Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

эксперементальная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Румянцева О.В., старший воспитатель

Расскажи – и я забуду,

покажи -и я запомню, дай

попробовать - и я пойму.

Китайская пословица

1

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человек требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование – это та деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, устанавливать взаимозависимости, закономерности и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

2

В методических рекомендациях к программе «От рождения до школы» запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет в полной мере исследовательскую потребность ребенка.  В ФГТ четко сформулирован приоритет развивающего образования в дошкольном возрасте. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментальная деятельность позволяет: интегрировать знания из разных образовательных областей, организовать личностно-ориентированную деятельность взрослого и ребенка, а так же разнообразить самостоятельную деятельность детей.

3

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, прием пищи, игру, прогулку, сон. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, формулировать выводы, объяснять результат своей работы. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности: непосредственно организованной деятельности, игровой, трудовой  и самостоятельной деятельности детей.

4

Поэтому углубленную работу по детскому экспериментированию мы начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В методическом кабинете была представлена выставка литературы по разделу «Детское экспериментирование», систематизирована научно-методическая база (подобраны дидактические материалы, конспекты занятий, консультации для родителей) разработаны рабочие программы (планы мероприятий) по детскому экспериментированию, разработаны требования к центру эксперементирования. (список литературы используемый нами в работе представлен в буклете)

5

Организация работы по экспериментальной деятельности идёт по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, человек. Каждое из направлений включает несколько тем, с которыми дети знакомятся в ходе непосредственно организованной деятельности, во время режимных моментов и т.д.

6

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому  во всех группах собранные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы в наборы для выявления определенных свойств предметов и явлений. Усовершенствованы Центры экспериментирования, к содержанию которых предъявлялись определенные требования, с требованиями к уголкам экспериментированя вы можете познакомиться  в книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников под редакцией  Людмилы Николаевны Прохоровой. Проводимые ежегодно смотры-конкурсы Центров экспериментирования позволили укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, способствовали развитию творческого потенциала педагогов и инициативы. (краткое содержание центров экспериментирования представлено в буклете)

7

В природном уголке так же проводятся долгосрочные наблюдения-эксперименты за цветочными и культурными растениями. В центрах экспериментирования «Живут» персонажи, придуманные совместно с детьми, эти герои «участвуют» в  опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

8

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы (к погоде добавляются фотографии, рисунки детей, справочные материалы  характеризующие особенности сезона)  и индивидуальные дневники наблюдений (со средней группы), в которых дети схематически зарисовывают этапы долгосрочных опытов, а так же выводы по каждому проводимому в группе опыту; в центре экспериментирования нашлось место и для различных условных символов, картотек и алгоритмов для проведения опытов в ходе организованной и самостоятельной деятельности, познавательной  литературы и различных  макетов. 

(один из фрагментов картотеки был вам выдан в раздаточном материале)

9

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям  раннего и младшего дошкольного возраста. Игры с песком  и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.

10

В среднем возрасте, чтобы заинтересовать  малышей, элементарные опыты обставлены как фокусы, чудеса. При этом они происходят достаточно быстро, чтобы дети могли  сразу наблюдать результат. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? И т.п.

11

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита. Узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом открывают законы движения, инерции и пространства.

12

Творческой группой педагогов нашего детского сада регулярно проводятся консультации и практикумы по вопросам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, построения среды, перспективного планирования и детского экспериментирования. Традиционным в нашем учреждении стало проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования, которые помогают молодым воспитателям в дальнейшей работе, способствуют распространению передового педагогического опыта.

13

Реализация поставленных нами задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для просвещения родителей мы проводим консультации, практические занятия, распространяем  буклеты, памятки, привлекаем к созданию энциклопедий, фотоальбомов, во время дня открытых дверей у родителей была возможность поэкспериментировать со своими детьми. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному занятию.

14

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы. На основе занятий с экспериментальной деятельностью были выявлены те знания и умения, которые дошкольники должны приобрести. При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности. Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. Поэтому нами были подобраны диагностические методики различных авторов.

