Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Бузакина Ирина Олеговна

Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx245.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Работа по правовому воспитанию

 с дошкольниками

Воспитатель:

Бузакина И.О.

г.Малоархангельск,2019 г.

Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового       мышления и  сознания, формирование основ правового сознания дошкольников; максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Цель осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в сознании детей правовых взглядов и убеждений;
  • формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.    
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.

Данные задачи решаются через:

- организованное обучение (программа занятий);

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельную деятельность детей.

Занятия по правовому воспитанию проводятся 1 раз в месяц. Программа состоит из 10 занятий, которые  включают в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

ПРОГРАММА

ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

г. Малоархангельск,2019 г.

Тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

Тема занятия

Цель занятия

Формы работы

Срок выполнения

Ответственный

1. «Я - человек»

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы,

Беседы о сходстве и различии людей, игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня» Домашнее задание:  Рисование на тему «Автопортрет»

Сентябрь

2. «Что такое права человека»

 Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, фор мировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы

Октябрь

3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию

Игра «Назови ласково».

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

Ноябрь

4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка.

Игра «Кто где живет»

Домашнее задание: Рисование «Моя семья».

Декабрь

5.«Право ребенка на охрану здоровья» 

Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.

Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь»

Домашнее задание:  Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи.

Январь

6. «Права ребенка на образование» 

Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека.

Игра «Вставьте слово».

Домашнее задание: Нарисовать детский сад

Февраль

7. «Права и обязанности ребенка» 

Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

Игра «Для чего этот предмет». Домашнее задание: С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

Март

8. «Право на защиту»

Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

Апрель

9. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища

Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».          

  Домашнее задание Рисование «Мой дом».

Май

10. «Игровое занятие-развлечение», посвященное Дню защиты детей.

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.

1 Июня

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

Конспект занятия №1

«Я-человек»

г. Малоархангельск,2019 г.

Занятие № 1

Тема: «Я - человек»

Программное содержание:

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого че ловека, помочь детям осмыслить  различия и сходство между людьми.

Оборудование и материалы: фотографии детей группы, ватман, маркеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.

Ход занятия:

Дети садятся в круг, социальный педагог просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своих любимых вещах. После выполнения этого задания детям предлагается игра.

Игра «Вопрос - ответ»

Дети под музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос:

«Твои  любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сестры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?»

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Педагог: Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей.)

А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.

Шепчет ротик: «Эй, послушай!

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?».

Грустный носик отвечал:

«Разве ты не замечал

Ушек двое, глазок двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки».

«Ты напрасно, носик, тужишь.

Говорил тебе не раз.

Если мы с тобою дружим,

Значит, тоже двое нас?».

Игра «Посмотрите на меня»

Ребенок (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствовавший ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Социальный педагог обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты лица, одежду.

Педагог: Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т.д.)

Педагог: Ребята, а если бы вы пришли в новый детский сад, то, как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Как сделать так, что бы никто в нашей группе не чувствовал себя одиноким.

Итог занятия

Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Домашнее задание: Рисование на тему «Автопортрет»

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Конспект занятия №2

«Что такое права человека»

г. Малоархангельск,2019 г.

Занятие N 2

Тема: «Что такое права человека»

Программное содержание:

 Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».

Ход занятия

Педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поискам.

Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.

Педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Игра «Для чего этот предмет»

Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

Педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».

Педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» - эта международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка - эта международный договор о защите прав всех детей.

Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Педагог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)

Итог занятия

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.

Домашнее задание: Придумать совместно с родителями эмблему к макету «Конвенция о правах ребенка».

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Конспект занятия №3

«Права ребенка на имя ,отчество и фамилию»

г. Малоархангельск,2019 г.

Занятие № 3

Тема: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Программное содержание:

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Педагог: Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие.  На свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем.

День рождения

День рожденья! День рожденья!

Этот день ты очень ждешь.

 День рожденья, без сомненья,                                                          

Ты с друзьями проведешь.                                                                    

 Будут конкурсы, загадки,                                                          

 Шутки, розыгрыши, смех,                                                                  

   Чаепитье с тортом сладким,                                                        

    Пожелания от всех.                                                                            

 День рожденья! День рожденья!                                                        

Самый лучший день в году.

