Система методического руководства молодыми специалистами по вопросам математического развития дошкольников
методическая разработка

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

работа с молодыми специалистами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система методического руководства молодыми специалистами по вопросам математического развития дошкольников.

Система организации методической работы с молодыми специалистами была составлена для разрешения главного противоречия в работе нашего детского сада – между потребностью в грамотном, уверенном в себе педагоге в вопросах математического развития дошкольников и недостаточным  уровнем профессиональной компетентности молодого специалиста,  что является сдерживающим фактором  математического развития дошкольников.

Основными задачами данной работы являются:

- эмоциональная поддержка молодого педагога в процессе адаптации, укрепление его веры в себя;

- помощь молодому педагогу в осознании своих профессиональных ресурсов;

- помощь в подготовке к проведению занятий по математическому развитию дошкольников и самостоятельной деятельности с детьми;

- обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями по вопросу математического развития дошкольников.

Предлагаемая система обладает следующими преимуществами:

- ставит целью создание условий для непрерывного совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

- опирается на системно - деятельностный и дифференцированный подходы;

- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и
практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью;

- ориентирована на совершенствование и развитие профессиональных знаний, умений, опыта и профессиональных ценностных ориентиров педагогов, что, на наш взгляд, составляет основу профессиональной педагогической компетентности;

- реализуется на управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);

- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории педагогов в развитии профессиональной компетентности.

Методическое руководство работой педагогов по математическому развитию дошкольников в ДОУ зависит от реализации следующих условий:

1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач ДОУ и предусматривается в годовом и месячном планах.

2. Целенаправленность. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат. Руководство ДОУ не только ставит цели, но и организует, объединяет усилия всех работников на достижение целей.

3. Систематичность. Методическое руководство будет эффективным, если мероприятия составляют единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей. 

4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определить конкретные цели и выбрать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.

5. Проверка исполнения. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации руководителя. Контроль и проверка способствуют оперативному устранению недостатков и их причин.

6. Согласованность в работе заведующей ДОУ, старшего воспитателя особенно необходима в организации контроля образовательного процесса. При этом важно координировать планы работы.

7. Непрерывность повышения квалификации путем самообразования, участия в разных формах методической работы в масштабах района, города,  в рамках курсов повышения квалификации и др.

Содержание методической работы с молодыми специалистами вытекает из конкретных задач ДОУ и предусматривается  годовым планом работы с молодыми специалистами.

План предполагает обязательную работу по определенным разделам (таблица 4).

Таблица №4

План работы с молодыми специалистами на учебный год

Срок

Содержание работы

Форма

Результат

Ответственный

Сентябрь

Изучение нормативных документов дошкольного образования (закон «Об образовании», устав ДОУ, «Конвенция о правах ребенка», договора м/у ДОУ и родителями, локальные акты)

Круглый стол

Лист собеседования

Ст.воспитатель,

заведующая

Изучение программно -методического обеспечения образовательного процесса

Школа молодого воспитателя

(семинар)

Программно-методическое обеспечение в каждой возрастной группе

Ст.воспитатель,

воспитатель-наставник

 Подведение итогов за прошедший учебный год по выполнению программы по развитию элементарных математических представлений

Педсовет

Выявление проблем и трудностей,

протокол

Ст.воспитатель

Изучение трудностей в работе по математическому развитию дошкольников

Анкетирование

Выявление проблем и трудностей

Ст.воспитатель

Октябрь

Планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Первые шаги в математику

 Групповая консультация

Перспективные планы по математическому развитию

Ст.воспитатель, воспитатель-наставник

Ознакомление с нормативными документами по аттестации педагогических работников

Консультация

Составление плана работы в межаттестационный период

Ст.воспитатель,  

секретарь АК

Формы работы с родителями направленные на повышения уровня математического развития детей

Школа молодого воспитателя (семинар-практикум)

Материалы консультаций, бесед, анкет для родителей

Ст.воспитатель,

воспитатель-наставник

Проверка плана воспитательно-образовательной работы по разделу

Оперативный контроль

Отметка в журнале контроля

Ст.воспитатель

Продолжение таблицы №4

Срок

Содержание работы

Форма

Результат

Ответственный

Ноябрь

Просмотр режимных моментов, занятий

Взаимопосещение

Знание образовательной работы

Воспитатель-наставник

Организация предметно-развивающей среды в группе

Школа молодого воспитателя (мастер-класс)

Организация предметно-развивающей среды в группе

Воспитатель -наставник

Организация предметно-развивающей среды в группе

Оперативный контроль

Отметка в журнале контроля

Организация предметно-развивающей среды в группе

Использование в совместной деятельности разработанной картотеки игр по математическому развитию

