Опыт работы по организации театрализованной игры в младшей группе
статья

Омельченко Юлия Викторовна

Опыт работы по организации театрализованной игры в младшей  группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по организации театрализованной игры в младшей  группе

 Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации театрализованных игр с детьми дошкольного младшего возраста, мной был разработан план работы по данному направлению в условиях детского сада.

Нужно  создать центр театрального искусства в группе, пополнить его различными видами кукольного театра, учитывая возраст детей, а также определить место для костюмерной.

 В младшей группе рекомендуется использовать следующие виды кукольного театра:

 1. Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного театра.

2.Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: что ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликамитак как он  отвлекается на движения большого пальца. При изготовлении кукол рукавичкового театра мной было учтено данное условие для большей эффективности работы по организации театрализованной игры.

 При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы.

3.Театр на верёвочках. Для удобства и показа сказки был придуман театр на веревочках.

Малышей очень забавляет, когда они могут самостоятельно показывать героев и, разыгрывая рассказывать сказку. Чтобы осуществить задуманное, потребуется не так много.  И театр получается довольно прочным и занимает мало места.

 4. Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

 Начинать работу в младшей группе  с использованием данных видов кукольного театра, так как ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей. На первых занятиях по театрализованной деятельности дети передвигают куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволил детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатывались приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра:

  Маски, маски-шапки, масочный нагрудный.

 Разыгрывая небольшие сценки, не связанные общим сюжетом, а также сказки по канве художественного произведения дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают характерные особенности своего героя (в зависимости от уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; возможно и   гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой.

 5.Кулачковый, тростевой, ложковый. Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны: при обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок), тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового (в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, так как организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

 При достижении определенных результатов (дети уверенно манипулируют куклами на уровне ширмы, вступают в диалог и поддерживают его, передают образ героя яркими интонациями)

 5.Кукольный театр «би-ба–бо».

 На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» облегчают руководство театрализованными играми, На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой:

-передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бег

- повороты головы персонажа

- наклоны в заданном направлении

- взаимодействие с другими героями.

 Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо».

 Для дальнейшей работы по развитию знаний, умений и навыков через театрализованную игру посредством кукольного театра мной сделана платочная кукла.

 Она  используются в младшей  группе в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми.

 Все вышеперечисленные виды кукольного театра необходимо изготавливать с учетом всех санитарных норм; куклы должны быть эстетически оформлены и расположены в центре театрального искусства в соответствии с их назначением.

 На занятиях по театрализованной деятельности отрабатываются умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки.

 При помощи театральных атрибутов костюмерной и гримерной группы разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки, потешки. Работа по ознакомлению детей с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из прекрасных древнейших видов искусства, способствует умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.

  Заключение

 Таким образом, изучив методическую литературу пришла к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно — образовательном процессе. При организации игр — театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности.

  Список используемого материала:

 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения- М.: ТЦ Сфера, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

опыт работы по организации подвижных игры в работе с детьми с ЗПР.

Здоровьесберегающие технологии. Материал будет интересен как родителям, так и психологам, работающим с детьми с ЗПР или с детьми с искажениями в психическом развитиии....

«Театр в ДОУ» (из опыта работы по организации театрализованной игры в группе среднего возраста)

Работа по ознакомлению детей с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из прекрасных древнейших видов искусства, способствует умственному, эстетическому и нравственному во...

Выступление на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Рассказывается об организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, о традиции нашего десткого сада- проводить ежегодно фестиваль " Театральная весна"...

Опыт работы по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные» с обучающимися 5-6 лет

Сюжетно-ролевая игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка. Игра должна меняться и иметь свое развитие. В сюжетно-ролевой игре «Мы-пожарные» в старшей г...