Главные вкладки

    Статья на тему:
    СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

    В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_sayta.docx23.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

    В статье рассматриваются проблемы стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

    Ключевые слова: стандартизация, профессиональная деятельность, педагог, дошкольное образование.

    По новому закону дошкольное образование стало ступенью общего образования. В связи с этим детский сад уже не воспринимается как организация по присмотру и уходу за детьми, всё большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования. Перед педагогами детских садов стоит сейчас непростая задача – построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования в целом, и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода в частности.

    В связи с этим необходимыми профессиональными качествами педагога ДОО становятся:

    • Видение современных задач дошкольного образования;
    • Наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребёнку, культуре, творчеству;
    • Проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребёнка;
    • Умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
    • Создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
    • Работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
    • Осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
    • Развивать способность к самообразованию.

    По сути, эти качества говорят о новом профессиональном мировоззрении педагогических кадров, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Но готовы ли воспитатели к таким изменениям своих профессиональных и личностных качеств?

    Становлению профессионализма, как социального явления, на практике  мешает ряд проблем. В первую очередь, это глубокое противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетенции воспитателя. Это выражается в преобладании учебной модели, неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить субъект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы образования, обучения и развития детей в соответствии с современными целями дошкольного образования.

    Важным шагом на пути устранения этого противоречия должно стать определение требований к качеству профессиональной деятельности педагога ДОО, показателей и критериев её оценки.

    На данный момент на региональном и муниципальном уровнях мониторинг кадрового состава ДОО осуществляется преимущественно по следующим показателям:

    • Образование;
    • Педагогический стаж;
    • Возрастной уровень;
    • Уровень квалификации (наличие и вид квалифицированной категории)

    Не для всех предлагаемых параметров можно выявить корреляцию с успешностью педагогической деятельности. К сожалению, представленные показатели не дают объективно взглянуть на профессионализм педагога.

    Например, возьмём такой показатель, как образование. Анализ стандартов высшего и среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о несоответствии существующего уровня образования выпускников этих учреждений требованиям, которые будут предъявляться к ним при поступлении на работу. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по специальности «дошкольное образование» [1] предусмотрено освоение учащимися такого модуля как – «Организация занятий по основным общеобразовательным программа дошкольного образования». Получается, что занятие продолжает оставаться основной формой организации воспитания, а это не соответствует утверждённой концепции образования дошкольников и современным требованиям. А из детских видов деятельности (модуль «Организация различных видов деятельности и общения детей») упор делается только на четыре – игровую, трудовую, продуктивную и общение. Познавательно-исследовательская, музыкально-художественная деятельности остались без внимания, как и чтение художественной литературы.

    ФГОС высшего профессионального образования (далее ВПО) по направлениям подготовки бакалавров [2]  и магистров [3] (050000 «Образование и педагогика») не конкретизируют содержания программ вариативной части, практики и научно-исследовательской работы студентов, делегируя эту проблему самим высшим учебным заведениям.

    Можно сделать вывод, что образование как один из показателей профессионализма педагога ДОО в данной ситуации не раскрывает компетентности педагога. То же самое можно сказать и таких показателях, как стаж работы и возрастной критерий.

    И только уровень квалификации может нам рассказать о качестве деятельности педагога. Но и здесь есть множество проблем, которые не дают достаточно объективно оценить компетентность педагога. Во-первых, подход к определению показателей по которым  устанавливается соответствие требованиям на какую-либо из категорий в каждом субъекте РФ существует собственный. Во-вторых, не смотря на наличие документов, регламентирующих процедуру аттестации, дающих разъяснения по поводу их применения в различных ситуациях [4] на практике встречается формальное выполнение требований аттестации или частично таковое. И опять же, это зависит от региона, от уровня контроля за аттестацией педагогов. В условиях стандартизации дошкольного образования такой формализм совершенно не допустим. Педагогу должны быть понятны требования, показатели и критерии его профессиональной деятельности, в каком бы регионе он ни оказался.

    Важным шагом на пути устранения данных противоречий становится появление профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Цель его применения [5]:

    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Кроме того, внедрение профстандарта будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана. Да и в целом, целый ряд позиций данного документа требует уточнений. Следует предположить, что именно поэтому введение профессионального стандарта отложено до 1 января 2017 года.

    Библиографический список

    1. Приказ Минобрнауки России от 05.11.2009 №530 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 0501144 Дошкольное образование»
    2. Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 №46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
    3. Приказ Минобрнауки России от 14.01.2010 №35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») (с изм. и доп. от 31.05.2011)
    4. Совместное письмо Департамента общего образования Миобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 18.08.2010 № 03-52/46 «Разъяснение по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
    5. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя // Профессиональный стандарт педагога. Проект // Минобрнауки России. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3071.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    дАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ СПЕЦИАЛИСТАМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОБРАТЬ СВОЁ ПОРТФОЛИО...

    "Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"

    Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...

    Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

    Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

    ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»

    ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»...

    «Инклюзивное образование –проблемы и пути решения».

    Инклюзивная прктика -пути и решение проблемы...

    «Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

    В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...