Конспект занятия для детей группы компенсирующей направленности старшего возраста с ФФН
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Розова Лариса Валентиновна

 

   Употребление предложных конструкций – один из наиболее трудных  для детей разделов грамматики. Правильное употребление предлогов связано с развитием у человека пространственного восприятия,  поэтому в первую очередь у детей были сформированы наглядные образы пространственных отношений,  выражаемых предлогами «над», «под», «в», «из», «на», «за», «к», «от», «между», «около».

Данное занятие направлено на повторение и закрепление материала о предлогах с пространственным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgruppovoe_zanyatie.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лексико-грамматического занятия

для детей старшей группы с ФФН

«В ожидании лета»

Коррекционно-образовательные задачи:

– закреплять навык употребления в речи предлогов с пространственным значением;

– продолжать формировать умение составлять предложение с предлогом по двум опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, просодику речи, мелкую и общую моторики;

– стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные задачи:

– воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Оборудование и материал к занятию:

компьютер, видеоклип песенки о лете из мультфильма «Дед мороз и лето»,

слайды с карточками к упражнению «Составь предложение» (материал с сайта www.logoped.ru);  

стол-ромашка, магнитная доска, маркер, мяч, картинки с изображением Буратино, доктора Айболита, Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Карлсона, трёх поросят;

для зрительной гимнастики – авторский тренажёр «Волшебная палочка».

Раздаточный материал:        

эмблемы, на одной стороне которых нарисованы божьи коровки, а на обратной стороне изображены схемы предлогов (к каждой эмблеме  прикреплена  ленточка, длиной 1 метр, с палочкой на конце);  мягкие игрушки или картинки животных по количеству детей (например: слонёнок, лошадка, верблюд, пантера, бегемот, жираф);   разноцветные фишки.

Предварительная работа:

Знакомство с пространственными предлогами, отработка умения понимать их значение на реальных объектах и чёткая их дифференциация, изучение схематических изображений предлогов, работа с предложно-падежными конструкциями.

Ход занятия:

Организационный момент  (Игровая мотивация)

В групповой комнате дети стоят полукругом.

Обращаюсь к детям:

– Здравствуйте, рада вас видеть. Ребята, какое сейчас время года? (Весна). А какое время года наступит за весной? (Лето). Вы его ждёте? Почему?

Ответы детей.

– Я тоже очень жду лета. А пока оно не наступило, предлагаю поиграть в лето. Согласны?  Представьте  себе, что наступило лето. Погода – прекрасная, настроение – отличное.  Вокруг много цветов, бабочек, красивых жучков.

Идёт видеоклип песенки из мультфильма «Дед Мороз и лето»

Игра «Моталочки»        

– Посмотрите, кто там прячется в траве? Что принесли нам божьи коровки?

Дети наматывают ленточки на палочки и вытягивают из-под стола «божьих коровок», на обратной стороне  которых нарисованы схемы предлогов В, НА, ЗА, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ОКОЛО.

– Вместе с нами будут играть наши маленькие друзья – предлоги. Скажите, как их зовут?

Прикрепляю на грудь каждому ребёнку эмблему (изображением схемы предлога вверх),сопровождая свои действия чтением стихотворения:

В. Кодрян  «Брошка»  

Божья коровка -

Маленький жучок.

Чёрная головка

В пятнышках бочок.        

На ладошке ножками

Не ползи на край!

Будь моею брошкою

И не улетай!    

Основная часть

Дети вместе с логопедом заходят в логопедический кабинет, где стоит стол-ромашка, вокруг него   стульчики с мягкими игрушками животных.

– Мы  с вами оказались в городском  парке отдыха.  Здесь  можно покататься на карусели.

 1.   Игра «Карусель»

– Выбирайте, кто на ком хочет прокатиться? Скажите, употребляя  вот это маленькое слово (Показываю схему предлога  НА).

Ответы детей: «Я поеду на верблюде. Я поеду на лошади….»  и т.д.

– Поехали!

Дети берут в руки игрушки и садятся «верхом» на стульчики; произносят стихотворение, ритмично притопывая ногами.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.         Темп речи постепенно ускоряется

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише,

Не спешите,                          Темп речи постепенно замедляется

Карусель остановите.

Раз – два!  Раз – два!

Вот и кончилась игра.

2. Игра «Кто – где?»

– А теперь ответьте, где находится животное, на котором вы едете? Вам

поможет это слово. (Показываю схему предлога МЕЖДУ)

Дети: «Пантера – между слоном и лошадкой. Бегемот – между верблюдом и слоном….»  и т.д.

3.  Игра «Представлялки»

–  Пересаживаемся на колесо обозрения.

Дети переворачивают стульчики спинками к столу. Садятся.

– Закройте глаза, представьте, как вы на огромном колесе обозрения медленно поднимаетесь всё выше и выше. Откройте глаза, осторожно посмотрите вниз и скажите, над чем вы высоко поднялись?  А это ваш помощник. Узнаёте?  (Показываю схему предлога НАД)

Дети: «Мы поднялись над речкой, над городом, над деревьями …» и т.д.

– И конечно же мы обязательно покачаемся на качелях.

