Консультация для молодых специалистов "Педагогическая работа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания"
консультация (старшая группа)

Громова Мария Николаевна

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством дидактических игр математического содержания

Эффективными методами и приемами развития познавательной      активности в работе являются:

1.Использование игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование вопросов поискового характера.

2.Использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала, направленного на развитие познавательной активности.

3.Использование моделирования, пооперационных карт, схем, алгоритмов.

4.Применение модели при группировке фигур позволило детям более успешно выделять и удерживать основания для образования групп. Сенсорные модели помогли детям выявлять конкретные отличия свойств, а модель логического содержания способствовали лучшему выделению свойств, отношений, обобщению. Наглядность, образность модели возможность практических действий с её элементами повысят интерес детей к заданию, вызовут  желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. Всё это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств, отношений предметов - увлекательное средство познания.

5.Использование пооперационных карт, схем, планов и алгоритмов в   работе является неотъемлемой частью развития у детей познавательной активности. Алгоритмы представляют собой точную, строгую последовательность шагов, в нём определено первое действие  и следующие за ним, свобода выбора исключается. Трудности возникали при пояснении цепочки действий. Сначала нужно познакомить детей с алгоритмом, состоящим из двух действий, потом из трёх. Так, постепенно можно преодолеть умение ориентироваться в строгой последовательности.

Дети в совместной с взрослым деятельности осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом, диван - прямоугольником; по стрелкам определяют направление действий, движений.

Работа по развитию умения классифицировать предметы по свойствам включала ряд этапов.

Первый этап предусматривает развитие и совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру. Это такие  игры как: «продолжи ряд», «Что бывает круглым», «Подбери по цвету», «Мастерская форм», «Спортсмены строятся», «Разные фигуры» и т.д.

 В качестве материала используются блоки Дьенеша. Усложнение состоит в переходе от классификации по двум-трём свойствам к классификации по трём-четырём, а также использования карточек-схем по определению свойств к классификации. На втором этапе уже совершенствуется умение на «жизненном»  дидактическом материале. Использование такого материала позволит научить детей логически мыслить, активизировать вербальные формы познания (умения рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи).

Существует третий этап - развитие у детей умений подбирать и  изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации,  предлагается использовать его с детьми среднего дошкольного возраста во втором полугодии. Это очень сближает ребят. Развивает у них интерес, целеустремлённость, желание принимать участие в общем деле. Так, к переходу на качественно новую ступень развития (старший дошкольный возраст), значительно повысится уровень развития мышления, вырастет интерес к познанию свойств, улучшится познавательная деятельность в целом.  

Процесс познания форм, величин, количественных, пространственных, временных отношений детьми младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется, в основном, в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых дидактических играх, игровых ситуациях.

Основное внимание уделяется освоению способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путём сопоставления, воссоздание целого из частей. От уровня освоенности практических действий зависит характер математических представлений.

Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Немаловажную роль в   работе могут сыграть логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков позволит  моделировать важные понятия математики, кодировать информацию. Игры с блоками Дьенеша способствовают ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

По мере усвоения детьми более простых игр,  предлагается усложнение. Самым существенным является то, что ребёнок самостоятельно может ответить на вопрос, а значит, он усвоил данный материал.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к таким играм, надо сначала сформировать у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.

Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера. Действия с палочками позволяют наглядно продемонстрировать многие понятия и отношения. В таких играх дети не только познают величины и измерения, но и знакомятся с составом числа из единиц и меньших чисел. Палочки Кюизенера - универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о математических понятиях, это множества, на котором легко обнаруживать отношения эквивалентности и порядка.

Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Практика показывает, что выделение цвета и длины палочек помогает воспитанникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны (эталоны цвета и размера) и такие способы познания как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребёнка и взрослого.

Важно не ограничиваться показом готовых построек. Необходимо давать возможность выбирать действие ребёнку самому. Тогда игра становится радостным открытием нового.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

Детей дошкольного возраста больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Исходя из этого, необходимо найти возможность в рамках коллективной деятельности индивидуализировать задания по степени сложности, что позволяет обеспечить определённый уровень математического развития каждого ребёнка.

Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Неотъемлемой частью занятий является использование музыкального сопровождения, проведение музыкальных физкультминуток с математическим содержанием.

Именно музыкальная форма, в которую обличено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, способствует познавательной активности. Музыкально-математические средства используются на основе комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для освоения программы обучения дошкольников.

Благодаря игровым ситуациям, используемым для заинтересованности детей развитием сюжета, воспитанники в активной познавательной деятельности осваивают приёмы группировки, классификации, выявляют отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, учатся строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Это в результате поможет им перейти от простого восприятия простых чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

Познавательная активность, интерес к поиску проявляется лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребёнок чувствовал бы себя не только как обучающийся (то есть как объект), но и как самостоятельно действующая личность (как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребёнок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться считаются,  мнение которого ценят.

Сущность системы работы заключается в том, чтобы инициировать совместно с родителями познавательную активность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставить ребёнку право самостоятельно делать выбор и принимать решение в игровых ситуациях.

Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда. Прежде всего, разнообразные игры структурно включают развивающую среду, становятся её естественным фоном. Одной из требований её организации - одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать. Воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать. Это обеспечивает выбор ребёнком той игры, которая интересует его, разноплановость развивающего воздействия.

В данном случае игры являются одним из средств организации развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Эта деятельность может возникать спонтанно или как направленная взрослыми, или как предложенная детям в специально организованной ситуации.

Необходимо правильно расположить зону, в которой детям удобно играть индивидуально или малыми подгруппами.

Уголок занимательной математики - это специально  отведённое место, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами, определённым образом художественно оформленное место. Вблизи этой зоны магнитофон,   комплект аудио кассет для использования в целях повышения у детей эмоционального настроя на деятельность. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру,  пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. При создании такой зоны решаются следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей.

Чтобы уголок занимательной математики привлекал и заинтересовывал детей, можно использовать сюжетные изображения из геометрических фигур.

Всю работу необходимо организовывать с учётом индивидуальных особенностей детей, предлагать игру, ориентируясь на уровень развития ребёнка, привлекать малоактивных детей с помощью игровых действий, заинтересовывать их игрой и косвенно помогать, задавая наводящие вопросы. Интерес к дидактической игре становится устойчивым тогда, когда дети осознают и видят свои успехи.

Руководство нужно направить на постепенное развитие самостоятельности. Когда ребёнок увлечённо занят, стремится достичь какого-либо результата, то с помощью вопросов поискового характера можно активизировать  детскую мысль.  Уже в младшей группе возможности детей значительно возрастают.

С родителями детей необходимо проводить беседы, предлагать для прочтения различные консультации. Давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка,  давать советы родителям по организации той или иной игры. При этом напоминать о руководстве. В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность, частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребёнка.

Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их проведения, можно организовать открытые занятия по математическому развитию, «дни открытых дверей», «круглые столы», в которых используется занимательный материал, развивающий познавательную активность.

При  подведении итогов подчёркивать своеобразие мыслительной деятельности детей, говорить об индивидуальности каждого ребёнка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.  

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми старшего и младшего дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством математических игр».

laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством математических игр»....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...

Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...