Рабочая программа учителя-логопеда «Речевичок» (для предшкольной подготовки учащихся) Срок реализации-1 год
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Программа "Речевичок" для дошкольников подготовительного возраста, направленная на преддошкольную подготовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rechevichok.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя-логопеда

«Речевичок»

(для предшкольной подготовки учащихся)

Срок реализации-1 год

Содержание

Пояснительная записка                                                                  3-5 стр

Календарно-тематическое планирование                                    6-9 стр

Ожидаемые результаты                                                                  10-12 стр.

Учебно-методическое обеспечение программы                          13 стр

Литература                                                                                        14 стр

Пояснительная записка

Учебным планом на изучение данного курса в группе предшкольной подготовки отводится 30 минут 1 раз  в неделю.

Подготовка детей к чтению и письму через аудирование и развития речи является составной частью курса русского языка и развития речи для дошкольников. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей, которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и с целью последующего письма), развития умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;

- знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка, формирование чувства языка.

Цель курса: формирование целостной картины мира, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение).

Задачи программы: провести в период обучения работу, которая обеспечит:

1.Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей.

2.Развитие фонематического слуха:

3. Развитие мелкой моторики кисти ведущей руки.

4. Формирование первичного навыка чтения.

Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению, формулируются как:

- пространственно – инструментальные (формирование умения ориентироваться в книге и на странице – находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы);

- фонетические (научить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развитие речеслухового анализатора, речедвигательного анализатора);

- фрагментарно – знаковые (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);

- предметно – символические (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);

- аналитико – синтетические (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога).

Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие на слух является перцептивной мыслительно – минимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом, что в конце);

- понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) причинно – следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятым, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);

- развернуто отвечать на вопрос (с помощью заданного речевого образца).

Формирование умения понимать речь на слух положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной для изучения русского языка.

На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. Для этого используются специальные задания на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выделение лишнего предмета, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает обучаемых постоянно рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Таким образом, выявляется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – способность к творческому мышлению ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

Программа рассчитана на 1 год.

Календарно - тематическое планирование

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся .

№ п/п

Тема занятия

Задачи

1.

Речь: говорение. Речь: слушание. Речь: письмо.

Совершенствование общих речевых навыков; составление описательного рассказа. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений.

1

2.

Звуки речи..Гласные звуки.

Знакомство с миром звуков. Понятие гласный звук. Артикуляционное обозначение и графическое изображение гласных звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

3.

Согласные звуки: твёрдые, мягкие.

Представление о согласных звуках. Артикуляционное обозначение согласных звуков. Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

1

4.

Слоги.

Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.

1

5.

Ударение.

Называние предметов с выделением голосом ударного слога в слове. Нахождение ударного слога в каждой схеме слова.Совершенствование графических навыков

1

6.

Буквы А, а. Звук [а].

Артикуляция звука [а].Выделение звука из ряда гласных, слогов, начала слова. Знакомство с буквой А. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, графические навыки. Учить составлять предложение по схеме с предлогом а.

1

7

Буквы Я,я.,звуки[ й+а]

Знакомство с буквой Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление слов Яша, Яна, Катя.

1

8

Буквы О,о. Звук [о].

Знакомство со звуком [о], его графическим изображением.  Выделение звука изсостава слова. Дифференциация от прочих гласных звука [о]. Практическое закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза и чтения других букв..

1

9

Буквы Ё,ё. Звуки[ й+о]

Составление слов, чтение.Ребусы.

1

10

Буквы У,у. Звук [у].

Четкое произношение звука [у]. Выделение звука из ряда гласных, слогов, начала слова. Знакомство с буквой У. Развивать фонематическое восприятие, силу голоса. Развивать графические навыки. Анализ и синтез звукосочетаний ау, уа. Учить составлять предложение по схеме с предлогом у.

1

11

Буквы Ю, ю.

Звуки[ й+у]

Определение позиции буквы ю в словах, составление схем слов юла, юнга, ключ. Совершенствование графических навыков

1

12

Буквы Э,э. Звук [э].

Знакомство со звуком [э], его графическим изображением. Дифференциация от прочих гласных звука [э]. Практическое закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.

1

13

Буквы Е,е. Звуки[ й+э]

Звуко-буквенный анализ слов.Чтение слов

1

14

Буквы И,и. Звук [и].

Четкое произнесение звука [и] в слогах и словах. Артикуляция звука. Знакомство с буквой И. Анализ и синтез слова иа. Образование множественного числа с флексией «и». Закрепление навыков выделения ударного гласного в конце слов.

1

15

Буква ы, звук [ы].

Закрепление правильного произношения звука [ы] в слогах, словах и предложениях. Выделение звука [ы] из середины и конца слов. Знакомство с буквой Ы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Обучение чтению слогов. Дифференциация звуков [ы] [ и] в речи.

1

16

Буквы М,м.

Выделение звуков [м,мь] из состава слова. Дифференциация звуков [м,мь]. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение слова и схемы. Чтение слогов и слов.

