Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Курзинова Анастасия Александровна

Мониторинг  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:

    I. Состояние  неречевых психических функций 

     1.Исследование слухового восприятия

     2. Исследование зрительного восприятия

     3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса 

    II. Состояние моторной сферы   

      1. Состояние общей моторики

      2.Состояние ручной моторики

      3.Состояние мимической мускулатуры   

      4. Состояние артикуляционной моторики 

    III. Исследование состояния импрессивной речи 

       1. Состояние пассивного словаря

       2. Понимание различных форм словоизменения

       3. Понимание отдельных предложений и связной речи

       4. Состояние фонематического восприятия

   IV.  Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь

2. Грамматический строй речи

3. Связная речь

4. Фонетическая сторона речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring._5-6_let._novyy.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26 «КОЛОСОК»

Мониторинг

индивидуального развития  детей

группы компенсирующей направленности

старшего и подготовительного возраста

2018 -19 учебный год

          I. Состояние  неречевых психических функций                                                                                           Ф.И.____________________________________

Исследования

 

Задания

2018-2019г.г.

Задания

2019-2020 г.г.

IX

I

V

IX

I

V

1.Исследование слухового восприятия

узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов

определение направления звука

отхлопывание ритмического рисунка вслед за логопедом

Оценка

Уровень

2. Исследование зрительного восприятия

показать карточки: красного, синего, оранжевого, желтого, зелёного, белого, черного, розового, голубого цветов, подобрать к чашкам указанных выше цветов, блюдца такого же цвета

показать карточки: красного, синего, белого, черного, оранжевого, желтого, зелёного, розового, голубого, фиолетового, коричневого цветов, подобрать к чашкам указанных выше цветов, блюдца такого же цвета

выбрать из предложенных фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

выбрать из предложенных фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, цилиндр, многоугольник

Оценка

Уровень

3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ориентация в пространстве (показать предметы, которые находятся):

вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него

вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху

Ориентировка в схеме тела (показать последовательно):

правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо

правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо

Складывание картинок из частей (с опорой на целое изображение):

картинки из 4-6 частей: вертикальный разрез, горизонтальный разрез, диагональный разрез

картинки из 6-8 частей:вертикальный разрез, горизон-тальный разрез, диагональный разрез, фигурный разрез

Складывание фигур из палочек

из 6 палочек:  «домик», «ёлочка», из 7 палочек: «лесенка»

из 6 палочек: «ёлочка», «дерево»; из 7:«лодочка», «лесенка»

Оценка

Уровень

Уровень развития неречевых психических функций

II. Состояние моторной сферы

Задания

2018-2019 г.г.

Задания

2019-2020 г.г.

IX

I

V

IX

I

V

1. Состояние общей моторики

прыжки на двух ногах, попрыгать на левой ноге, попрыгать на правой ноге,  прыгнуть в длину с места, бросить мяч от груди, бросить мяч из-за головы, одновременно потопать ногами и похлопать руками, поймать мяч, перепрыгнуть через небольшую мягкую  игрушку

прыжки на двух ногах, попрыгать на левой ноге, попрыгать на правой ноге,  прыгнуть в длину с места, одновременно потопать ногами и похлопать руками, бросить мяч от груди, бросить мяч из-за головы, подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё

Оценка

Уровень

2.Состояние ручной моторики

Кинестетическая основа движений

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук, поместить указательный палец на средний и наоборот  на правой руке, на левой руке

Кинетическая основа движений

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой

проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой

упражнение «Игра на рояле» правой, левой рукой

проба «кулак – ребро – ладонь» правой рукой, левой рукой

Навык владения карандашом

умение рисовать: прямые линии, ломаные линии, замкнутые линии, человека (нарисовать домик, солнышко, человека)

умение рисовать: прямые линии, ломаные,  замкнутые,  волнистые линии, человека (нарисовать домик, солнышко, дерево, человека)

Манипуляции с предметами

застегнуть пуговицы, расстегнуть пуговицы, завязать шнурки, развязать шнурки

застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки, выполнить ножницами прямой, косой разрез, вырезать круг из квадрата

Оценка

Уровень

3.Состояние мимической мускулатуры

Выполнить по подражанию следующие движения

закрыть правый, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щёки, втянуть щёки, наморщить нос

закрыть правый, левый глаз, прищурить глаза; поднять, нахмурить брови; надуть правую, левую щёку, втянуть правую, втянуть левую щёку

Оценка

Уровень

4. Состояние артикуляционной моторики

Упражнения для языка

показать широкий язык – «лопату»,

узкий язык – «иголочку», чередование этих упражнений; положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели»; коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник»

показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «иголочку», чередование этих упражнений; положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели»; коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу – «вкусное варенье»

Упражнения для губ

«улыбка»,  «трубочка», чередование упражнений «улыбка» - «трубочка»

«улыбка», «трубочка», чередование упражнений «улыбка» - «трубочка», поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы

Упражнения для нижней челюсти

открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков;

подвигать нижней челюстью вправо – влево

Упражнения для мягкого нёба

широко открыть рот и зевнуть

широко открыть рот и зевнуть

Оценка

Уровень

Уровень развития моторной сферы

III. Исследование состояния импрессивной речи

Задания

2018-2019г.г.