И с подарком, с поздравленьем                                                              

 В гости я к тебе приду!

Имена имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр - мужественный защитник;                        

Анатолий - восточный, восходящий;                                              

  Андрей - храбрый;

Анна - благодать;

Артемий - здоровый;

Борис - борец за славу;

Валентин - сильный;

Вениамин - любимый сын;

Вера - вера, верование;

Виктор - победитель;

Виталий - жизненный;

Владимир - владеющий миром;                                            

 Галина - спокойная, безмятежная;                                

 Геннадий - благородный;

Григорий - бодрый;

Екатерина - чистая;

Елена - светлая, сияющая;

Ирина - мир, несущая мир;                                            

Константин - постоянный, твердый;                                        

Лариса - приятная;

Марина - морская;

Николай – победитель;

Сергей – высокий, высокочтимый;

Софья – премудрая;

Татьяна – устроительница;

Юлия – пушистая, волнистая;

Юрий – земледелец.

вопросы:

  1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
  2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
  1. Какие имена носят ваши друзья?
  2. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
  3. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких?

   Вспомните и назовите их.

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень нужно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа, посмотри, какую интересную книгу я купила!» или «Таня, пойди погуляй с подружками!»

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное - Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в докумен тах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена - Танечка, Танюша, Татьянка.

Задания

  1. Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
  2.  Как называют вас домашние? Друзья? Воспитатель  в детском саду?
  3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого, Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

* * *

Имя нам дает отраду,                                                                

Дарит счастье и удачу.                                                                    

Потому узнать бы надо,                                                                      

 то же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. По слушайте стихи, посвященные разным именам. (Прочитать детям значение их имен)

Через несколько дней, после того как малыш появился на свет,  родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка дата и место его рождения, имена его родителей.

Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи,  зовут Владимир. Значит, отчество Сережи - Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться  так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

2. Назовите свое имя и отчество.

3.  Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.

4. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду.

5. Как, по-вашему, следует обращаться к взрослым: имени или по имени и отчеству?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор и Федот. Многие фамилии происходят от званий зверей и птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.

2. Как возникла ваша фамилия?

3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы,  папы.

4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?

5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов, деревьев, домашних животных.

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Конспект занятия №4

«Право ребенка жить и воспитываться в семье»

г. Малоархангельск,2019 г.

Занятие № 4

Тема: « Право ребенка жить и воспитываться в семье»

 Программное содержание: Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.

Оборудование и материалы: иллюстрации, семейные фотографии, детские рисунки.

Ход занятия:

Педагог: Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья. Близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте  произнести слово «Семья» вот так: Семь - Я. Как вы думаете, что это значит?

В Конвенции о правах ребенка записано, что дети имеют право знать своих родителей, право на их заботу, а семья ответственна за жизнь, здоровье, развитие ребенка.

У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

Игра « Кто, где живет»:

Дети встают в круг и, передавая, друг другу мяч, сначала называют свою улицу, потом номер дома, потом номер квартиры.

В основном документе о правах детей Конвенции записано, что «семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

 Рисование «Моя семья».

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

Конспект занятия №5

«Право ребенка на охрану здоровья»

г.Малоархангельск,2020 г.

Занятие №5

Тема: «Право ребенка на охрану здоровья»

Программное содержание: Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

Оборудование и материалы: телефон, машина «скорая помощь».

Педагог: Дорогие друзья! Побеседуем с вами о правах детей на охрану здоровья. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки, « в здоровом теле здоровый дух!» Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?

Что помогает человеку быть здоровым?

Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся. Она закаляет наш организм, очищает кожу.

Второй наш друг – утренняя зарядка. Под звуки бодрой ритмичной музыки мы делаем разные упражнения, после неё улучшается настроение, появляется аппетит.

Теплые солнечные лучи и свежий воздух тоже наши верные друзья.

Скажите, а если ребенок не соблюдает режим, не делает зарядку, не любит гулять и грязнуля, что с ним может произойти? Правильно он может заболеть.

Если ребенок заболел, домашние вызывают ему врача из детской поликлиники.

Игровое упражнение

« Как вызвать «скорую помощь»: Распределить роли.

