речи использует слова и выражения из произведений.

Средний уровень эффективности педагогического воздействия. Адекватно реагирует на произведения; достаточно выразительно отражает образы этих произведений в речи и движениях, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов произведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, называя их с помощью взрослого; кратко оречевляет свои переживания, они недостаточно осознанны; наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование. С помощью взрослого понимает мотивы поступков персонажей, дает им развернутые и мотивированные характеристики.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Откликается на эмоции, отраженные в произведениях, но эмоциональное реагирование неглубокое, затрудняется в словесном обозначении переживаний; не понимает средств выразительности, используемых авторами произведений для передачи эмоций.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не откликается на эмоции, отраженные в произведениях, если и возникают в процессе их восприятия эмоции, то прямо не связанные с особенностями образов произведений, с содержанием. Может проявлять неадекватные конкретной ситуации переживания, например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию. Не может дать персонажам, событиям эмоциональную оценку.

Затрудняется в передаче образов как в речи, так и в движениях; не понимает средств выразительности, используемых авторами произведений для передачи эмоций.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогического воздействий. Передает в рисовании, лепке, аппликации, конструировании разнообразные образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; передает в изображении отличия предметов по цвету, форме, величине и иным признакам; изображает основные части и детали предметов, передает их своеобразие; передает движения фигур; составляет узоры; расписывает силуэты и объемные фигуры; подчиняет изобразительные и выразительные средства замыслу; создает замысел до начала деятельности и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; развернуто обозначает замысел в речи, осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приемами изображения, нетрадиционными техниками; передает в рисунке настроение; использует композиционные возможности; ярко проявляет творчество, развернуто комментирует свои работы; рассматривает и эстетически оценивает работы, свои и сверстников. Создает выразительные и оригинальные музыкальные образы.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Передает в рисовании, лепке, аппликации, конструировании образы знакомых предметов, явлений действительности и литературных произведений; составляет узоры; расписывает силуэты и объемные фигуры; рисует контур предмета простым карандашом; но зачастую не соотносит изобразительные и выразительные средства с замыслом, создает замысел до начала деятельности, однако не всегда получает результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме некоторые выразительны и изобразительные средства; пользуется знакомыми приемами создания изображения; затруднияется в целостной передаче реальных характеристик объекта, в созданных образах преобладав. стереотипы; изображения статичны, движение передает в речи с использованием комментарие. междометий или звукоподражания; отражает отдельные творческие проявления, кратко комме тирует готовую работу; рассматривает работы, свои и сверстников, но затрудняется в эстетической оценке. В создании выразительных музыкальных образов нуждается в помощи взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.Имеет в арсенале несколько несложных сюжетов и предметов, которые постоянно изображает в виде графических стереотипов; до начала изображения определяет не замысел, а лишь тему в общем виде; изобразительные и выразительные средства выбирает спонтанно; пользуется несколькими хорошо знакомый приемами; образы невыразительны, не выражают позицию автора; затрудняется в комментировании своих работ, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится рассматривать р боты, свои и сверстников, но может проявлять эпизодическую заинтересованность; затрудняет, в эстетической оценке рисунков, но может кратко ответить на наводящие вопросы взрослого. Затрудняется в создании выразительных музыкальных образов.

Низший уровень эффективности педагоических воздействий. Создает стереотипные простые изображения; тема определяется в процессе деятельности; изобразительные средства выбора спонтанно; пользуется стереотипными приемами рисования; образы невыразительны, не вы жают позицию автора; не может прокомментировать свою работу, лишь называет отдельные э: менты; работы, свои и сверстников, не вызывают интереса; эстетическую оценку не дает.

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

по курсу « Рисование»

Возрастная группа _______________________________________________________________________________________

Воспитатели ____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ______________________________________________

Конец учебного года _______________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Период

Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Итого-вый уровень ребенка

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

становление

эстетического отношения к окружаю-щему миру

формирование элементарных представлений о видах искусства

восприятие художествен-ной литературы, фольклора

стимулирова-ниесопережи-вания персонажам художествен-ных произведений

реализация самостоятель-ной творческой активности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Начало уч. г.