Системный контроль

Отметка в журнале контроля

Ст.воспитатель

декабрь

Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений

Тематический

педсовет

Протокол

Ст.воспитатель,

Инструктор по ФИЗО

Организация и проведение занятий по математическому развитию дошкольников

Школа молодого воспитателя (семинар-практикум)

Конспекты занятий по математическому развитию дошкольников по разделу «Первые шаги в математику» программы «Детство»

Ст. воспитатель, воспитатель-наставник

Проверка состояние центра умственного развития или сенсорного уголка

Системный контроль

Отметка в журнале контроля

Ст.воспитатель

Январь

Анализ занятий, методики проведения занятий

Посещение занятий (тематический контроль)

Заполнение карт профессионального роста, отметка в журнале контроля

Ст. воспитатель

Технологии математического развития дошкольников

Школа молодого специалиста (семинар)

Знание образовательной работы

Ст. воспитатель

Организация и проведение родительских собраний

Консультация

Материалы для тематического родительского собрания, протокол родительского собрания

Ст. воспитатель

Продолжение таблицы №4

Срок

Содержание работы

Форма

Результат

Ответственный

Февраль

Организация совместной деятельности взрослого и ребенка

Семинар-практикум

Знание образовательной работы

Ст. воспитатель,

педагог наставник

Планирование работы с родителями

Школа молодого воспитателя (индивидуальная консультация)

Знание образовательной работы

Воспитатель-наставник

Проверка планов учебно-воспитательной  работы

Оперативный контроль

Отметка в журнале контроля

Ст. воспитатель

Март

Организация индивидуального и дифференцированного подхода на занятии по математическому развитию

Школа молодого воспитателя (обучающее методическое занятие)

Знание образовательной работы

Ст. воспитатель

Воспитатель глазами коллег

Анкетирование

Анализ изменений в профессиональной подготовке воспитателей

Ст. воспитатель

Апрель

Общение взрослого и ребенка

Тренинг

Умение правильно строить общение с детьми

Ст.воспитатель

Игры по математическому развитию дошкольников

Школа молодого воспитателя (методическая неделя)

Знание образовательной работы

Воспитатель-наставник

Диагностирование профессиональной деятельности по математическому развитию дошкольников

Тематический контроль

Отметка в журнале контроля, выявление затруднений в работе и уровень профессионализма молодого специалиста

Ст.воспитатель,

Воспитатель-наставник

Май

Изучение и освоение педагогической диагностики

Консультация

Материалы педагогической диагностики

Воспитатель-наставник

«Итоги работы ДОУ за … учебный год»

Итоговый педсовет

Протокол

Ст.воспитатель,

Заведующая

Образовательные ориентиры педагога

Анкетирование

Анкета-заявка

Ст. воспитатель

Одним из первых и главных разделов – это ознакомление с основными нормативно-правовыми документами дошкольного образования, поскольку каждый педагогический работник должен знать свои права и обязанности, должностные инструкции, а так же права детей и права и обязанности родителей, чтобы не ущемлять ничьи права во время педагогического процесса.

Молодые педагоги должны быть ознакомлены с программно-методическим обеспечением программы, по которой работает ДОУ, НРК ГОС, а так же ознакомлены с нормативно-правовыми документами по вопросам педагогической аттестации.

Они должны знать содержательные условия: организация  и система проведения занятий, организация свободной деятельности, технологии, используемые для реализации программы.

Педагоги должны знать и уметь пользоваться педагогической диагностикой по всем разделам программы, по которой работает ДОУ.

Кроме того, они должны быть обязательно ознакомлены с программой семинаров, курсов по повышению квалификации.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старший воспитатель  обращает внимание на выполнение задач дошкольного образования  в области математического развития воспитанников, а так же на овладение современными педагогическими приемами и технологиями.

С учетом возникающих затруднений строится  план работы Школы молодого воспитателя. Нормативно - правовым основанием работы Школы молодого воспитателя является соответствующее положение о «Школе молодого воспитателя» (приложение 6).

К проведению теоретического блока, привлекаются специалисты медицины (старшая медсестра) и психологии (педагог-психолог); практического блока — высококвалифицированные педагоги, имеющие опыт успешной

профессиональной деятельности.

Формы работы Школы молодого воспитателя по вопросам математического развития дошкольников.

Рассмотрим одну из форм работы - педагогический совет, на который выносятся следующие вопросы: отчеты воспитателей о выполнении программы развития дошкольников, обмен опытом работы по конкретной теме, результаты проверки, внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта, выполнение нормативных документов.