Педагог выполняет роль диспетчера на телефоне. Двое детей- врачей, один водитель «скорой помощи», один ребенок «больной». Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает номер 03, сообщает, что произошло, четко называет свой домашний адрес. Приезжает машина «скорой помощи», врачи оказывают помощь.

Наташа заболела.

У Наташи кашель, и головка горяча!

Мама вызвала Наташи утором детского врача,

Расскажите, что случилось?-задал врач простой вопрос,

Шепчет девочка несмело: Я мороженное ела, от того и заболела»

«Горло красное на вид»-вынес доктор свой вердикт!

Чай  с малиновым вареньем,

 И побольше мандаринов, свежих ягод, витаминов,

Полежит, поспит, девчурка, и готова на прогулку!

Итак, дети право на медицинский уход означает, что каждый ребенок должен иметь гарантированную врачебную помощь, привит против разных инфекционных болезней. Но и вы сами не должны забывать заботится о своем здоровье.

Домашнее задание:  Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи и раскрасить.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

Конспект занятия №6

«Право ребенка на образование»

г. Малоархангельск,2020 г.

Занятие № 6

Тема: «Права ребенка на образование»

Программное содержание: Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

Педагог: Дорогие друзья! Поговорим сегодня о правах детей на образование и  воспитание в общеобразовательных учреждениях. Кто знает, что это за учреждения? Верно! Это детские сады, школы.

Когда малыш подрастет, научится ходить, говорить, играть с игрушками, дома ему становиться скучно. Ребенку нужно общество сверстников, чтобы участвовать в совместных играх, праздниках, спортивных соревнованиях. Обычно малыш идет в детский сад. Кто встречает вас в детском саду? Правильно воспитатель. Воспитатель учит вас, как правильно следить за собой, как правильно есть, одеваться. Решает все ваши споры. Воспитывает хорошие качества. Воспитатели готовят вас к школе. Наконец приходит время расставаться. Дети прощаются с воспитателями и детским садом и уходят в школу. Наконец наступает волнующий и торжественный день – 1 сентября. Дети становятся учениками, школьниками. Там вас встретит учитель. Из года в год ребенок растет и, закончив школу, поступает в институт, где получает высшее образование.

Игра «Вставьте слово»:

 Педагог начинает, дети заканчивают.

Самолетом правит…(летчик)

Трактор водит…(тракторист)

Электричку - …(машинист)

Стену выкрасил…(маляр)

Доску выстрогал…(столяр)

В доме свет провел…(монтер)

В шахте трудится…(шахтер)

В жаркой кузнице…(кузнец)

Кто все знает - … (молодец).

А как вы думаете, для чего человеку нужно учится? Правильно! Чтобы в будущем получить хорошую профессию.

Право на образование – это величайшее завоевание цивилизации. В древности обучаться грамоте могли только дети из очень богатых семей. Но даже сегодня на свете есть страны, где дети не ходят в школу, но зато тяжело работают с самого детства. В нашей стране право на образование имеют все дети. И хотя вы иногда устаете от занятий и хотите побольше поиграть, погулять, надеюсь, вы понимаете, как важно для вас учиться, чтобы стать образованными, умными, грамотными людьми.

Нарисовать «Детский сад».

МБ ДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска»

Конспект занятия №7

«Права и обязанности ребенка»

г. Малоархангельск,2020 г.

Занятие № 7

Тема: «Права и обязанности ребенка»

Программное содержание: Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

Педагог: Дорогие ребята! Вы уже знаете, что дети имеют многие права. Давайте их повторим.

Верно! Но у ребятишек есть и обязанности. Как вы думаете, какие?

Правильно! Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни.

Что это означает? Заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе. В обязанность детей входит наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом.

Вопросы:

  1. Есть ли у вас младшие братья и сестры?
  2. Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших членах семьи?
  3. Есть ли у вас домашние питомцы – кошка, собака, хомячок или попугай?
  4. Заботитесь ли вы о них сами или это делают взрослые? Почему?

Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни обдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.

Игра «Для чего этот предмет».

 Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.) Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие?

Верно, нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям.

Вопросы:

  1. Можно ли разговаривать во время тихого часа?
  2. Толкать друг друга?
  3. Ссориться и драться?
  4. Отбирать друг у друга игрушки?