Конец уч. г.

2

Начало уч. г.

Конец уч. г.

3

Начало уч. г.

Конец уч. г.

4

Начало уч. г.

Конец уч. г.

5

Начало уч. г.

Конец уч. г.

6

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Итоговый уровень по группе

Начало уч. г.

Конец уч. г.



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

По курсу « Рисование»

Возрастная группа ________________________________________________________________________________________________________

Воспитатели _____________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ___________________________________________

Конец учебного года ____________________________________________

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире; внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются суточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигаются свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно-ориентированные, утилитарные интерес. (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд). Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интереса к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам).

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательные интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается. Задает вопросы редко; в вопросе отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективностью педагогических воздействий. Систематически применяя самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем; поставленных как взрослым, так и самим ребенком, при этом действует, определяя и сопоставил свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества; применяет обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, использует движения рук по предмету для его обследования, а также глазомер; в деятельности выделяется звено ориентировки.

Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, например, при недостатке информации описывает объекты с использованием карт-моделей, классифицирует объекты по их свойствам, качествам и назначению, сравнивает объекты по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению, объясняет некоторые зависимости например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функций предмета, назначения бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений; определю технологическую цепочку создания некоторых предметов; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и объясняет их, более сложные —с помощью взрослого; использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов. Преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование.

Проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить связи, получить новые знания об интересующем объекте. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым, в отношении собственной деятельности; испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.

Замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, устанавливает простые причинно-следственные связи с помощью взрослого, объясняет знакомые причинно-следственные связи; использует знакомые перцептивные действия, для приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в помощи взрослого. При необходимости преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с помощью взрослого.

С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений и устанавливает некоторые причинно-следственные связи, затрудняется в их объяснении; использует отдельные знакомые перцептивные действия, для приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в помощи взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, но активность не проявляет. В речи отражает эмоции, возникающие в процессе экспериментирования, иногда задает уточняющие вопросы, сам экспериментирование не организует.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), помощь взрослого существенно на данный процесс не влияет.

Не чувствителен к противоречиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении; затрудняется в выделении существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений, в установлении причинно-следственных связей; перцептивные действия не сформированы, или использует отдельные простые мало дифференцирование перцептивные действия.

Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс.

Не принимает задачу на экспериментирование, отказывается участвовать, интеллектуально пассивен.

3. Развитие воображения и творческой активности.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Замысел развернуто формулирует до начала деятельности, совершенствует его в процессе изображения, отбирает средства в соответствии с амыслом, воплощает его в соответствии с содержанием запланированного. Имеет устойчивые замыслы в игре, творчески их развивает; обсуждает и реализует замыслы вместе с другими детьми; сюжеты преимущественно имеют общественный характер или строятся по мотивам литературных или иных сказочных образов; объединяет разные сюжеты в единый ход игры; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры разнообразны; речь занимает значительное место в игре; игровые действия осуществляет с разнообразными предметами, широк «использует предметы-заместители; реальные действия и предметы заменяет словом —«играет в уме»; осознает необходимость соблюдения правил и выполняет их.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Замысел кратко формулирует до начала деятельности (указывает, что будет делать, но затрудняется содержательно ответить, как будет делать), отбирает некоторые средства в соответствии с замыслом, результат в целом соответствует замыслу. Замыслы в игре достаточно устойчивы, проявляет творчество в игре; сюжеты имеют как бытовой, так и общественный характер, при их построении использует некоторые сказочные образы; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры недостаточно разнообразны; речь используется в игре; игровые действия осуществляет с разнообразными предметами, использует предметы-заместители; реальные действия и предметы может заменять словом; осознает необходимость соблюдения правил и, как правило, выполняет их.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Принимает замысел от взрослого, но при затруднениях его меняет. Замысел не формулирует до начала деятельности, кратко называет в процессе ее выполнения или после получения результата. Выбирает средства безотносительно замысла, результат может не соответствовать замыслу. Замыслы в игре недостаточно устойчивы, игровые проявления стереотипны; замыслы не всегда возникают до начала игры как правило, не обсуждаются с другими детьми; сюжеты имеют преимущественно бытовой характер. при их построении использует некоторые сказочные образы; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры однообразны; речь используется как вспомогательное игровое средство; игровые действия осуществляет с предметами, редко использует предметы-заместители; реальные действия и предметы редко заменяет словом.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не принимает замысла от взрослого, средства деятельности, результат, как правило, с замыслом не соотносятся. Замыслы в игре неустойчивы, игровые проявления стереотипны; замыслы возникают в процессе игры, а не до ее начала; сюжеты однообразны, имеют преимущественно бытовой характер; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры однообразны; речь не занимает важного места в игре. игровые действия осуществляет с предметами, редко использует предметы-заместители; реальные действия и предметы не заменяет словом.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях (содержание представлений определяется образовательной программой).