15

Практика работы детского по данному направлению показала, что дети с удовольствием «превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для нахождения ответов на интересующие вопросы. Приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у капельки»

Павелина Е.А., воспитатель 1кв. категории

Задачи:

  • сформировать первоначальное представление о воде, её роли в окружающей жизни;
  • развивать познавательную активность детей   в процессе   экспериментирования с водой;
  • закрепить знания о свойствах воды(не имеет вкуса, цвета, прозрачная, принимает вкус и цвет того вещества, которое  в ней растворяется, текучая.
  • развивать коммуникативные навыки ,расширять и активизировать

          словарный запас;

  • доставить эмоциональное удовольствие от общения друг с другом  и познавательных  игр с водой.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Физическая

культура», «Музыка».

Материал: прозрачные емкости для экспериментов водой, пипетки, камешки, гуашь разного цвета, кисточки, горка из оргстекла, спринцовки для игр с водой, изображения капелек из бумаги для оформления группы, маски капелек для игры с детьми, объемный макет Капельки.

Ход занятия .

Звучит песня «Капельки». Дети под музыку входят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами пришли в гости к Волшебнице водичке.

Звучит запись «Капли воды»

Воспитатель: Что вы слышите?

(Ответы детей: капает вода, капельки)

Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем поймать капельки. (Воспитатель с детьми имитируют игру с капельками, ловят их в ладошки, сопровождают игру словами)

Пляшут капельки - капели!

Целый день они звенят.

Ведь они на самом деле

Ручейками стать хотят.

Воспитатель: А вот я поймала капельку, капельку большую, прозрачную, блестящую. Воспитатель вносит игрушку - «Капельку».

Капелька: Я водяная капелька,

Я очень всем нужна,

Смею вам я доложить,

 Без меня вам не прожить. Здравствуйте, дети! (Дети приветствуют «Капельку»)

Капелька: Вы знаете, где есть я, Капелька, там есть и вода. А где есть вода, всем хорошо. Радостно рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. (Во время рассказа воспитатель прикрепляет на доску коллективные работы «Рыбки в аквариуме», «Цветочная полянка»).  А нам с вами купаться и пить чистую воду.

Воспитатель: Ты знаешь, Капелька, мы тоже много о тебе знаем. Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворения.

1 ребенок: О водичке все мы знаем

 Мы утрем любому нос

 Это дождик и сосулька,

 Белый снег и талый лед.

2 ребенок: Море, озеро и речка

 Капелька и ручеек.

 Очень всем нужна водичка.

 Драгоценный родничок!

Капелька: Вы знаете, какая чистая вода я на вкус? А хотите попробовать?

Опыты с водой

«Какая вода бывает на вкус?» (Воспитатель из пипетки капает в рот капельки простой воды)

Воспитатель: Есть вкус у простой воды?

Ответ детей: Нет, она без вкуса.

Воспитатель: Правильно. А теперь попробуйте эти. Воспитатель поочередно капает сладкую, соленую, кислую воду.( Дети определяют воду на вкус и называют)

Воспитатель: Правильно вы узнали, капельки сладкие, соленые.

-Если я добавлю в воду  сахар, то она станет ....(сладкая)

-Если добавлю соль, она станет ....(соленая)

-Если добавлю лимон, то она станет ...(кислая).Молодцы!

Капелька: Ребятки, я очень веселая капелька и очень люблю играть, особенно в прятки. Давайте поиграем.

Проводится игра «Спрячь камешек в водичке».

Воспитатель: Детки, перед вами стаканчики с водичкой и камешки. Попробуйте опустить камешек  в водичку и спрятать там его. Получилось у вас?

Ответы детей: Нет, не получилось. Камешек видно.

Воспитатель: Ребятки,а почему камешек видно через водичку? Какая водичка?

Ответы детей: Чистая, прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: А теперь давайте вместе с Капелькой поозорничаем и «раскрасим» водичку! (Дети макают кисточки в краски красную, зеленую, синюю, желтую и размешивают в воде)

Воспитатель: Дети! Какого цвета стала вода в вашем стакане? Почему?