Нельзя! Видите, как много обязанностей у детей.

Домашнее задание: С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Конспект занятия №8

«Право на защиту»

г. Малоархангельск,2020 г.

Занятия № 8

Тема: «Право на защиту»

Программное содержание: Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

Педагог: Ты – ребенок. Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни жил, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят тебя. Ты такой маленький по сравнению с огромным миром. Но ты не один. Взрослые всегда рядом. Это мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди, воспитатель и другие люди, которых ты так любишь.

Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь с людьми, любящими тебя. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. На фабриках по всей стране они делают твои любимые конфеты. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже продукт их труда. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел.

Твоя мама самая красивая, нежная, ласковая. Она укрывает тебя одеялом на ночь. Она готовит для тебя вкусную еду.

Как вы думаете, как понимать слово защита? Прислушайтесь к этому слову защита, то есть за щитом. Защита это то, что оберегает, охраняет нас от опасности и врагов. Иметь защиту важно для каждого.

Сегодня у нас в гостях девочка Маша (кукла). Послушайте, что с ней случилось. Маша разбила любимую мамину вазу и теперь боится, что она будет наказана.

- Ребята, как вы думаете, что чувствует сейчас Маша?

- Чего боится Маша? Почему?

- Наказывают ли вас родители?

- Как вас родители?

- Что вы делаете в ответ?

Воспитатель предлагает детям и Маше ряд советов, которое помогут им при ссоре с родителями:

  1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат.
  2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?». Это поможет смягчить гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.
  3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить.

Педагог предлагает детям разыграть эту ситуацию. Распределяет роли. В конце сценки взрослый говорит, что ему уже не хочется ругать своих детей.

Вспомните, когда вы сами становились для кого- нибудь защитой?

А кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя, как богатырь за щитом?

Самые близкие и любимые нам люди – мама, папа, бабушка, дедушка, наши друзья становятся нашим щитом в трудную минуту.

В конвенции о правах ребенка записано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Нельзя допускать насилия по отношению к себе и проявлять его по отношению к другим людям. Защиту ребенку обеспечивают взрослые, государство и законы России.

 Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска »

Конспект занятия №9

«Право на жилье и неприкосновенность жилища»

г. Малоархангельск,2020 г.

Занятие № 9

Тема: «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Программное содержание:

Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

Оборудование и материалы: маски трех поросят.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня мы будем играть, танцевать, узнаем много нового и интересного! Вы готовы'?

- Отгадайте загадки.

Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком ... (дупле).

Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)

В лесу у пня суета, беготня. Работяги-муравьи строить дом себе пришли. Вы, ребята, не зевайте.

Их жилище называйте.

(Муравейник)

Воспитатель: О чем эти загадки? Правильно, они про жилища зверей и насекомых.

А теперь давайте поиграем!

Игра с мячом «Кому, какой дом»

Все становятся в круг, соц. педагог кидает мяч одному из детей, называя животное, ребенок кидает мяч соц. педагог, называя жилище этого животного.

белке - дупло

медведь-берлога

волку - логово

птице - гнездо

пчеле - улей

человеку - дом  и т.д.

Педагог: Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка. Вспомните сказку «Три поросенка». Какие дома были у поросят'? (Драматизация отрывка из сказки. Момент, когда волк разрушает домики.)

Воспитатель: Какое право поросят нарушает волк? (Право на жилье.)

В каких еще сказках было нарушено право сказочных героев на жилье'? «Теремок», «Заюшкина избушка».

Педагог: дети, а где живете вы? (Ответы детей.) давайте поиграем.

Игра

"Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем»

Представьте, что вы сидите в любимом месте своей квартиры и занимаетесь любимым делом. Водящий должен отгадать, что вы делаете. Дети имитируют движения, «лепят», «рисуют», «спят», «едят» и т.д.

Педагог: Скажите, кто-нибудь из вас остается дома один?

Если вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь? Вспомните сказку, в которой волк ласковым голосом обманул коз лят. Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозя ев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не от крывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

Педагог: У человека дом был всегда. В самые древние вре мена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холо да, диких животных. Потом человек научился строить себе жилища из камней и деревьев. Давайте рассмотрим с вами макеты жилищ человека.