Например, был проведен тематический педсовет на тему «Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений», на котором был дан анализ результатов проведенной «Недели Математики», подведены итоги тематической проверки в старшей группе, а воспитатель данной группы выступил с докладом «Опыт реализации программы по математическому развитию дошкольников».

Для молодых специалистов на данном педсовете проведено обсуждение на тему «Проблемы в работе по разделу «Первые шаги в математику» (на основе самоанализа педагога). Педагоги поделились своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно искал пути их решения.

Еще одной формой работы является - дискуссия, в рамках которой обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики по вопросам математического развития дошкольников. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его.

При подготовке к педагогическим дискуссиям по вопросам математического развития дошкольников, старший воспитатель проводит тематическую и фронтальную проверку, проводит анализ занятий по разделу «Первые шаги в математику» (приложение 7), а так же анализ профессионального мастерства воспитателя и организации предметно-развивающей среды по разделу «Первые шаги в математику»   программы «Детство» (приложения 4,5). Данная работа позволяет выявить вопросы для обсуждения во время дискуссии.

Одной из важных форм работы является семинар, который должен рассматривать как общетеоретические, так и практические вопросы. Целесообразно проводить и анализ работы воспитателей.

Например, семинар на тему «Индивидуальный подход к детям на занятиях по математике» можно провести по следующему плану:

1. Проблема индивидуального подхода в дошкольной педагогике.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

3. Индивидуальные особенности усвоения дошкольниками математических знаний.

4. Задачи индивидуальной работы с детьми на занятиях по математике.

5. Приемы индивидуального подхода к детям в процессе их математического развития.

6. Планирование индивидуальной работы на занятиях по математике.

7. Практические занятия:

а) анализ планов занятий за 3 месяца с целью определения системы в реализации задач индивидуальной работы;

б) наблюдение и анализ 2-3 занятий с целью установления разнообразия и целесообразности используемых приемов индивидуальной работы с детьми.

Значимую роль  в образовательном процессе в целом и в системе работы «Школы молодого воспитателя»  играют открытые просмотры занятий, которые в нашем ДОУ носят название «Включенное наблюдение занятий и досуговой деятельности». Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.

Умение проводить анализ, как своего занятия, так и занятия коллеги – необходимая составляющая профессионального мастерства, без проведения методического самоанализа обучающая деятельность педагога становится «неуправляемой», а без проведения анализа занятия коллеги не формируются такие умения педагога как умение видеть за внешней формой внутреннее содержание, педагогическая рефлексия, методическая интуиция. Проанализировать занятия позволяют разработанные схемы анализа и самоанализа занятия (приложения 7,8).

Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неудачно сформулированные вопросы в состоянии волнения на занятии это заметить практически невозможно. На первых порах полезно пригласить кого-то на занятие и попросить составить подробный конспект, чтобы потом вместе его проанализировать.

Может показаться, что функции старшего воспитателя сводятся лишь к организации просмотра таких занятий, но на самом деле результативность этой формы работы зависит от ее предварительной подготовки. Перед открытым просмотром занятия старший воспитатель предлагает педагогам следующую установку: о результатах педагогической деятельности воспитателя судят по конечному результату – облученности детей, их готовности к обучению в школе и т.д. Поэтому одно занятие не может выявить качество работы педагога. Старшему воспитателю перед посещением занятий приходится читать прежние записи анализа, чтобы проверить действенность указаний, советов, предложений, данных воспитателю ранее. По ним особенно хорошо видно, растет ли в своем мастерстве воспитатель или он продолжает топтаться на месте (так, при анализе занятия одна из воспитателей утверждала, что замеченные у нее сегодня ошибки случайны и не типичны, убедить ее в обратном помогла запись анализа, сделанная месяц назад).

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к умственному развитию детей, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

В нашем ДОУ №166 проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с профессиональными интересами воспитателей, например «Проектирование образовательного процесса по разделу «Первые шаги в математику», «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ». Правильное построение предметно-развивающей среды – это одно из главных условий активного развития ребенка, не только в учебной, но и в свободной неорганизованной  деятельности. Поэтому молодому специалисту нужно показать, как правильно строить развивающую среду в группе (расположение и наполняемость центра умственного развития).

Наряду с консультациями старшего воспитателя практикуются консультации специалиста-психолога такие как «Педагогическая диагностика по математическому развитию дошкольников в программе «Детство», «Учет индивидуальных особенностей детей на занятиях».

 Поскольку любая организованная деятельность начинается с планирования, а молодому специалисту тяжело спланировать свою образовательную работу, ему нужна помощь наставника, поэтому этот вопрос стоит первым на рассмотрении в работе Школы молодого воспитателя. Молодого специалиста знакомят с программой работы по разделу, учат составлять календарно-перспективный (календарно-тематический) план работы.

