Эссе "По страницам педагогических идей Януша Корчака".
статья

Вайцель Алёна Викторовна

        

    Эссе предлагает вниманию читателей  идеи  выдающегося польского педагога - гуманиста и замечательного      писателя Януша Корчака на примере рассказа «Когда я снова стану маленьким».   В основу своих  педагогических идей  он положил чудесный сплав любви и уважения к детям.  Педагогика Корчака будет актуальной всегда! Гениальность его идеи в том, что между понятиями «любить»   и «воспитывать» можно поставить только один знак  - знак равенства.

     Статья будет полезна всем, кто имеет отношение к воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. «По страницам педагогических идей  Януша Корчака»…

МБДОУ детский сад «Белочка», п. Мотыгино.  

Воспитатель: А.В. Вайцель  

                                                                       

Вы говорите:                                                

- Дети нас утомляют. Вы  правы.                                                               Вы поясняете:

                                                                  - Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь!

- Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть!  

                                                       Я. Корчак       

     Когда читаешь эту книгу, впервые возникает чувство восхищения к особенному педагогическому таланту Януша Корчака. Удивляешься  его неподдельному качеству: поразительной способности перевоплощения в ребёнка. Насколько он понимает и чувствует детскую душу, насколько свежи в его памяти детские мысли и переживания, давно забытые всеми взрослыми.

     Начинает Корчак книгу со смелого вызова, брошенного взрослым, которые, часто раздражаясь по поводу детских шалостей, почемучек, игрушек, говорят, что им трудно опускаться до уровня детей! Так вот, это неправда! Не надо опускаться, надо подниматься, вставать на цыпочки, что бы дотянуться до их чувств, чтобы не обидеть ребёнка, не омрачить его жизнь…  Дотянуться до их чувств, а Корчак не сомневается, что чувства выше и важнее для человека, чем знания. Далее, в подтверждение своих слов, обращение к ному читателю звучит не по-детски серьёзно и уважительно.  Утверждение о том, что дети не только такие же полноправные люди, как и взрослые, но и во многом лучше, пронизывает  повесть Януша Корчака.                  Герой произведения это образ слитый воедино. Это мальчик, который мечтает стать учителем и  взрослый, но не повзрослевший мальчишка, хотя все атрибуты взрослости налицо: усы, часы, работает учителем в школе…

 А счастья нет! На мой взгляд, автор задаёт этот вопрос для того, чтобы читатели задумались о том, каким должен быть педагог, чтобы счастье было и детям и самим учителям. По сути это вопрос о педагогической культуре учителя.  Януш Корчак в этом произведении предлагает нам образ «идеального учителя», причём ни с   точки зрения коллег  или чиновников, с самого главного участника школьной жизни – ученика. Какими же качествами наделяет автор «идеального учителя»? Это человек, наделённый нравственными ценностями добра, любви и уважения к детям. Главным принципом любви к ребёнку, согласно педагогических взглядов Корчака, должно быть построение её в первую очередь на уважении к детям. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!»    

    Педагогический такт учителя прописан в мельчайших деталях, не заметных на первый взгляд, но очень важных для психологического комфорта учеников. То, как учитель кладёт на стол тетрадь, - « аккуратно так кладёт, не бросает»…, как гладит по голове, - «я не люблю, когда меня гладят, но рука у учительницы теплая», создаёт нужную атмосферу. Представление детей об учителе складывается из таких деталей как отношение к труду детей, ведь учёба – труд и не лёгкий, уважения к их чувствам, понимания ситуаций и поступков. Корчак напоминает нам, что детская радость отличается от взрослой и даже грустные минуты в жизни ребёнка, отличаются от взрослой болезненной тоски. Говорит о том, что время у  взрослых и детей идёт по – разному  и чувства нежны и  ранимы. Поэтому педагог должен относиться к личности ребёнка очень бережно.  По этим моментам можно оценить аксиологический компонент педагогической культуры образа «идеального учителя».

      Деятельностный компонент попробуем раскрыть через описание в повести способа общения. Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с окружающими. Общается со сверстниками, взрослыми, родителями, учителями. На первых страницах повести автор описывает ситуацию общения с родителями: сначала мама игнорирует вопрос мальчика, задавая встречный вопрос, который ей кажется более важным и нужным, а потом папа поступает так же. В результате мальчик приходит к выводу – «Ну, я и перестал спрашивать. Уж потом все сам придумывал». Такое общение, основанное на безразличии и не желании понять, отдаляет ребёнка. Ребёнок страдает от того, что взрослые, занятые своими делами не хотят понять и выслушать его, что порой в ответ на радостную новость он получает упрёки и одёргивания. Этот опыт нескольких неуместных вопросов, неудавшихся шуток, неосторожно выданных тайн учит ребёнка относиться   к взрослым настороженно, «как к приручённым, но диким зверям, на которых никогда нельзя целиком положиться». Этой ошибки избегает учительница в тот момент, описанный в повести, когда слышит даже тихий голос мальчика, набравшегося  храбрости рассказать о случае с директором. Быть услышанным это не  только необходимость, но и право даже маленького пока человека. Очень часто на страницах книги встречается словосочетание – « Учитель сказал…». Автор привлекает внимание к пониманию того насколько важно и значимо каждое слово учителя. Что говорит учитель, как он это произносит, взгляд, улыбка, жест, поворот головы – всё считывается ребёнком на уровне ощущений. Поэтому значение культуры речи педагога трудно переоценить.