1) Деревянная изба  - Что это?

- Из чего сделан этот дом? Значит, он какой? (деревянный.)

- Где сегодня можно встретить такой дом?

2) Сказочный замок. - Что это?

- Кто жил в таких замках раньше?

- Где сегодня можно встретить такие замки? Такие замки сохранились во многих странах мира: в Англии, во Франции, в Германии, Чехии. Люди решили сохранить красоту этих строений, и сегодня в таких замках открыты музеи.

3) Многоэтажный дом.

- Где можно встретить такой дом?

- Кто живет в таких домах?

Игра «Я живу на ... »

Все встают в круг. Соц. педагог передает мяч ребенку и говорит: «Я живу на ... этаже" ребенок продолжает, называя свой этаж, и передает мяч соседу и т.д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Соц. педагог: Во все времена дом очень много значил для челове ка. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц и поговорок придумал русский на род о доме. Какие вы знаете?

Без хозяина дом - сирота!

Не красна изба углами, а красна пирогами.                                                                        

В родном доме и стены греют.

Дом вести - не лапти плести.

Человек без угла, что птица без крыла.

Итог занятия

- Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему теплым, светлым, счастливым, что важнее: красивая обстановка или добрые отношения между людьми?

- Как надо относиться друг к другу?

- А наш детский сад - это ваш второй дом. Давайте будем все делать для того, чтобы жить здесь дружно и счастливо.

Домашнее задание: Нарисовать свой дом

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

Конспект занятия №10

«Право на свободу»

г. Малоархангельск,2020 г.

Занятие № 10

Тема: «Право на свободу»

Программное содержание:

Познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу;

объяснить, что такое рабство;

формировать понимание значимости свободы для человека.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке Дж. Родари «Чиполлино».

Предварительная работа: Прочитать детям сказку «Чиполлино».

Ход занятия

Педагог: Вам кажется само собой разумеющимся, что у вас есть имя и фамилия, но так было не всегда. Когда-то на земле существовало рабство. Рабство - это когда один человек является собственностью другого человека. У раба был хозяин. Он мог распоряжаться его жизнью, как хотел. Рабы были лишены имени, гражданства, имущества и всех прав человека. К счастью, сейчас все изменилось. Люди победили рабство во всем мире. Все люди рождаются свободными и равными в своих правах независимо от национальности. А если кто-то посягает на свободу человека, то его за это сурово наказывает государство. Вы находитесь под защитой нашего государства. Никто не может лишить вас свободы.

Есть очень много сказок, в которых нарушается право героев на свободу. Давайте вспомним эти сказки. (Продемонстрировать иллю страции к сказке «Чиполлино».

- Вспомните, кто попал в тюрьму? Почему'? Как Чиполлино осво бодил своих друзей?

- В каких еще сказках нарушается право героев на свободу? «Приключения Буратино» - Карабас-Барабас силой удерживал Буратино в своем театре, «Гуси-лебеди» - Баба-яга похитила братца Иванушку и т.д.)

Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу.

Итог  занятия:

Право на свободу записано в Конвенции о правах ребенка. Свобода необходима каждому человеку. Несвободный человек не может быть счастливым.

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Малоархангельска  »

Конспект

ИГРОВОЕ  ЗАНЯТИЕ – РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«День защиты детей»

г. Малоархангельск,2020 г.

Программное содержание:

• закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней;

• при помощи имеющегося материала (кубики, игрушки, муляжи цветов и т.д.) изображается «Город Счастья»: площадь, улицы, четы ре домика.

Ход занятия:

Дети вбегают в зал и рассказывают стихотворение М.Шиманчика (перевод с польского).

Пусть, наконец, узнает каждый

И расскажет всем,  всем, всем,

Что ребёнок – тоже человек,

Только маленький совсем.

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

Могу учить все, что меня интересует,

И имею право сам выбирать, с кем мне играть.

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

Если папа уже не живет с нами,

Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

Никто не может читать моих писем без разрешения,

Имею право на собственное суждение.

Хочу, чтоб каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Права детей надо знать

И никогда не забывать!

