Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
консультация

Иванова Наталья Валерьевна

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна

Ребенок раннего возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними - разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.

Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт. 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

 Познавательная активность направлена на:

• получение новых знаний, их усвоение

• овладение необходимыми умениями и навыками

• появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

Лев Выготский считал, что «Индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях» 

( СЛАЙД) Большую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций». Это позволяет развивать   у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого.

Базой для стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём  пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений. Так малыш, получает необходимые знания обо всём, с ранних лет и проявляя любопытство,  саморазвивается.

Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятие  речи  и  понимание  её,  формирования  умения обобщать. 

Детей младшего дошкольного возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?»«зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

 слайд. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В младшей группе дети пониманию такие природные явления, как дождь, снег. Можно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом, понаблюдать дождь за окном (как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах).   

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, необходимо обращать внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

(6 слайд.) Можно рассмотреть с детьми снежинки на рукавичках, обратить внимание на то, что они бывают разного узора. Предложить поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть, что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду.

 ( Слайд) Один из интересных путей развития познавательной деятельности детей можно использовать в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (гигиенической палочкой, пальчиковое, щеткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать бумагу, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав, возможности.

В развитии речи широко используются составления рассказов по картинкам и игрушкам, используются решения проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планируем кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую          задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени.

( Слайд) В рамках трудовой деятельности проводим основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваем этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы.  У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время проращивания лука).

(Слайд) Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования собираются различные виды материалов: природный, бросовый, технический; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Организуются игры-экспериментирования с разными материалами:

- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Разные ножки бегут по дорожке»);

– игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!»);

– игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);

– игры с тенью ( «Собака», «Заяц», «Петушок»).

 (1Слайд) Исследуя объекты неживой природы (песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр.) можно провести опыты «Тонет – не тонет»; предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка; рассмотреть песок через лупу, обнаружить, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, нужно создать определённую развивающую среду.

В ходе экспериментирования у детей обогащается словарный запас, происходит интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начинают логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

Опыты должны сопровождаться проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям. Это способствует выработке у них определенного    алгоритма действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.

 

(Слайд ) Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, развивая их познавательную активность.

Литература

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. М. Павловой. –                      М . ;  Просвещение , 1986.–176с.

2. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте/ Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1997.

3. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. / В. Б. Голицын// Советская педагогика, 1991, - №3.

4. Педагогика – методики и технологии обучения.

5. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников/ А. А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Статья знакомит с развитием познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста....

Статья. Методическое сопровождение развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании

Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, р...