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, информативны представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. Имеет представлены о своей жизнедеятельности: о некоторых своих внешних особенностях, действиях, совместны.
с другими людьми делах, предпочтениях, половой принадлежности, родителях; выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе, подкрепляя слова жестами; вербально и невербально отражает свой практический опыт.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Имеет отдельные представления о своей жизнедеятельности; выражает свои потребности в отдельных словах, жестах, позах; с помощью взрослого отражает свой практический опыт.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Имеет нечеткие представления о своей жизнедеятельности (по некоторым аспектам представления могут быть неосознанными или отсутствовать); затрудняется в адекватном выражена своих потребностей, чаще заявляет о них плачем, протестным поведением; не отражает свое; практического опыта.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Представления о своей жизнедеятельности не сформированы или отрывочны, неверны, нереалистичны; заявляет о своих потребностях плачем, протестным поведением или не заявляет совсем; не отражает своего практического опыта. Представления неверные, малоинформативные или не сформированы, свой опыт не отражает в речи.

5. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (содержание представлений определяется образовательной программой).

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективность педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий Представления неверные, мало-информативные или не сформированы; свой опыт не отражает в речи.

6. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира (содержание представлений определяется образовательной программой).

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействия. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективности педагогических воздействия. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Низший уровень эффективностью педагогического воздействий. Представления неверные, мало-информативные или не сформированы, свой опыт не отражает.

7. Формирование первичных представлений об особенностях природы (содержание

представлений определяется образовательной программой).

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогического воздействий. Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

Низший уровень эффективность педагогических воздействий. Представления неверные, мало-информативным или не сформированы; свой опыт не отражает в речи.















КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа _______________________________________________________________________________________

Воспитатели ____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ______________________________________________

Конец учебного года _______________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Период

Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговый уровень ребенка

развитие интересов детей, любознате-льности и познавате-льной мотивации

формирование познавательных действий, становление сознания

развитие

воображения и творческой активности

формирование первичных представлений о себе, о других людях

формирование первичных представлений

об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

формирова-ниепервичныхпредставле-ний об особеннос-тях природы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Начало уч. г.

Конец уч. г.

2

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Итоговый уровень по группе

Начало уч. г.

Конец уч. г.


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа ________________________________________________________________________________________________________

Воспитатели _____________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ___________________________________________

Конец учебного года ____________________________________________

Развитие воображения и творческой активности

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Начало уч. г.

Конец уч. г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический мониторинг индивидуального развития детей по направлению «Музыка»

Цель: Изучить особенности проявления у детей  музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в старшем возрасте....

Мониторинг индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Мониторинг индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации ООП ДОУ по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования в ДОУ...

Мониторинг индивидуального развития детей

Что подразумевает мониторинг индивидуального развития детей?В чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой?...

Аналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей во второй группе раннего возраста

Цель мониторинга: выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка и определение при необходимости индивидуального маршрута образовательной для максимального раскрытия потенциала детской...

Аналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей в младшей группе

Выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка и определение при необходимости индивидуального маршрута образовательной для максимального раскрытия потенциала детской личности, а так ж...

Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Мониторинг  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:    I...

Презентация к мониторингу индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Презентация к мониторингу  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:...