Творческого подхода учителя   к своей работе в первую очередь ждут дети. Есть несколько эпизодов свидетельствующих тому. Выпал первый снег. Радость и ощущение счастья переполняют детей.  Идёт урок скучный, однообразный, но по расписанию. А как хочется хочется туда, где всё белым бело, где столько света,  радости… Так хочется потрогать снег, ощутить его холод, почувствовать запах свежести… Дети шумят, не внимательны. Учитель делает замечания, сердится, наказывает и продолжает урок, польза от которого сегодня не велика. А если подойти творчески, выйти за привычные рамки, организовать либо экскурсию, либо прогулку, наблюдение, то можно подарить детям праздник первого снега, о котором мечтал мальчик, если бы был королём. Ещё эпизод о том, как заинтересовал детей урок географии, как долго дети продолжали обсуждать его после школы и как жалко, что не последовал за ним урок рисования. Тогда у детей была бы возможность выразить своё отношение в собственном творчестве. Описывая разочарования детей, автор демонстрирует необходимость быть педагогу творческим человеком.

    Очень интересно задуман сюжет повести в плане отражения личности педагога. Его  душа отражается в двух зеркалах: детства и взрослости, и оба изображения, сливаясь, образуют картину личности. С помощью такого оригинального «оптического прибора»  Януш Корчак строит свою странную межвозрастную психологию, которая с большой художественной достоверностью иллюстрирует его педагогическое кредо: почти абсолютное, но все же критическое отождествление воспитателя с воспитанником. Это «почти» позволяет Корчаку говорить о детях в третьем, а не в первом лице, хотя иногда его авторское «я» или собирательное «мы» относится именно к ребенку. Та способность к взрослому критическому мышлению, которую сохраняет главный герой «Когда я снова стану маленьким», раскрывается в одном маленьком эпизоде: Я сижу за партой и пишу. Голова моя опущена. Но я пишу гораздо быстрей, чем тогда, когда был маленьким впервые. Действительно ли я снова стал ребенком во всем? Процесс личностного развития не прекращается никогда, и он необратим. Ветер времени наполняет паруса и уносит нас далеко от родной гавани детства, хотим мы этого или нет. Взрослый не станет ребенком, как бы ни маскировался под него. Но путешествие педагога - «контрабандиста» к утраченной гавани детства несказанно обогащает его, какой бы риск в себе не таило.

    Нужно понимать, а, следовательно, постоянно изучать ребёнка, принимать его таким, каков он есть, и осознавать всю сложность и многогранность психики ребёнка, его личности. А воспитать личность может только педагог, сформировавший личность в себе самом, имеющий запас педагогической культуры.

    Современный период в российском образовании – время смены ценностных ориентиров. Если школа уходящего времени была ориентирована на передачу большого объема знаний, то современная - на личность учащегося как на субъект воспитания и развития, главной целью которого будет стремление к поиску жизненных смыслов и к ценностному самоопределению.   В этих условиях должен претерпеть существенные изменения  образ «идеального педагога». Актуальной проблемой становится формирование  и  становление педагога - гуманиста, который не просто владеет системой знаний и умений  по организации образовательного процесса, но и обладает совокупностью компонентов педагогической культуры, нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности на земле.

     Обращаясь к работам Корчака,   открываешь для себя истинные педагогические ценности, познаёшь мир детской души, задумываешься над тем, что необходимо   видеть в ребенке партнера, уважать его индивидуальность, вести с ним диалог, быть способен чувствовать его сердцем. Повесть Януша Корчака  «Когда я снова стану маленьким» и другие его произведения дают нам много больше, чем любой учебник по педагогике.   Это отличная возможность сопоставить образы учителя - литературного героя, учителя реального и идеального, стремиться к которому захочется непременно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Мне кажется, это важно и уместно вспомнить иногда бывает. Десять заповедей Януша Корчака для родителей. 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги е...

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он мо...

10 заповедей для родителей от Януша Корчака

Десять принципов, на которых строится счастливоедетство, насыщенная зрелость и спокойная старость! ...

Десять заповедей Януша Корчака.

Десять заповедей Януша Корчака для родителей....

Януш Корчак "10 заповедей воспитания"

Януш Корчак "10 заповедей воспитания"Отрывок из книги "Как любить детей" знаменитого польского педагога, писателя и врача Януша Корчака (1878-1942)...

Эссе «Современность педагогических идей Я.Корчака»

Эссе «Современность педагогических идей Я.Корчака»...