Логоритмическая пауза  (согласование речи с движениями)

Дети становятся парами лицом друг к другу, берутся за руки и поочередно приседают, произнося текст  стихотворения

«Качели»

На качелях мы качались

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Мы до крыши поднимались,

А потом спускались вниз.

Снова – вверх, снова – вниз!

4.   Игра «Прятки»

– В парке  есть детская площадка, где можно поиграть в прятки. (Закрываю глаза).  Прячьтесь:  Раз, два, три, четыре, пять –

                                   Я иду искать!

Дети поворачивают стульчики, ставят их за стол, прячутся за  ними, присев на корточки.

– Вы так хорошо спрятались, что я  не могу никого найти. Сдаюсь, выходите и расскажите, кто, где прятался, используя следующего помощника (Показываю схему предлога ЗА)

Дети по очереди встают из-за стульчиков и говорят:  «Я прятался за домиком,  я – за деревом,  я – за забором …»  и т.д.

5.  Игра «Наоборот» (с мячом )

– Поиграем в мяч?

Дети становятся полукругом. Бросаю мяч поочередно каждому ребёнку и

называю словосочетание с предлогом. Ребёнок, возвращая мне мяч, называет словосочетание с противоположным значением предлога.

  К  дому – от дома, в  ящик – …, перед  школой – …,  до  города – …,  с сахаром – …, в  чашку –  …, над  деревом – …и т.д.

– А вот и игровой автомат. Если правильно выполните задание, получите жетоны-бонусы.

6.  Игра «Составь предложение»

Дети подходят к столу логопеда, на котором находится компьютер. Логопед демонстрирует детям слайды с карточками. Дети составляют по ним предложения с нужным предлогом, получая за это жетоны-бонусы. 

– А сейчас ваши глазки должны отдохнуть. Понаблюдайте за красивой бабочкой, которая порхает над цветами.

Дети поворачиваются лицом к противоположной стороне, выполняют гимнастику для глаз.

7. Зрительная гимнастика

Название

Стихотворный текст

Действия логопеда

Траектория движения

глаз

«Бабочка»

1. Над цветочками порхает

    Бабочка – красавица.

    Наши глазки отдыхают,

   Нам зарядка нравится. (авт.)

2. Звенит нам ландыш белый

    Весёлым голоском,

    А мотылёк несмелый

    Порхает над цветком.

3. Спал цветок и вдруг  

                           проснулся,

  Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, встрепенулся,

 Взвился вверх и полетел.

И. п.: о. с., палочка в правой руке. Поднять прямую руку через сторону вверх, перело-жить палочку в левую руку, опустить вниз.

И. п.: о. с., палочка в правой руке. Делать хаотичные дви-жения прямой рукой с палоч-кой в разных направлениях, перекладывая  при этом па-лочку в другую руку.

И. п.: о. с., руки с палочкой внизу. Поочерёдно то подни-мать прямую правую (левую) руку с палочкой в сторону-вверх, то возвращаться в и.п.

– В  парке отдыхать хорошо, но это будет летом, а в детском саду интересно круглый год и  у меня для вас ещё есть игра.

Снова звучит песенка из мультфильма «Дед Мороз и лето»

Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены  картинки с изображением  сказочных персонажей  и схем предлогов вперемешку.

8.  Игра «Вопрос - ответ»

Примерные вопросы:

От кого убегает Буратино? (от Карабаса-Барабаса, от Дуримара ….  )

Над чем пролетает Карлсон? (над домами, над деревьями …)

 К кому спешит Доктор Айболит? (к бегемотикам, к обезьянам …)

 За кем гонится Карабас-Барабас? (за Буратино, за Мальвиной …)

– Где  Красная Шапочка  впервые встретилась с волком? (в лесу) А потом?

(в доме бабушки)

– Куда спрятались поросята от волка? (под стол, под кровать…)

Ребёнок отвечает на вопрос и, взяв маркер, соединяет линией картинку с

соответствующим предлогом.

Остальные дети дополняют ответ товарища своими вариантами.

Итог занятия

– Вам понравилось сегодняшняя игра? Что понравилось?

– Мне тоже с вами было интересно и весело. И еще мне понравилось, что вы запомнили схемы предлогов, и в играх  каждый из вас старался правильно подобрать нужное маленькое слово (предлог), придумать своё интересное предложение по опорным словам.  Молодцы!                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"

Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...

Проект «Рождество Христово» для детей групп компенсирующей направленности старшего, подготовительного возраста.

Результатом  проекта  стал  показ  вертепного  театра  «Рождество  Христово»,  где  дети  показали  знания  Библейской  истории, свое...

План конспект по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности старшего возраста с использованием инновационных технологий (куклотерапии и су-джок терапии) «Знакомство со звуком К»

Задачи:Коррекционно-образовательные:познакомить со звуками [К]Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; фонематические процессы, развивать грамматический...

Конспект занятия "Геометрические фигуры" по формированию элементарных математических представлений для детей группы компенсирующей направленности в возрасте 6-7 лет.

Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: совершенствовать знания о геометрических фигу...

Открытое занятие в группе компенсирующей направленности (старший возраст). Игра-путешествие «В мире животных»

Возраст детей: 5-6 летЗанятие построено с учётом возрастных и психических особенностей воспитанников, включает в себя формы и методы развития и коррекции, которые применялись в течение всего года в ра...