ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
статья

Попенко Валентина Александровна

сегодня многие образовательные организации, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль создания такой образовательной среды, которая будет психологически комфортной и безопасной для всех участников образовательных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Чеботарева Г.И., воспитатель,

Стюфляева Е.М., воспитатель,

МАДОУ ЦРР – детский сад № 14, г. Октябрьский

Социальная значимость культуры здоровья в современном обществе состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Считаю важным отметить, что сегодня многие образовательные организации, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль создания такой образовательной среды, которая будет психологически комфортной и безопасной для всех участников образовательных отношений.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др). Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности воспитанника.

Безопасность относится к различным сферам жизнедеятельности, в том числе и к государственной сфере образования. С понятиями безопасности сопряжены как процессы обучения и воспитания, так и организация досуга, оздоровления и отдыха, нахождение в образовательных учреждениях. В социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни, подчеркивается, что безопасность особенно важна для формирования и развития ребенка. К Хорни выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка. Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира).

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить, как состояние образовательной среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда является частью социальной,  жизненной среды человека и включает в себя множество участников: подрастающее поколение (воспитанников), взрослых (воспитателей, специалистов, психологов) и семью (родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев). Участники образовательной среды ДОУ и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и средствами обеспечения ее. Образовательная среда ДОУ и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам как на уровне личности, так и на уровне организации.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

6. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе

 10. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

11. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха.

       Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

     Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-  в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

-  в повышенной тревожности;

-  в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

   Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

   Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

       Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Для создания психологически безопасной окружающей среды необходимо:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

Коллектив педагогов образовательного учреждения, реализуя в своей деятельности перечисленные выше компоненты здоровьесберегающей среды, снижает до минимума негативное влияние факторов среды и обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. Повышение уровня психологической безопасности в образовательном учреждении способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья воспитанника. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию воспитанников и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и воспитанниками.

Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего члена общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными. Необходимо научить детей и родителей разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы). Участники конфликта должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Именно такая психологически комфортная и безопасная среда, на наш взгляд, будет наиболее способствовать формированию культуры здоровья наших воспитанников.

Список литературы:

1. Баева И. А., Волкова Е.Н, Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ под ред. И. А. Баевой. М., СПб, 2011.

2. Гурьева Д. Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса / Д. Х. Гурьева // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. — 2014. — СПб, 37–40с.

3. Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.

4. Бурмистрова Е.В.Психологическая безопасность образовательной среды -М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

"Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"

Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...