Электронные дидактические игры как средство обучения
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

электронные дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_didakticheskie_igry_kak_sredstvo_obucheniya.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные дидактические игры как средство обучения

В связи с тем, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, следует говорить об использовании компьютера, прежде всего, как о средстве игры. Как отмечает Ю.А. Бревнова, «поскольку важнейшим средством воспитания в игре является игрушка, формирующая представления о мире, компьютер рассматривается как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решить самые разнообразные игровые задачи. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно» [5, с. 7].

По наблюдению И.Э. Куликовской, электронные дидактические игры в настоящее время все более активно используются в системе предшкольного образования. Такие игры организуются непосредственно на занятиях. Ценность их заключается в том, что они в красочной и увлекательной форме знакомят детей с основами математики. Сюжеты игр задают сферу общих интересов, впечатлений. Ребенок овладевает логической последовательностью действий в процессе познания: сначала думать (анализировать, сравнивать, обобщать) и только после этого совершать какие-либо действия (игровые или реальные). Ребенок учится исследовать, проверять свои предположения, делать выводы, пробовать различные действия, обеспечивающие достижение цели. Таким образом, развиваются когнитивные компетенции детей [12, с. 37].

Положительные моменты применения электронных дидактических игр.

1. Развивающие и обучающие компьютерные игры, тщательно подобранные с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, помогают выявить и развить его способности (в том числе и математические).

2. Развивают самостоятельное мышление.

3. Усиливают концентрацию внимания.

4. Учат ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

Рассмотрим данные факторы более подробно.

Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие или эмоциональные для них случаи или детали. Компьютер помогает сделать ярким и значимым содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются важнейшие операции мышления – обобщение и классификация, которые при обычном обучении начинают формироваться примерно с семи лет. Во время игр у ребенка постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления [5, с. 7].

Традиционной является следующая классификация компьютерных дидактических игр.

«1. Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер. Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

2. Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т.п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации».

3. Стратегии. Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования.

4. Симуляторы. Играющий находится в позиции «внутри ситуации». Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

5. Игры-повествования. Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою» [17, с. 27].

Е.В. Гуляевой, Ю.А. Соловьевой отмечается, что данная классификация является неполной и в нее следует также включить обучающие и развивающие игры.

«Обучающие игры представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает учебным материалом. Более того, наглядность материала варьируется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечивают поэтапное формирование у него определенных знаний и представлений.

Для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

1. Организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

2. Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

3. Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющийся или печальный смайл и т.д.

В предложенную классификацию также следует включить развивающие игры, которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи» [7, с. 7].

Компьютерные занятия не должны быть изолированы от педагогического процесса детского сада. Компьютерные игры не заменяют традиционные методы обучения и воспитания, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Таким образом, электронные дидактические игры будут способствовать формированию математических представлений у младших дошкольников, поскольку развивают все психические процессы ребенка (мышление, память, воображение), а также сенсорику и умение осуществлять различные интеллектуальные операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство обучения детей правилам безопасности

Закрепить знания детей об основных   источниках   опасности,    правилах   поведения    в   экстремальных ситуациях, возможностях ...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

Дидактическая игра как средство обучение дошкольника (моя дипломная работа)

СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения1.1 История вопроса1.2 Психологические основы и особенности игры1.3 Технология игрыГлава II. Место и роль дидактич...

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Характерная форма обучения для детей раннего возраста....

"Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"

игра имеет важное значение в жизни ребенка в дошкольном возрасте...