Использование фольклора с детьми младшего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Колесникова Ольга Аркадьевна

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, яв­ляется его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не ус­ваивая культурно - исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Еще К. Д. Ушинский, вы­двигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая и самая обильная, прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно вели­кое, исторически живое целое». И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народ­ному творчеству, в частности, устному, поскольку находясь в естественной речевой обста­новке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порою интуи­тивно осваивает его.

Народное искусство лежит глубоко корнями в древности. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины», - пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий пред­ставлен ярко, художественно и что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

К сожалению, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Наша задача, педагогов, - показать детям красоту русского языка че­рез устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, считалках, за­гадках, прибаутках, закличках, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Фольклор — как сокровищница русского народа — находит свое применение в раз­личных разделах работы с дошкольниками: речевой, изобразительной, музыкальной.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий ин­тересы и потребности детского возраста и поэтому самый заниматель­ный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор!» ГС Виноградов (крупнейший исследователь детского фольклора)

Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедея­тельности, включая их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияет на общение взрослого и ребенка, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Как порой непросто бывает наладить эмоциональный контакт воспитателя с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому и таящий угрозу мир детского сада. Эту задачу мне очень облегчило знание и умелое использование потешек на трудные ситуации. Это потешки для тех, кто плачет; для новичков; на сон гря­дущий, потешки после сна; при умывании; одевании и гулянии.

Слыша нежные, ласковые спокойные слова, дети успокаиваются и начинают дове­ряться мне. Большое значение фольклор имеет и для организации игр. Ведь мы знаем, что игра для дошкольника — самый желаемый и незаменимый вид деятельности. Именно в игре ребенок может более полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Я предложила детям через детский фольклор окунуться вместе с ними в мир игры, обыгрывая заклички, приговорки, потешки и одновременно решая ряд педагогических задач.

Каждое произведение детского фольклора я связывала с разнообразными движениями («Как идет дождь», играем на дудочке, гармонике и т.п.). произведения дают возможность развивать и правую, и левую руку, не давая предпочтения какой - либо одной, тренируют движения пальчиков; вызывают проявление у детей разнообразных эмоций в мимике, жес­тах, выразительном проговаривании текста. Это является основой для приобщения ребенка к театральной деятельности. Очень большое значение, по моему мнению, имеет умение воспи­тателя донести до ребенка новое произведение. Чем эмоциональнее, выразительнее, с чувст­вом воспитатель прочитает народную потешку, песенку и т.д., тем быстрее он добьется кон­такта с детьми, успешнее будет прививать навыки, связанные с различными режимными мо­ментами, интереснее организует игровую деятельность.

Знакомство малышей с малыми формами фольклора проходило постепенно и нена­вязчиво. Дети постоянно слышали мою речь, с использованием различных потешек, песенок, прибауток. Большое внимание я уделяла самостоятельно - художественной деятельности: учила детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, театр «Бибабо», «Рукавичка». Все это помогло подготовить детей к активному участию в театральных играх, повысить эмоциональный то­нус малышей, стремление принимать активное участие в общих затеях.

Ну какая же игра без игрушки. И я решила познакомить детей с русской народной иг­рушкой. Большую радость и интерес вызвала матрешка. Малышам рассказала об особенно­стях и красоте этой игрушки. Постепенно подводила к пониманию и осмыслению понятия «народная игрушка». Дети полюбили дидактические игры с участием матрешки и хоровод­ные. Ведь матрешка символизирует русскую женщину в сарафанчике, белом фартучке, в скромном платочке, лицо круглое, веселое и доброе. Дети трогали игрушку, играли с ней. Я стремилась вызвать интерес к матрешке, радость, удивление, восторг, эмоциональную заин­тересованность. Ведь матрешка — не просто игрушка, в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая все меньше предыдущих. Именно это больше всего и привлекло в матрешке ребят. Дети с удовольствием выучили загадки и дома загадали своим родителям:

Есть еще для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка — Красавица девица, У нее сестрицы. Каждая сестрица — Для маленькой темница.

(Матрешка)

Матрешку я использовала и в изодеятельности (рисование «Укрась сарафанчик Мат­решки»; аппликация «Матрешки»). Рисование сопровождалось стихами, которые помогли детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески:

Мы матрешек отыскали. С ними польку танцевали! А теперь большой матрешке Нарисуем мы горошки: Желтый, красный, голубой — Сарафанчик стал цветной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая и самая обильная, прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порою интуитивно осваивает его.