Вода становится такого же цвета, какого и краска которую в ней растворили? А видно ли ваши камешки?(Ответы детей)Правильно, камешки не видно, потому, что вода больше не прозрачная, а цветная.

Капелька: Детки, я еще очень люблю бегать, прыгать и скакать. Давайте так поиграем!

Проводится подвижная игра   «Танец капелек»

 Кап-кап-кап, тучки собираются,  (дети идут по кругу, взявшись за руки)

 Кап-кап-кап, дождик начинается.

 Вот на землю капельки, капельки упали (присели)

 Ручейками  по земле, быстро побежали (бегут)

 Кап-кап-кап, дождик продолжается (Дети прыгают на двух ногах)

 И никак, и никак, дождик не кончается.

 Капельки устали, долго танцевали (присели)

 Дождик, дождик перестань, (дети грозят пальчиком)

 Отдохнуть немного дай.

Воспитатель: Ребятки, а давайте сейчас сами сделаем водяные ручейки, и покажем Капельке, как мы играем с водичкой.

Проводится игра с водой "Ручейки"-Дети набирают воду в  резиновые спринцовки и пускают  ручьи  по оргстеклу в тазик.

Воспитатель: Посмотри, Капелька, какие веселие ручейки у на получились!

Капелька: Молодцы. ребятки, вы меня сегодня очень порадовали . Вы очень много обо мне и о водичке знаете. Я приготовила для вас угощение. Это водичка. Но водичка не простая, а с лимоном. Вы эту водичку попьете и зарядитесь бодростью, здоровьем и радостью. Ну а мне пора прощаться, до свиданья, детвора!

Воспитатель угощает детей, а Капелька прощается и уходит.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы детского сада

Шарафутдинова М.М., воспитатель 1 кв. категории

Тема: «Соль, друг или враг»

Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество»

Вид деятельности:познавательно-исследовательская (опытно-экспериментальная), продуктивная (нетрадиционное рисование)

Возраст: 5-6 лет

Пространственно – временной ресурс: группа, 25 минут

Тема: «Соль – друг или враг»

Цель:Закрепить зания детей о соли, ее полезных и вредных свойствах

Задачи:

  1. Учить выдвигать гипотезу, проводить опыты и эксперименты с солью;
  2. Развивать плавные движения руки;
  3. Воспитывать воображение и творчество.

Оборудование:2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли; вырезанные из бумаги (для акварели) круглые заготовки, с нанесённой на их поверхность гуашью; салфетки на каждого ребенка; кисточки; баночки с водой; соль на каждого ребенка; чёрный лист бумаги (формат А3); вырезанная из цветной бумаги летающая тарелка; фигурки инопланетян.

Структура

Цели

Деятельность воспитателя

1 часть (6 минут)

Организационный момент (мотивация, объяснение задания)

Создание у детей эмоционального настроя, интереса к теме занятия, мотива деятельности, творческой атмосферы

- Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели необычные гости. Посмотрите на них. Кто это? Правильно, эти существа - маленькие инопланетяне, они прилетели к нам из другой галактики. А прилетели они сюда с очень интересным вопросом: что такое соль? И выбрали они именно нашу планету, интересно, почему? А давайте поможем им разобраться, что же такое соль?

- Посмотрите, пожалуйста, что у меня такое в руках? Правильно это соль, кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?

- Правильно ребята. А я могу дополнить ваши ответы и рассказать, что же такое соль на самом деле!

2 часть (15 минут)

Самостоятельная деятельность детей

Обеспечить условия для успешного решения познавательной задачи каждым ребенком

- Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде. Служит для сохранения продуктов питания. А также соль может быть вредна для нашего организма, если её употреблять в больших количествах. Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками. Соль нам нужна, для хорошей работы мышц, а также она необходима для пищеварения.  Наша планета очень богата соляными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Это и выпаривание её на солнце из морей и озёр, и подземная добыча. А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

- Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

- Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду.

- Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать? Правильно солёной воде невозможно утонуть.

- Отлично, вы настоящие исследователи. Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть.