Задания

2019-2020г.г.

IX

I

V

IX

I

V

1. Состояние пассивного словаря

Понимание существительных (показать картинки)

куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки, яблоко, груша, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку и сиденье стула, ножки стола

куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки, яблоко, грушу, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку и сиденье стула, ножки стола, кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика

Понимание обобщающих понятий (выбрать картинки по следующим понятиям)

 «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»

 «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»

Понимание действий (показать картинки)

кто летит, плывёт, идёт, прыгает, ползает

кто строит, убирает, продает, покупает

Понимание признаков (показать картинки)

круглое, квадратное, треугольное и овальное печенье, горячее и холодное, горькое и сладкое

прямоугольная и многоугольная салфетки, молодой и старый человек, весёлый и грустный мальчик, высокий и низкий дом

Оценка

Уровень

2. Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация ед. и мн. числа существительных (показать картинки)

глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна

рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо – уши

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (показать  картинки)

щенок в конуре, на конуре, у кресла, за конурой, перед конурой; девочка  ходит по кровати, мальчик под машиной

попугай в клетке, на клетке, сидит над клеткой, у клетки, за клеткой, под клеткой, выглядывает  из-за клетки,  взлетает с клетки

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать картинки)

носок, носочек, чашка, чашечка, окно, окошечко

нож, ножичек, рукавица, рукавичка, одеяло, одеяльце

Дифференциация ед. и мн. числа глаголов (показать картинки)

Птица летит, птицы летят, слон идёт, слоны идут

мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать картинки)

птица вылетает из клетки, влетает в клетку

мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому

Оценка

Уровень

3. Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать картинки)

Собака бежит за девочкой.

Девочка бежит за собакой.

Бабочка сидит на распустившемся цветке.

Бабочка сидит на нераспустившемся цветке.

Понимание текста (логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий)

Сказка «Колобок: «Кто попросил бабку испечь колобок?

Куда бабка положила колобок? Кого встретил колобок сначала? Кого встретил колобок потом?  Кто съел колобка?

Сказка «Теремок: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок?

Оценка

Уровень

4. Состояние фонематического восприятия

Последовательно показать на картинках следующие пары:

мышка – мишка, почка – бочка, коза – коса, трава – дрова, крыша - крыса

шар – жар, лук – люк, сова – софа, мышка – мишка,

кот – год, хор - хорь

Оценка

Уровень

Уровень развития импрессивной речи

IV.  Исследование состояния экспрессивной речи

Задания

2018-2019 г.г.

Задания

2019-2020 г.г.

IX

I

V

IX

I

V

1. Активный словарь

Состояние номинативного  словаря. Назвать  4-5 имен существительных по темам:

мебель, овощи, фрукты, птицы

ягоды, насекомые, животные, транспорт

Умение называть части предметов и объектов. Назвать изображенные  на картинках:

нос, рот, шею, живот, грудь, рукав,

воротник, пуговицу, кабину, руль машины

локоть, ладонь, затылок, висок, манжету,

петлю для пуговицы, фары, мотор машины

Знание обобщающих слов. Назвать одним словом предметы, изображенные на картинках:

стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова

клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолёт, автобус, машина

Знание антонимов. Подобрать слова – «наоборот»:

друг, горе, длинный, лёгкий, давать, добро, горячий, поднимать

Состояние предикативного словаря. Ответить на вопросы:

Как передвигаются: птицы, рыбы,

змея, лягушка, человек?

Как подают голос животные: кошка,

собака, корова?

Как подают голос звери: кукушка, волк, лошадь, овца?

Что делают люди разных профессий: учитель, продавец,  маляр, швея?

Назови какой формы.  Назвать форму предмета с опорой на картинки:

Солнце какое? (круглое). Печенье какое? (квадратное). Косынка какая? (треугольная).

Огурец какой? (овальный)

Руль какой? (круглый). Окно какое? (квадратное).

Флажок какой (треугольный). Слива какая? (овальная).Одеяло какое? (прямоугольное).

Называние цветов.  Назвать предъявленные цвета:

красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой

красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый, серый, фиолетовый

Оценка

Уровень

2. Грамматический строй речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.  Образовать форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки

вагон – вагоны, гриб – грибы, гнездо – гнёзда, письмо – письма, яйцо – яйца

глаз – глаза, лист – листы, стул – стулья,  

дерево – деревья, пень – пни, воробей - воробьи

Употребление существительных в родительном падеже. Ответить на вопрос «Много чего?»

