Методическое руководство молодыми специалистами в ДОУ по математическому развитию дошкольников
методическая разработка

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

работа с молодыми специалистами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое руководство молодыми специалистами в ДОУ по математическому развитию дошкольников

Методическое руководство молодыми специалистами по вопросу математического развития строят с учетом трех аспектов их педагогической деятельности[1]:

  • "Старший воспитатель – молодой специалист" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками для организации и проведения занятий по математическому развитию;
  • "Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
  • "Молодой специалист – коллега" – оказание поддержки со стороны коллег.

В зависимости от результатов в профессиональной деятельности молодых специалистов условно разделяют на три группы:

  • воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
  • воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  • воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

Определить стратегию и тактику деятельности старшего воспитателя по отношению к работе молодого специалиста поможет специальная анкета (приложение 1).

Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по содержанию и, конечно, целям.[2]

Для первой группы молодых специалистов выбираются такие методы, приемы и формы работы, которые способствуют усвоению теоретического материала, формированию навыков практической работы. Это консультации, семинары-практикумы, беседы, коллективные просмотры, взаимопосещения, наставничество, лекции, аукцион педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно - деятельностные игры.

Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих овладению навыками практической работы с детьми, родителями. Это семинары-практикумы, коллективные просмотры, взаимопосещения, анализ педагогических ситуаций, практические отчеты и др.

Для третьей группы применяют формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников. Это дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, беседы, диспуты, убеждение, поощрение.

Хочется остановиться на основных формах методической работы направленных на повышение квалификации молодых специалистов по вопросу математического развития дошкольников.

Наставничество. Наставничество – это процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и нужно учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник - всячески способствует, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывает в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения.

Обеспечивает поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ занятия; формы, методы и приемы обучения; основы управления детьми и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Самообразование. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду создаются условия для самообразования педагогов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний. Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.

Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием педагогу, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

Формы самообразования многообразны:

- работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
- участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
- получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этой деятельности педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта.

Особое место в работе с молодыми специалистами отводится "Школе молодого воспитателя",[3] целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе "Школы молодого воспитателя" привлекаются опытные, творческие специалисты.

Цель школы – создать систему работы с молодыми специалистами по повышению квалификации молодых педагогов в вопросе математического развития дошкольников.

Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании всех возможностей и ресурсов образовательного учреждения для становления молодого специалиста как профессионала, яркой и творческой личности, в дальнейшем - мастера.

Причём становление молодого специалиста как профессионала благодаря организации школы молодого специалиста происходит не на основе "работы над совершёнными по неопытности ошибками", а на основе педагогической парадигмы достижения успеха. 

Каждое занятие в школе носит комплексный характер, так как включает и информационную часть, и дискуссию по вопросам, и знакомство с практическими рекомендациями. Встречи организуются так, чтобы каждый участник проявил активность. Диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк. Начинающих ориентируют на то, что в профессии воспитателя нет мелочей, что иногда небольшая трудность может обрасти проблемами, как снежный ком. Коллективное обсуждение в этом случае показывает, что подобные проблемы решению поддаются: предлагается шаблонный ход и совместными усилиями разрабатывается оригинальное решение. Широко используются активные формы обучения, обеспечивающие обратную связь, позволяющие проявить инициативу всем.

Занятия Школы молодого воспитателя рекомендуется планировать 1-2 раза в месяц. Их содержание должно включать теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.

Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

В рамках работы Школы молодого педагога можно выделить следующие этапы руководства старшим воспитателем  молодыми специалистами:

1. Составление планов работы старшего воспитателя с молодыми специалистами. План предусматривает создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание практической помощи по планированию и проведению занятий, в том числе предварительную работу с конспектами занятий и анализ проведённых занятий, проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого специалиста. С первых дней работы молодого специалиста проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняются информационная карточка и лист карьеры.

3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы. Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию занятия, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, корректированию результативности профессиональной деятельности.

4.  Составление плана работы молодого специалиста. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения документации, составление планов проведения различных этапов занятий, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе.

5. Систематическая работа Школы молодого воспитателя. Это консультации, семинары-практикумы, беседы, коллективные просмотры, взаимопосещения, наставничество, лекции, аукцион педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно - деятельностные игры, анализ педагогических ситуаций, практические отчеты, дискуссии, круглые столы, анализ педагогических ситуаций, беседы, убеждение, поощрение и т.д.

 6. Оценочно-рефлексивный этап. Работа по регулированию, корректированию получаемых в ходе работы Школы результатов. Отслеживание достижений молодых специалистов, выявление тем и направлений для дальнейшей  работы Школы.

Проведение на протяжении учебного года систематического руководства молодым специалистом позволяет:

  • успешной адаптации молодого специалиста к реальным условиям работы ДОУ;
  • формированию мотивации молодого специалиста на совершенствование профессионального мастерства;
  • творческому применению усвоенных в период обучения содержания методов педагогической деятельности на практике.

Знакомство с опытом педагога, опытом его инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и его корректировки.


[1] Волобуева Л.М. Работа с молодыми специалистами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения  -2007. -№ 8.

[2] Карпова Л.С., Тимофеева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ // Управление ДОУ – 2007. -№ 4.

[3] Буйнова Л.Н. Кочнева С.В. Организация методической службы образовательных учреждений М.: Гуманитарий, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Семинар для молодых специалистов "Значение пальчиковой гимнастики для развития детей"

Семинар для молодых специалистов "Значение пальчиковой гимнастики для развития детей"...

Консультация для молодых специалистов о формировании основ ЗОЖ у дошкольников

Консультация для молодых специалистов о формировании основ ЗОЖ у дошкольников...

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Семинар-практикум для молодых специалистов «Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2....