 Соц. педагог: Дети, сейчас я вас приглашаю в замечательный город с необычным названием - «Город Счастья». Чтобы попасть в этот город, надо пройти через сказочные ворота.

Здравствуй, город Счастья, ты один на свете,

 Где всем управляют маленькие дети.

Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,

Тому, кто живет здесь, очень повезло!

И очень рада детвора, что здесь защищают

Детские права.

Дети проходят через ворота и попадают на площадь Добра, от которой в разные стороны отходят улицы.

Все жители города трудились не зря,  

Построили вместе площадь Добра.

Огромная площадь, спешите скорей,

Всем хватит здесь места для игр и затей.

Все садятся в круг, рассматривают улицы, которые берут начало от площади.

1) Улица Красивых имен.

Игра «ДИН-ДОН»

Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

Ну  а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

- Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

- Как зовут котенка? Кис-кис-кис!

- Как зовут щенка? Гав-гав-гав!

- Ну а как ребенка?  

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют имена детей. Воспитатель предлагает двум детям отправиться по ули це «Красивых имен» и узнать, кто живет в конце улицы. Дети стучатся в домик, выходит девочка «Имя».

-Здравствуйте, я - ваше «Имя». Родители дают вам меня при рождении. Назовите свои имена. Назовите имена девочек и мальчиков.

l-й ребенок: Как славно девочек зовут.

Вот Настя - шелковый лоскут,

 И Лерочка - листва лесная,

И Маша - звездочка ночная.

2-й ребенок: Как славно мальчиков зовут.

Вот Саша - пушечный салют,

И Коля - парус средь простора,

 И Рома - ровный рев мотора.

Соц. педагог: Если в городе есть такая улица, значит, какое право детей соблюдается? (Право на имя.)

2) Улица Здоровья.

Соц. педагог: Если кто-то из жителей города заболеет, то он непременно приходит на эту улицу. Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.

Дети проходят по улице, стучатся в домик:

Айболит:

- Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,

К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,

Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.

Педагог: Дети, какое право соблюдается на этой улице? (Право на медицинское обслуживание.)

3) Улица Защиты.

Педагог: Каждый житель города приходит на эту улицу, когда ему нужны помощь и защита. Послушаем, что нам хочет рассказать Илья.

- Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.

Педагог: Дети, правильно ли поступает Илья? Какое право он нарушает? ( Право на защиту, право на жизнь без насилия.)

4) Улица Знаний.

Педагог: На этой улице учатся читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки, танцевать, лепить. А что вы умеете делать?

Знайка встречает детей, рассказывает о том, чему можно научить ся на улице Знаний. (Танцевать и лепить, и рисовать.)

Музыкальная пауза. Дети исполняют танец.

Педагог: Быстро пролетел день, и незаметно наступила ночь.

Гаснет свет, зажигаются лампочки, опускается луна.

Дети сидит в кругу с закрытыми глазами.

Воспитатель:

- Всем жителям города Счастья снятся только счастливые сны.

Им снятся голубое небо, синее море, прохладный зеленый лес, звон колокольчиков в утренней росе. Вот и наступило утро, взошло солнце. (Дети просыпаются, потягиваются.)

- Ребята, а почему жителям города « Счастья» снятся такие прекрасные сны?

Педагог: Дети, вам понравилось в городе Счастья? Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди все самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может быть самое большое!

Итог занятия

Дети под музыку рисуют на мольбертах улыбающиеся солнышки.

        В конце занятия - выставка детских работ.  

Модель педагогического процесса

правового образования дошкольников

Цель

Формирование основ правового сознания дошкольников

       

Задачи

Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности

Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья

                       

                                                   

                                           

       

Система взаимодействия

        

Непосредствеено организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей

                     

           

Организованная образовательная деятельность

Знакомство с правами человека

Изобразительная, трудовая деятельность

Организованная образовательная деятельность

Беседы на этические темы, мини-дискуссии

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков

Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций)

Teacher

        

Работа с литературой

Разные

виды

игр

Создание

проблемных

ситуаций.

Задания для самостоятельных

наблюдений.

Продуктивные

виды

деятельности

Двигательная

активность

Самостоятельная

деятельность

        детейSCHOOLG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

.  Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...