шаров, ключей, берез, ложек, окон

карандашей, листьев, книг, вилок, ведер

Согласование прилагательных с существительными единственного числа. Образовать словосочетания с опорой

апельсин какой? -  оранжевый апельсин, бабочка какая? – голубая бабочка, блюдце какое? – белое блюдце 

колокольчик (какой?) - фиолетовый колокольчик, ворона (какая?) – серая ворона, платье (какое?) – розовое платье

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Назвать большой и маленький предметы, изображенные на картинках. Маленький предмет назвать «ласково». Логопед предъявляет образец выполнения

забор — заборчик, носок — носочек, лента — ленточка,

окно — окошечко

палец — пальчик, изба — избушка,

крыльцо — крылечко, кресло — креслице

Образование существительных – названий детенышей животных. Продолжить предложение, начатое логопедом с опорой на картинки

у зайчихи – зайчата, у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у козы - козлята

у медведицы – медвежата, у бобрихи – бобрята, у барсучихи – барсучата, у собаки – щенки, у коровы - телята

Согласование числительных существительными. Сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»

два мяча, пять мячей, две розы,

пять роз, два окна, пять окон

два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер

Употребление предложно-падежных конструкций (показать, где). Ответить на вопросы логопеда с опорой на картинки

где сидит снегирь? (на дереве), где стоит машина?

(в гараже), у кого кукла? (у девочки), где стоит коза?

(за забором), где едет машина? (по дороге)

где лежит мяч? (под столом), где летает бабочка? (над цветком), откуда вылетает птичка? (из клетки), откуда прыгает котенок? (с кресла)

Образование относительных прилагательных. Ответить на вопросы логопеда по аналогии

Стол из дерева какой?- деревянный. Аквариум из стекла? Крыша из соломы? Стена из кирпича? Шапка из меха? Носки из шерсти? Лопатка из металла? Сапоги из резины? Крепость из снега?

Образование притяжательных прилагательных.  Ответить на вопросы логопеда по аналогии

Очки бабушки (чьи?)- бабушкины. Туфли мамы - … Усы кошки -…. Хвост лисы - … Берлога медведя -… Гребень петуха -…

Образование приставочных глаголов. Ответить на вопрос логопеда: «Что делает мальчик?» с опорой на картинки

Мальчик выходит из дома, отходит от дома, подходит к магазину, переходит улицу, входит в дом.

Образование глаголов совершенного вида. Составить предложения по картинке

Девочка строит дом. – девочка построила дом.

Мальчик красит самолет. – Мальчик покрасил самолет.

Оценка

Уровень

3. Связная речь

Составление рассказа описания по предметной картинке

Ребенку предлагается хорошо знакомый предмет (кукла, машинка) и план – схема для составления рассказа

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок. Ребенок выкладывает последовательность картинок и рассказывает, что происходит в этом сюжете

Пересказ.

Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ      

«Рыбалка»

«Белка и заяц»

Оценка

Уровень

4. Фонетическая сторона речи

Состояние фонематических функций

Повторение слогов с оппозиционными звуками

ба-па-ба, да –та –да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та

са-ша-са,   жа-ша-жа, са-ца-са,    ча-тя-ча, ла-ля-ла

Выделение начального звука в слове

астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искры

мост, пол, дом, вода, кот, год, банка, тапки, нос, фартук, хлеб

Выделение конечного звука

кот, сом, мох, суп, лимон, сок

Определение последовательности звуков в слове

назови все звуки по порядку: кот, дом, вата, дубы

Определение количества звуков в слове

Посчитай, сколько звуков в слове (дается образец выполнения задания): бык, дом, вата, банан

Составление слова из звуков

Какое слово получится из звуков? д, ы, м- дым, к,а,ш,а – каша, с,у,ш,а –суша

Подбор слов на заданный звук

слово на «А», «М», «О»

Придумай слово на заданный звук: слово на «И», «С», «Д»

Отбор картинок с заданным звуком

Найди картинки, названия которых начинаются на: «А», «П», «Ш», «Л»

Оценка

Уровень

Звукослоговая структура слова

Повторение слов разной слоговой структуры. Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки

Самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка

Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик

Повторение  предложений со словами разной слоговой структуры

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты.

Мотоциклист едет по дороге.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Оценка

Уровень

Уровень развития экспрессивной речи

Звукопроизношение

Изолированно

В речи

         2018 -2019

2019-2020

         2018 -2019

2019-2020

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

IX

I

V

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

Й

К

Кь

Г

Гь

Х

Хь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"

Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...

Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"

Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...

Проект «Рождество Христово» для детей групп компенсирующей направленности старшего, подготовительного возраста.

Результатом  проекта  стал  показ  вертепного  театра  «Рождество  Христово»,  где  дети  показали  знания  Библейской  истории, свое...

Конспект занятия для детей группы компенсирующей направленности старшего возраста с ФФН

Употребление предложных конструкций – один из наиболее трудных  для детей разделов грамматики. Правильное употребление предлогов связано с развитием у человека пространственног...

Презентация к мониторингу индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Презентация к мониторингу  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:...