нравственно патриотическое воспитание
статья

Мартюшева Анастасия Юрьевна

нравственно патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_019.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через организацию образовательного пространства в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. С дошкольного возраста дети должны знать о родном городе, нашей стране, обычаях русского народа. Но равнодушное отношение общества приводит к дефициту этих знаний. Сейчас большинство людей живут только в своем мире. Молодежь равнодушно относится к старшему поколению, не интересуется своей историей, не задумывается о самых простых правилах поведения на природе и в обществе.

Важно уже в дошкольном возрасте, когда еще формируется личность ребенка, воспитывать в человеке, чувство патриотизма, любовь к Родине и своим близким, прививать чувство ответственности и верности.

Чтобы добиться всех этих результатов необходимо уже с детства прививать детям все эти качества. Ведь именно в этом возрасте информация лучше воздействует на ребенка, так как его образы очень ярки и остаются в его памяти надолго, может быть и на всю жизнь. Эта работа достаточно трудоемкая и займет не один месяц, а годы. В первую очередь, мы, взрослые люди (родители, воспитатели) должны показывать своим примером свое отношение к Родине, родному краю, отношению к старшим, природе…. Ведь дети учатся на примерах, хотят подражать взрослым. Наша задача в первую очередь воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России,  уважение к труду, формирование бережного отношения и любови к природе, привить ребенку чувство любви и привязанности к семье, дому, нашей Родине. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

В связи с тем, что нравственно патриотическое воспитание утратило свою мощь, государство стало стремиться поднять уровень патриотического воспитания, устанавливая новые законы и программы. И за последние годы были предприняты значительные усилия  по развитию патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Процесс нравственно - патриотического воспитания дошкольников не может происходить от случая к случаю, поэтому такая работа в ДОУ проводится целенаправленно и непрерывно с первой младшей группы и до выпуска из детского сада.

Знакомство с патриотическим материалом осуществляю по пяти направлениям развития и образования детей, предусмотренных ФГОС ДО в пункте 2.6.

Для реализации этой работы в нашей группе создала развивающую среду. Она представлена символикой России, Республики Хакасии и родного детям города Саяногорска. Родители воспитанников помогли в изготовлении макетов  национального жилища – русская изба и хакасская юрта, куклы в национальных костюмах. Есть познавательная и художественная литература, прививающая любовь к природе родного края, отражающая национальный быт и традиции русского и хакасского народов. В группе оформлены уголки на уровне глаз детей: природный - комнатные растения, календарь природы, открытки и фотографии пейзажей родного края; театрализованной деятельности по русским народным сказкам – перчаточный кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр деревянной игрушки; предметы прикладного искусства; выставка книг о природе авторы: Чарушин Е.И., Бианки В., Мамин - Сибиряк Д.Н. В группе есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр; дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей, игрушки – символы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, которая успешно решается только в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников с семьей как частичкой общества сохраняющей национальное наследие, являющейся хранительницей ценностей конкретной страны. Ежегодно весной мы проводим субботник, родители совместно с воспитателями облагораживают участок группы: готовят клумбы к посадке цветов; высаживают деревья, красят малые формы, веранду. Поручения педагогов не остаются без внимания. Родители с желанием приходят на помощь. На Новый год, 8 Марта, 23 февраля делают своими руками поделки, и украшения размещают их в группе, это имеет воспитательное воздействие на детей. Для повышения любознательности и расширения кругозора детей составили таблицу рекомендуемой литературы о природе, родине, семье, традициях. Оформляю в приемной выставки детских работ, которые отражают любовь и привязанность детей к родителям, природе родного края. Ежегодным мероприятием стал «Фестиваль семейного творчества». Его цель – создание условия для творческого самовыражения личности каждого субъекта образовательного процесса, укрепление семейных традиций, повышение роли и социального статуса семьи. В 2017 году такое мероприятие прошло впервые, называлось оно «Счастливы вместе». Участвовала семья Гартлиб, заняли первое место в номинации «Декоративно - прикладное творчество». Рукодельница, очень творческая мама двух дочерей, увлекается изготовлением заколок, резинок, брошей и других украшений в технике канзаши. В 2018 году семья Канопелько заняли первое место, в такой же номинации, представляли очень красивые изделия в технике валяния – палантин, детские домашние тапочки и т.д.. Фестиваль дает возможность привить ребенку чувство любви и сплоченности семьи. Атмосфера этого мероприятия очень доброжелательная как на большом семейном празднике. Такая работа с родителями очень эффективна. Родители стали активными помощниками и участниками воспитательно - образовательного процесса, что актуально в условиях ФГОС.

Разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому направлению: «Дикие животные Хакасии», «Перелетные птицы Хакасии» и другие. На семинаре городского уровня в 2016 году провела непосредственно образовательную деятельность в подготовительной группе по художественному творчеству «Декоративная посуда». Цель - создание социальной ситуации для развития художественно - творческой деятельности через рисование элементов узора хохломской росписи.

Реализовала задачу по нравственно-патриотическому воспитанию: создание условий для воспитания любви и уважения к труду народных умельцев. В предварительной работе знакомила детей с хохломской росписью и ее историей, а также с крупным центром Хохломской росписи городом Семенов. В нашем современном мире сама жизнь подсказывает образовательные события для занятий с детьми. Так в 2018 году показала непосредственно образовательную деятельность для городского методического совета – познание «Поможем Фиксикам». Где цель была - создание социальной ситуации развития для воспитания нравственно-патриотических чувств. Дети помогали мультипликационным героям Фиксикам, которых пригласили на международные соревнования. Нолик и Симка просили детей, подсказать, что сделать, чтобы другие спортсмены догадались, что они приехали из России. Дети решили, что на соревнования спортсменам нужен Российский флаг, они делали его из конструктора «Лего». В предшествующей занятию работе дети познакомились со значениями цветов флага, выучили стихотворение «Небо синее в России». Узнали о других официальных и неофициальных символах страны. Проводила беседы о значении спортивных достижений для страны.

Для ребенка раннего возраста Родина начинается с семьи, родного дома, дерева во дворе, которое посадили родители, и научили его беречь, так в семье вырастает будущий патриот страны. Каждый народ передает свою мудрость и нравственные ценности следующему поколению через народные сказки. В первой младшей группе через чтение русских народных сказок  знакомлю детей с лучшими образцами высоко - нравственного поведения. Они учатся любви к своей семье и дому, детскому саду, родной природе; формируется представление о добре, дружбе, взаимопомощи, трудолюбии. Во второй младшей группе эти чувства становятся еще глубже и расширяются знаниями о городе, стране, ее символике. В средней группе дети узнают больше о традициях своего народа (Масленица, Пасха, День Победы и т.д.) Обогащаются представления о родном Саяногорске, республике Хакассия ее столице Абакан. Далее в старшей и подготовительной группе расширяются знания о России, и ее главном городе Москве, а также других значимых городах страны: Сочи - через ознакомление с Олимпийскими играми, Семенов - крупный центр Хохломской росписи и др. Дети шестого седьмого года жизни уже своим поведением, выступлением на конкурсах чтецов; сценической постановкой, танцем, песней - выступая на утреннике посвященном Дню Победы, являются примером для других. И благодаря своему творческому выступлению делятся своими лучшими чувствами, мыслями переживаниями становясь источником нравственно - патриотического воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной работы и необходимости продолжать ее. Я уверена дети, обретя правильную систему ценностей, не остановятся в развитии своих нравственно – патриотических чувств. Они вырастут верными своей Родине, ответственными за свой народ и его будущее.

Литература:

Мой родной дом : программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников / ред.- сост. Н. А. Арапова-Пискарева. - Москва : 2005. - 134, [1] с.

Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа : учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2002. - 300 с.

Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей ( программы, конспекты занятий, методические рекомендации)/ сост. Ю. Е. Антонов и др. – Моска:АРКТИ,2003. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / [авт.-сост. Т. Д. Бударина и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 393 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...