Физкультминутка

 Ребята, а где больше всего соленой воды? Да. В море и океане. Давайте поиграем в игру «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри

Морская фигура в виде капитана корабля замри

Морская фигура в виде медузы замри.

- Ну вот мы и помогли нашим гостям разобраться что же такое соль, теперь они могут отправляться домой. Ой что-то они загрустили. Ах! Они потеряли свою карту и переживают, что без неё не смогут добраться на свою планету! Но, я кажется знаю, как им помочь!

- Ребята, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становится похожа на бугристую поверхность планеты. Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа рисования карту для наших маленьких гостей!

- Для этого присаживаемся на свои рабочие места (воспитатель подготавливает заранее вырезанные из бумаги круглые заготовки, с нанесённой на их поверхность гуашью) и слушаем внимательно!

- Берём кисточки и наносим на всю поверхность круглой заготовки воду, равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются.

3 часть (4 минуты)

Анализ детских работ

(Раскладывает получившиеся планеты на лист чёрного картона (формата А3) и приклеивает заранее вырезанную из цветной бумаги летающую тарелку)

- Посмотрите, какую карту мы с вами сделали для наших инопланетян! Видите, как они обрадовались! Они благодарят нас за информацию о соли, теперь они узнали всё, что хотели! Им очень понравился наш опыт! Наши гости улетают к себе на планету, но они обещали ещё приехать в гости! Давайте попрощаемся с ними и пожелаем им удачи!

- А вам, ребята, понравилось, то чем мы сегодня занимались?

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Исследование свойств воздуха»

Епифаненкова О.А., воспитатель 1кв. категории

Цель: закрепить представление детей  о воздухе через опытно-экспериментальную деятельность; о некоторых свойствах воздуха.

Задачи:

- систематизировать знания детей о свойствах воздуха (необходимых для дыхания, не виден, не имеет определенной формы и запаха, легче воды, вода вытесняет воздух);

-развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать;

-воспитывать интерес к исследованию, развивать любознательность;

Количество детей 12 человек.

Время 30 минут.

Оборудование:

-игрушка из воздушного шарика;

-14 круглых воздушных шариков;

-12 круглых шариков надутых гелием;

- 1 длинный воздушный шарик;

- трубочка для коктейля;

- нитка;

- скотч;

- 12 белых детских халатов;

- 13 губок;

- 13 мисок;

- 13 стаканчиков;

- 13 салфеток;

- 13 вееров;

- вентилятор;

- ленточки 25 штук;

- магнитофон;

- пластиковая бутылка;

- глобус;

- знаки символы;

- маленькие мячи 13 штук;

Ход занятия:

Воспитатель показывает самодельную игрушку из воздушных шариков.

-Ребята, посмотрите какая интересная игрушка у нас в гостях. Зовут ее Шарочка.  Давайте поприветствуем (дети здороваются).

- Догадайтесь, как ее сделали (ответы детей).

- Мы сегодня с вами снова будем говорить о воздухе.

Детям показывается  глобус.

-Наша планета земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух это удивительная оболочка вокруг земли – называется атмосфера. Давайте все вместе повторим это слово, запомните его.

- Куда бы мы не пошли куда бы не поехали по суше или по воде везде есть воздух.

- Воздух это смесь нескольких газов, которые не имеют ни цвета, ни запаха. Больше всего в нем находится азота, а также кислород, углекислый газ. Каждым этим газом в отдельности дышать нельзя, для нашего с вами дыхания пригодна только вся смесь этих газов.

- Ребята, со многими свойствами воздуха мы уже знакомы. Давайте их вспомним.

Детям показываются знаки символы (веер).

- Какое свойство воздуха обозначается таким знаком? (воздух невидимый)

- А этот знак, какое свойство  воздуха означает? (не имеет запаха)

- А этот знак что обозначает? (воздух легче воды, воздух необходим для дыхания, вода вытесняет воздух, воздух не имеет определенной формы, воздух не видим)

- Сегодня я вам покажу новые опыты с воздухом.

- Ребята, как вы думаете, где можно найти много воздуха сразу (в воздушном шарике)

Детям предлагается надуть шарики.

- Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть он может лопнуть. Почему? (воздух весь не помещается, так что главное не перестараться).

После детям предлагают отпустить шарики. Обращаем внимание детей, что воздух из шариков выходит очень быстро, он толкает шарик и тот движется вперед и будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

- А теперь я вам покажу еще один опыт который называется «Ракета». (показывается).

- За счет чего двигается наша ракета? (за счет воздуха).

- А теперь, ребята одевайте халаты, и проходите в нашу лабораторию. Сейчас мы проведем несколько опытов с воздухом.

 - Итак, первый опыт называется «Откуда взялись пузырьки?».

Посмотрите,  пожалуйста, на губку, что вы видите (дырочки, отверстия). – Как вы думаете, что в этих дырочках (воздух). – Что произойдет, если губку поместить в воду? В воде появятся пузырьки, воздух из дырочек будет выходить в воду (знак).

- Следующий опыт «Воздух занимает место».

-Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находиться полоска бумаги. Внимательно посмотрите бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и  медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду до тех пор, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети в стакане есть воздух, и он не пропускает туда воду.

- А теперь, опустите этот же стакан в воду, но держите его немного наклонно. Что появляется в воде пузырьки воздуха. Откуда  они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая). Вода вытеснила воздух из стакана и заняла место воздуха и намочила, полоску бумаги.

- Теперь следующий опыт «Утопи игрушку».

Попробуйте утопить игрушку, наполненную воздухом. Почему они не тонут? Воздух легче воды.

Еще один опыт «Ветер – это движение воздуха»

- Ребята возьмите веер и помашите над салфеткой. Что происходит? Почему  салфетка движется? Веер движется и приводит движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку. Наш опыт показывает что ветер – это движение воздуха. Это свойство обозначается следующим знаком (знак).

- а теперь помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете. Как думаете, откуда образовался ветер (ответы детей).

- Ребята, скажите, что заменяет ветер в нашей жизни?  Особенно летом, когда жарко? (вентилятор).

Включается вентилятор, дается время детям почувствовать ветерок.

Мы можем чувствовать движение воздуха. А увидеть воздух мы можем? Нет, потому что он прозрачный. Но мы можем понаблюдать, как красиво играет ветерок с ленточкой. Воспитатель держит ленточку над вентилятором.

ИГРА  

- А теперь ребята я вам предлагаю поиграть вам в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентами. Музыка вам поможет подобрать интересные и разные движения.

Детям раздаются ленты, и включается музыка.

- Все ребята молодцы, очень красиво изобразили ветерок. Садитесь на стульчики.

-Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? – О чем мы с вами сегодня беседовали? (о воздухе)

-Какой из опытов вам понравился больше всего?

-Посмотрите на все знаки символы. Давайте повторим, какие свойства воздуха они обозначают (показываю знаки, дети отвечают). Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии, как отвечали на мои вопросы. И за это хочу вас отблагодарить. Детям дарятся гелиевые воздушные шары.

Презентация опыта работы «Простейшие эксперименты или игры с песком»

Новоселова Л.В., воспитатель 1кв. категории

1

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

2

Поэтому с целью реализации Федеральных Государственных требований к основной общеобразовательной программе и реализации образовательной программы детского сада, для развития познавательной активности детей раннего возраста  я разработала программу «Эксперименты и игры с песком», за основу была взята программу Мартыновой и Сучковой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». 

3

Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда, которая включает в себя: комод для хранения всех материалов, стол для игр с песком. А так же совочки, ведерки различной величины, лейки, разнообразные формочки, некрупные игрушки, воронки, сита и др. Изготовили самодельные игрушки – различные виды следков, молоточки.

4

Для удобства работы по данной программе я составила: перспективный тематический план игр-экспериментов, картотеку опытов и игр с песком, подборку стихов о песке, конспекты организованной деятельности, подготовила аудио запись «Звуки песка»

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий, как условия восприятия  окружающего мира.

5

Для активизации познавательной активности детей я придумала и изготовила персонаж «Хозяйка Песочного царства»  и ее помощница «Капелька».