1

17

Буквы Н,н

Выделение звуков [н,нь] из состава слова. Дифференциация звуков [н,нь].

Превращение слов, звуко-слоговой анализ слов. Чтение слов и предложений.

1

18

Буквы Р,р.

Определять место звука в слове.Различать звуки по твердости и мягкости, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа.

1

19

Буквы Л,л.

Выделение звуков из состава слова.Составление и преобразование слов. Мила-мил-мыл-смыл. Чтение слов и предложений .

1

20

Буквы Г,г.

Выделение звуков [г,гь] из состава слова. Дифференциация звуков [г,гь].Звуко-слоговой анализ слова гуси.

1

21

Буквы К,к.

Составление из букв слов. Письмо и чтение.

22

Буквы З,з

Выделение звуков[ з,зь] из состава слова.Звуко-буквенный анализ слов.

1

23

Буквы С,с.

Выделение звуков[ с,сь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ с,сь]. Звуко-слоговой анализ слова сани.Преобразование слов :носы-носи, косы-коси.

1

24

Буквы Д,д.

Выделение звуков [д,дь] из состава слова. Дифференциация звуков [д,дь].Звуко-слоговой анализ слов дубок, диван.

1

25

Буквы Т,т.

Выделение звуков [т.ть] в начале, середине и конце слова, составление слов, преобразование слов.

1

26

Буквы Б,б.

Выделение звуков[ б,бь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ б,бь]. Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант. Соотнесение слова и схемы.

1

27

Буквы В,в.

Характеристика звуков, дифференциация звуков [в,вь]. Соотнесение слова и схемы. Составление слов по первым звукам.

1

28

Буквы П,п.

Составление слов, письмо слогов и слов. Преобразование слов. Чтение слогов и слов.

1

29

Буквы Ф,ф.

Выделение звуков [ф,фь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ ф,фь] и от прочих согласных, отбор картинок.

1

30

Буквы Ж,ж.

Выделение звука [ж] из состава слова. Звук [ж] -всегда твердый. Звуковой анализ слова пижама. Составление слов жук, сижу,запись предложения:Жук видит жаб

1

31

Буквы Ш,ш

Выделение звука [ш] из состава слова. Звук [ш] -всегда твердый.Звуковой анализ слов шуба, мышка, камыш.Преобразование слов : кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка.

1

32

Буквы Ц,ц.

Понятие: звук [ц] –всегда твердый.Выделение звука из состава слова.Преобразование слов. Чтение и письмо.

1

33

Буквы Ч,ч

Артикуляция звука [ч], выделение из состава слова, превращение и звуко-буквенный анализ слов: почка-точка-дочка-бочка. Совершенствование навыка чтения и письма.

1

34

Буквы Щ,щ.

Выделение звука [щ] из состава слова. Звук [щ] -всегда мягкий совершенствование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, чтения, графических навыков..

1

35

Буквы Х,х.

Чтение и письмо слов с пропущенными буквами, типа мак, мухи. Составление предложений.

1

36

Буквы Й,й.

Знакомство со звуком [й]. Дифференциация от звука [и]. Выделение звука из состава слова. Преобразование слов: мой-мои. Чтение и письмо слов и предложений.

1

37

Буквы ь и ъ.

Чтение и письмо слов с изученными буквами. Совершенствование графических навыков.

1

Ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия

С помощью системы пособий дошкольник должен научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения с верху вниз и слева на право;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы;

- пользоваться книгой и простейшими инструментами;

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого;

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;

- работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;

Предметные знания и умения

Ребенок будет способен:

- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка;

- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака;

- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;

- ориентироваться в книге и на странице;

- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;

- менять бумажные инструменты по заданию взрослого;

- различать и вычленять в звучащем слоге отдельные звуки;

- различать предмет и слово – название предмета;

- членить слово на части;

- различать звуки разного качества;

- называть героев короткого текста или отрывка из текста;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно – следственные связи повествования;

- понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

- выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец;

- соблюдать нужную интонацию высказывания;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- наблюдение;

- информативный.

Способы и средства:

- технические средства;

- модели и таблицы;

- рисунки;

- дидактические материалы;

Учебно – методическое обеспечение программы:

- учебное пособие Готовимся к школе.Подготовка к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1, 2 /Бадулина О.И.

тетради: Обучение грамоте

- иллюстративный материал;

- инструментальный материал;

- дидактический материал к урокам;

- набор обучающих материалов;

Литература

  1. Безруких М. Азбука.- М., 2001.
  2. Благинина Е. Научусь-ка я читать.-М., 1987.
  3. Занимательное азбуковедение.-Составитель В.Волина- М., 1991.
  4. Лунин В. Азбука.- М.1987
  5. Пудваль А. Зеленый букварик.-Свердловск,1967.
  6. Сапгир Г. Забавная азбука.- М.,1963.
  7. Шибаев А. Буква заблудилась.- М., 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений»

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений» в соответствие с ФГОС...

Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"

Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...