Деятельность «Школы молодого воспитателя» и работа с молодыми специалистами в целом контролируется старшим воспитателем и руководителем учреждения.

Административный контроль проводится с использованием следующих видов анализа:

- эпизодический: анализ отдельных занятий, режимных моментов (приложение 9);

- тематический: анализ образовательной работы с детьми по разделу математическое развитие;

- итоговый анализ за отчетный период (полугодие, год) (приложение 10).

Методами педагогического анализа являются: наблюдение педагогического процесса, осуществляемого воспитателем, собеседование, анкетирование; определение уровня знаний детей, их умений, навыков.

В МДОУ №166 разработан вариант общего графика контроля, в котором имеется несколько разделов:

  1. Объект контроля.
  2. Вид контроля.
  3. Цель.
  4. Даты на месяц.

Ежемесячно планируются: контроль над уровнем выполнения годовых задач, выполнение образовательной программы, определение объекта для тематического контроля, контроль выполнения решений педсовета, контроль над ведением документации, медико-педагогический и оперативный контроль.

Разработанный график обсуждается на оперативном совещании, утверждается руководителем.

График контроля представлен в виде таблицы (приложение 11), в которой ставятся геометрические символы (или цветовые обозначения) для каждого проверяющего, цифры обозначают номера групп. У проверяющего определен круг объектов контроля.

Результаты контроля заносятся в журнал контроля, включающий следующие данные:

- Ф.И.О. проверяющего;

- дату, тему, цель контроля;

- ФИО проверяемого;

- образование, стаж, квалификационная категория;

- источники информации;

- выводы о работе проверяемого;

- предложения и рекомендации.

Полученные данные обсуждаются на педагогическом совете, оперативных совещаниях, собраниях коллектива.

Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы по математическому развитию дошкольников. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по математическому развитию дошкольников.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

- изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

- определение знаний, умения и навыков педагогов по вопросу математического развития дошкольников, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии;

- состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по математическому развитию, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

- анализ условий для осуществления работы по математическому развитию, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации занятий по математическому развитию, методика их проведения, организация  самостоятельной деятельности.

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, умственное развитие дошкольников в течение дня нужно посмотреть на других занятиях, а также в повседневной жизни в течение всего дня; также следует увидеть индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению математических представлений и т.д.

Итоговые занятия. Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда старшего воспитателя беспокоит состояние работы по разделу. При проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по разделу, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается, только выполнение какой-либо одной программной задачи раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно.

Проверка календарных планов. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в таблице, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

С целью развития творческого потенциала молодых специалистов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по математическому развитию. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков на педсовете принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:

- если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

- при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

- недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

- при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

- если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

 Практикуется коллективный контроль, выраженный в оценке профессиональных качеств молодого специалиста коллегами по работе (приложение 12).

Вариантом проведения диагностической работы старшего воспитателя по завершению курса «Школы молодого воспитателя», является анкета для педагогов «Изучение образовательной системы детского сада» (приложение 13). Анкетирование позволяет отследить все аспекты развития профессиональной компетентности воспитателя, а так же наметить перспективу работы Школы на следующий год, в зависимости от затруднений и успехов молодых специалистов.

 Диагностическая работа старшего воспитателя не ограничивается мониторингом деятельности педагогов. Она включает и педагогическую диагностику дошкольников по разделу математическое развитие, что позволяет своевременно реагировать на то, как организована образовательная работа в группах, какие направления реализуются не полностью (приложение 14).

Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с молодыми специалистами, т.е. получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Чаще всего воспитатели высказывают пожелания в устной или письменной форме. Для оформления письменной заявки следует придерживаться определенной формы, чтобы облегчить возможность ее дальнейшего анализа. Именно поэтому нами была разработана анкета-заявка «Образовательные ориентиры педагога в ДОУ» (приложение 14).

Результаты работы с молодыми специалистами за учебный год сообщаются коллективу ДОУ на  итоговом педагогическом совете. Затем принимается решение об эффективности или неэффективности деятельности Школы, планируется дальнейшая работа в соответствии со сложившейся ситуацией и потребностями молодых специалистов.

Все эти виды методической работы позволяют продуктивно реализовать работу с молодыми специалистами по приобретению ими теоретико-практических навыков работы по математическому развитию воспитанников.

Главные ориентиры результативной деятельности предложенной системы - рост профессиональной компетентности молодых специалистов.

О положительных результатах методической работы говорит не только подтверждение педагогом квалификационной категории, а так же качество образования воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника....