Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"
методическая разработка по теме

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»

Дата проведения: 16 декабря 2016г

Место проведения:  методический кабинет ДОУ

Участники педсовета:

  • Педагогический  коллектив  детского сада «Колосок»
  • Учителя начальных классов МБОУ «Вилегодской СОШ»

Цель:

  • Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Ход семинара:       

Уважаемые педагоги, родители, учителя сегодня у нас необычный семинар. Мы пригласили Вас сюда для дискуссии «Что необходимо для успешной готовности ребенка к школе» и эпиграфом сегодняшнего разговора я предлагаю  взять сказку Д. Соколова «Чайка Долли».                                      

 Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»

«Жила была чайка Долли. Она свила уютное гнездышко и села в него высиживать яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только очень редко вылетала из гнезда на море попить и схватить пару  рыбок - и сразу спешила назад, к своим  продолговатым крошкам.  И вот однажды, .......

Воспитатель:   Если Вы внимательно прослушали эту сказку, то согласитесь, что беспокойство чайки Долли присутствует в той или иной мере у каждого из нас, приглашенных на эту дискуссию. Каким должен ребенок прийти в школу, чего от него ожидают, чьи чаяния и надежды он рушит или оправдывает? На мой взгляд, противоречие  кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» представителей различных социальных позиций.

Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу  определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу  не обученный нормам и правилам школьного поведения;

 Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность - значит позаботиться  о том, чтобы к детям, которые приходят в школу,  не было никаких претензий. Считают, что дают  каждому ребенку  такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.

 Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность»  понимают его чаще всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.

И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.

На что же ориентируется детский сад для подготовки детей к школе?  

Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

 Просмотр видео с участием детей «Разговор о школе»

С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.  Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. 
  • ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру, положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  • ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
  • ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.
  • ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

– Вывести на экран формы:

Работа с детьми:

  • Экскурсии в школу
  • Посещение школьной библиотеки.
  • Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • Выставки рисунков и поделок;
  • Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

  • Совместные педагогические советы;
  • Семинары, мастер-классы, круглые столы;
  • Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

  • Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • Круглые столы, дискуссионные встречи.
  • Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
  • Встречи родителей с будущими учителями;
  • Дни открытых дверей;
  • Анкетирование и тестирование родителей.

Каждый год составляется план работы детского сада и школы по преемственности. В этом году он такой (показ плана). Может на следующий год Вы предложите что-то добавить или же убрать?

С рекомендациями по преемственности выступят учителя:  Шевелёва Ольга Борисовна, Стенина Валентина Васильевна, Вепрёва Надежда Леонидовна.

На мой взгляд, пути решения проблемы преемственности следующие:

Пути решения:

1. На мой взгляд, первое, что нужно – это взаимопосещение воспитателями детских садов уроков в 1-м классе и учителями начальной школы занятий в детском саду начальной школы с целью познакомить воспитателей детских садов с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальных классов, а учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах (педагоги школы и детского сада совместно ищут пути определения возможного адаптированного применения «школьных» методов и приёмов на занятиях в детском саду, выявления возможных ошибок при обучении и воспитании «новоиспечённых» первоклассников).

2. Привлечение специалистов (логопедов, психологов) по выявлению проблем у дошкольников.

3. Беседы с родителями о детях, нуждающихся в помощи по проблемам в их развитии.

4. Мастер – классы для родителей (обучение грамоте, чтению и т.д.)

5. Создание «Школы будущего первоклассника».

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

"Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"

Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...

Консультация для воспитателей.Преемственность в работе дошкольной организации и школы.Проблемы и пути их решения на современном этапе

Консультация для воспитателейПремственность в работе ДОО и школы. Проблемы и пути их решения на современном этапе....

ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения

Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взро...