Народное искусство лежит глубоко корнями в древности. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины», - пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

К сожалению, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Наша задача, педагогов, - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, считалках, загадках, прибаутках, закличках, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

Фольклор — как сокровищница русского народа — находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, изобразительной, музыкальной.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор!» ГС Виноградов (крупнейший исследователь детского фольклора)

Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включая их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияет на общение взрослого и ребенка, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Как порой непросто бывает наладить эмоциональный контакт воспитателя с детьми в адаптационный период, а ребенку войти в новый, непривычный для него, а потому и таящий угрозу мир детского сада. Эту задачу мне очень облегчило знание и умелое использование потешек на трудные ситуации. Это потешки для тех, кто плачет; для новичков; на сон грядущий, потешки после сна; при умывании; одевании и гулянии.

Слыша нежные, ласковые спокойные слова, дети успокаиваются и начинают доверяться мне. Большое значение фольклор имеет и для организации игр. Ведь мы знаем, что игра для дошкольника — самый желаемый и незаменимый вид деятельности. Именно в игре ребенок может более полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Я предложила детям через детский фольклор окунуться вместе с ними в мир игры, обыгрывая заклички, приговорки, потешки и одновременно решая ряд педагогических задач.

Каждое произведение детского фольклора я связывала с разнообразными движениями («Как идет дождь», играем на дудочке, гармонике и т.п.). произведения дают возможность развивать и правую, и левую руку, не давая предпочтения какой - либо одной, тренируют движения пальчиков; вызывают проявление у детей разнообразных эмоций в мимике, жестах, выразительном проговаривании текста. Это является основой для приобщения ребенка к театральной деятельности. Очень большое значение, по моему мнению, имеет умение воспитателя донести до ребенка новое произведение. Чем эмоциональнее, выразительнее, с чувством воспитатель прочитает народную потешку, песенку и т.д., тем быстрее он добьется контакта с детьми, успешнее будет прививать навыки, связанные с различными режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность.

Знакомство малышей с малыми формами фольклора проходило постепенно и ненавязчиво. Дети постоянно слышали мою речь, с использованием различных потешек, песенок, прибауток. Большое внимание я уделяла самостоятельно - художественной деятельности: учила детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, театр «Бибабо», «Рукавичка». Все это помогло подготовить детей к активному участию в театральных играх, повысить эмоциональный тонус малышей, стремление принимать активное участие в общих затеях.

Ну какая же игра без игрушки. И я решила познакомить детей с русской народной игрушкой. Большую радость и интерес вызвала матрешка. Малышам рассказала об особенностях и красоте этой игрушки. Постепенно подводила к пониманию и осмыслению понятия «народная игрушка». Дети полюбили дидактические игры с участием матрешки и хороводные. Ведь матрешка символизирует русскую женщину в сарафанчике, белом фартучке, в скромном платочке, лицо круглое, веселое и доброе. Дети трогали игрушку, играли с ней. Я стремилась вызвать интерес к матрешке, радость, удивление, восторг, эмоциональную заинтересованность. Ведь матрешка — не просто игрушка, в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая все меньше предыдущих. Именно это больше всего и привлекло в матрешке ребят. Дети с удовольствием выучили загадки и дома загадали своим родителям:

Есть еще для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка — Красавица девица, У нее сестрицы. Каждая сестрица — Для маленькой темница.

(Матрешка)

Матрешку я использовала и в изодеятельности (рисование «Укрась сарафанчик Матрешки»; аппликация «Матрешки»). Рисование сопровождалось стихами, которые помогли детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески:

Мы матрешек отыскали. С ними польку танцевали! А теперь большой матрешке Нарисуем мы горошки: Желтый, красный, голубой — Сарафанчик стал цветной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике с использованием фольклора с детьми младшего дошкольного возрвста "У нас в гостях Петрушка".

Формировать простратвенные отношения "вверху", "внизу". Закрепить знание геометрических фигур, счетные умения, умения соотносить цифру с количеством. Учить находить признаки сходства и различия и на и...

Доклад Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".

ДокладТема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".Выполнила:Воспитатель группы №10Пысина О.В.            Ноябрь 2011...

Использование малых форм фольклора в физическом воспитании с детьми младшего возраста

Одно из   задач    Федерального Государственного  Образовательного Стандарта Дошкольного Образования   является охрана и укрепления физического и психического з...

Использование фольклора с детьми ранного возраста

Народное творчество является незаменимым средством воспитания....