6

Хозяйка Песочного царства всегда напоминала детям правила безопасности работы с песком перед  началом игровой деятельности.

7

Предварительная работа с детьми о свойствах песка и правилах безопасности при игре в песочнице проходила в режимные моменты, в ходе познавательной и самостоятельной деятельности. Данная работа  включала в себя: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы.

8

Реализация программы «Эксперименты и игры с песком» проходила в несколько этапов:

В ходе первого этапа - изучение свойств сухого песка и игры с сухим песком, учили  детей способам обследования материала (н-р: сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

9

Н-р: Игра авторалли: Из сухого песка сделали дорожку и по ней катали машинки,  затем насыпали совками горку и с нее скатывали машинки на перегонки. Когда, ребенок играет в песке, роет норки, ищет в нем что- либо, он дополнительно развивает мелкую моторику рук.  

10

2 этап изучение свойств влажного песка, 3 этап непосредственно игры с мокрым песком  

 Отмечу, что игры с влажным песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр с песком. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться.

11

В ходе деятельности с влажным песком ребенок открывает в себе творческую жилку. Ведь так удобно рисовать на песке! разгладил ладонью и у тебя уже готовый холст, вместо кисточек для рисования – пальцы. Н-р: «Песочные картины» - рисовали палочками, следками и другими приспособлениями на влажном песке.

12

Игра «Чудо-пекарь» Выкладывали различные формы, фигурки из влажного песка. Делая куличики, строя башенки различной формы, малыш знакомится с различными формами. Насыпая песок то в большие, то в маленькие формочки, малыш знакомится с объемом, а также развивает глазомер.

13

Все игры с песком сопровождались физминутками и динамическими паузами, н-р детям очень нравится игра «Песчинки»

14

Проводимая мною работа, была бы не полной без тесного взаимодействия с семьей: это различные консультации, мастер-классы, помощь в пополнении центра «Песок» и т.д.

15

В результате проделанной работы у детей: расширился опыт ориентировки в окружающем пространстве

повысилась любознательность, обогатился и активизировался словарный запас, сформировались первоначальные умения экспериментирования, улучшилась моторика рук

16

Всё это способствовало успешной адаптации детей, формированию единого детско – взрослого коллектива.

Эксперименты с бумагой

Киселева Юлия Валерьевна, воспитатель

1

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно снять, порвать и даже попробовать на вкус. Ребенок постоянно тянется к бумаге, его интерес становится всё ярче. Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге – в своём рисунке каждый ребёнок видит свой мир. Итак, интерес к бумаге детей в моей группе, привели меня к поиску новых форм работы.

2

Целью работы по изучению свойств  бумаги с детьми старшего возраста стала: развить образное представление детей о бумаге на основе экспериментов.

Задачи: обратить внимание детей на разнообразие и значение бумаги в жизни человека; познакомить детей с основными свойствами бумаги;  развивать познавательный интерес к окружающему миру;  расширять кругозор.

3

Работа по изучению свойств бумаги проходило в несколько этапов:

1.подготовительный (знакомство детей с историей появления бумаги, её изготовление, применение, свойства);

2.экспериментирование с бумагой (опыты, наблюдения, работа с родителями);

3.заключительный (выводы, закрепление полученных знаний, коллективная работа).

4

Первым шагом к исследовательской работе было знакомство со сказочным персонажем «Волшебный квадрат», данный персонаж в дальнейшем используется в ходе работы в технике оригами . Интерес детей возрастал с каждым приходом «Квадрата». Ребятам всегда было интересно работать, а вместе с тем и познавать свойства бумаги. Вопросов у «Квадрата» было много: какая бумага на ощупь, можно ли её смять, порвать?...

На многие вопросы дети находили свои ответы и делали выводы при помощи опытов с бумагой.

5

В ходе подготовительного этапа мы познакомились с основными свойствами бумаги (рвется, мнется, режется, тонкая легко рвется, толстая хуже), определяли на ощупь разные виды бумаги (писчая бумага, картон, наждачная бумага), воссоздали древние материалы для письма (камень, береста), провели их испытание, обсудили их свойства, отличия и сходства с бумагой, попробовали рисовать на них.

