Формирование профессиональных интересов у детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Руйго Татьяна Александровна

Как часто мы слышим слова ребенка: «Я хочу быть похожим на маму. Я хочу быть похожим на папу. Я буду как мама. Я буду как папа». Детские предпочтения играют большую роль в формировании будущих профессиональных склонностях человека. Целью данной работы является изучение роли семьи и детского сада в формировании первичных профессиональных предпочтениях ребенка.

В результате проделанной работы были изучена роль семьи и детского сада в формировании первичных профессиональных предпочтениях ребенка, рассмотрены ключевые моменты взаимодействия в системе детский сад – ребенок – родители в вопросах изучения профессий в дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных интересов у детей дошкольного возраста

Автор: Руйго Татьяна Александровна,

воспитатель ГБДОУ Детский сад №25

Калининского района Санкт-Петербурга

Как часто мы слышим слова ребенка: «Я хочу быть похожим на маму. Я хочу быть похожим на папу. Я буду как мама. Я буду как папа». Детские предпочтения играют большую роль в формировании будущих профессиональных склонностях человека. Целью данной работы является изучение роли семьи и детского сада в формировании первичных профессиональных предпочтениях ребенка.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к созидательной деятельности, которая впоследствии становиться смыслом существования всего человечества [1]. Большую роль в профессиональном формировании ребенка играет семья. Когда семья дружная, когда большое внимание уделяется воспитанию ребенка, родители обязательно рассказывают о своей профессии детям. А некоторые родители уже с раннего возраста ребенка стремятся к тому, чтобы ребенок выбрал для себя профессию своих родителей. Многие берут их на работу.

В среднем, в старшем возрасте детского сада воспитатели знакомят детей и постепенно расширяют представления о разных профессиях. Необходимо разъяснить ребенку, что каждый труд в почете и необходим.  Расширяя знания ребенка о профессиях, необходимо познакомить его не только с трудом, которым заняты люди, живущие в городе, но и с трудом людей, работающих и живущих в деревне. Методы работы могут быть разными: беседы, экскурсии, фильмы, загадки, чтение произведений писателей и поэтов. Необходимо эффективно проекты и привлекать к этому родителей, которые в свою очередь расскажут детям, чем они занимаются. Часто в одной группе пересекаются люди разных профессий – синоптик, врач, логист, продавец, парикмахер, рабочий по уборки территории, водитель, машинист, докер и так далее. Как важно для ребенка, когда на такую тему беседует с ним близкий человек – мама или папа. Кому как не родителям доверяют дети. «Мама говорит, значит так и есть, маме нужно доверять».

Для того чтобы заинтересовать ребенка в изучении вопроса профессий взрослых, первоначально необходимо дать конкретные сведения о трудовых действиях и процессах, познакомить с материалами и оборудованием, с помощью которых возможно осуществлять трудовую деятельность. И конечно, ребенку необходимо увидеть конечный результат работы. При формировании представлений о труде обязательно необходимо уделить внимание нравственному воспитанию дошкольников. Рассказать о значении труда человека, о важности любой работы и профессии. Особенно важно прививать любовь к труду, ведь труд — это основа благосостояния каждого человека и общества в целом.

Сюжетно-ролевая игра расширит круг знаний ребенка о профессиях. Если до этого было много сказано и проведены мероприятия на данную тему, то ребенок отлично справится со своей ролью. Чаще всего дети выбирают профессию своих родителей, воспитателю в свою очередь необходимо одобрить выбор ребенка, отметить, как необходима эта профессия, подчеркнуть важность профессии родителей.

Игровая деятельность в дошкольном образовании является особой формой для самовыражения своего «Я». Одним из видов игр являются игры – театрализации, которые способствуют физическому, психическому, нравственному – волевому и творческому развитию детей. Наравне с другими образовательными областями театрализованная игра стимулирует развитие речи, слуха, воображения, ориентирования, уверенности в самовыражении. Игра- театрализация один из способов знакомства детей с профессией актёр, а также связанными с ней профессиями: костюмер, гример [2].

Другой ряд профессий – технические, такие, например, как инженер-констуктор. Эта профессия входит в разряд престижных профессий актуальная, так как мы наблюдаем технический подъём промышленности, производство не стоит на месте, происходит быстрое развитие телекоммуникации, электроники, компьютерной инженерии и других отраслей промышленности. Происходит совершенствование существующих, и разработка новых научно-технических направлений и это приводит к увеличению интеллектуальных затрат, где не последнее место занимает качественный уровень исполнителей этих разработок, т. е увеличение людей технических профессий. Пример изучение подобных профессий с детьми хорошо изложен в [3].

В результате проделанной работы были изучена роль семьи и детского сада в формировании первичных профессиональных предпочтениях ребенка, рассмотрены ключевые моменты взаимодействия в системе детский сад – ребенок – родители в вопросах изучения профессий в дошкольном возрасте.

Список использованных источников:

  1. Чернова, А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста / А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ (дата обращения: 04.10.2020);
  2. Исупова М.В, «Профориентация дошкольников – путь к успеху» // Отдел Восточного образовательного округа министерства образования Кировской области – Кировск, 2017. – С.13-17.;
  3. Губерская И.А., Психолого-педагогические аспекты в формировании мотивации к профессии инженера-конструктора детей старшего дошкольного возраста // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология – Самара, 2017. – С.66-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для моей работы по формированию устойчивого интереса к освоению математических понятий через проектную деятельность было создано перспективное планирование, которое я хочу вам представить....

Опытно- экспереминтальная деятельность как средство формирования позновательного интереса у детей дошкольного возраста.

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г. Хвалынска Мясникова Г. В. «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного в...

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...