6

Подробную информацию об опытах и экспериментах с бумагой можно узнать в книге Стивена Мойе «Занимательные опыты с бумагой», в которой описаны более 100 различных опытов и экспериментов. А так же в журнале «Обруч» № 1 за 2005г. в котором, представлены опыты и эксперименты в рамках реализации исследовательского проекта «Мир бумаги». Все представленные ниже опыты легки и безопасны, необходимый для них инструментарий, есть в любом доме и детском саду.

7

Опыты с водой и бумагой (бумага в воде, распускающиеся водяные цветы, нагревание воды в бутылках обернутых бумагой разных цветов, мыльная лодочка)

8

Опыты с бумагой и статическим электричеством (статическое прилипание куколки (сердечка) из салфетки (туалетной бумаги) к полистироловой тарелочке)

9

Игры-фокусы с бумагой (различные бумажные шумелки и сопелки, хлопушки из бумажного пакета, взрывы коробок из под сока, духовой музыкальный инструмент из расчески, телефон из бумажных стаканов и т.д.)

10

Для родителей проводились консультации, разработана серия буклетов, проводились мастер-классы по нетрадиционным техникам работы с бумагой. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком дома, в группе организуются выставки поделок из бумаги, творческих работ различной тематики.

11

Изготовление поделок из бумаги: увлекает дошкольников; будит детское воображение; приносит радость детям, так как в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов; развивает креативность.

12

Поэтому опыты и простейшие эксперименты с бумагой подвели нас к новому проекту «Работа с детьми старшего возраста в технике оригами»

В конце года педагоги разрабатывают и проводят «Эксперимент-шоу» - заключительное представление всех опытов. В качестве примера представляем вам эксперимент-шоу с элементами драматизации и музыкальным сопровождением.

Мастер-класс «Эксперимент-шоу»

Сивкова Н.Ю., воспитатель 1кв. категории

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 3

Налейте в литровую банку горячей воды . Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 4

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов ( следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 5

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

Творческие опыты

Долматова О.М., музыкальный руководитель, 1кв.категория

Каждый новый день  дарит ребёнку новые открытия.  Каждый день он что-то узнаёт и пробует что-то новое. Поговорим о музыкальной направленности поисково-экспериментальной деятельности.

             Я расскажу про  исследования, которые помогают развивать слуховое восприятие,   внимание, творческую активность, умение расслабляться и весело общаться.  

            Например, эксперимент как можно усилить звук собственного голоса, чтобы вас услышали издалека? Можно просто сложить ладошки вокруг рта рупором и позвать человека (продемонстрировать). Или, имея при себе какой-либо журнал или газету, свернуть  трубочкой и что-нибудь вещать  (продемонстрировать).

           Самые занимательные и веселые опыты можно провести, используя  окружающие нас предметы. Вот простые стеклянные банки. Наливаем в них воды: в каждую разное количество и получаем музыкальный инструмент (исполняется  мелодия узнаваемой песни).

           Не спешите выбрасывать коробочки из-под йогуртов. Как весело можно с ними играть малышам! (Раздать участникам по коробочке, чтобы они надели на указательный палец). На первую часть музыки пальчик стучит по коробочке, а на вторую часть коробочка крутится на пальце (включить музыку). Другая рука тоже хочет так поиграть. (Повторяется игра с другой рукой). В ходе такой деятельности дети привыкают к ритму, непроизвольно учатся различать 2х-частную форму музыки.

          Вариант игры для самых маленьких. На первую часть дети идут под музыку, неся коробочку на пальце, а на вторую часть повторяют за воспитателем движения: приставляют коробочку к носу, к уху, надевают как шляпку…

          Для детей постарше – 3й вариант. И коробочки немного другие (на большие стаканчики из-под йогурта натянута резинка, снизу украшены лентами из гофрированной бумаги). Выходите, кто хочет  сам попробовать такой инструмент в игре. Ходим, гуляем по разным дорожкам, а в конце фразы надо сказать «привет» и щёлкнуть резинкой 2 раза. (Проводится игровой танец).

          Экспериментально-исследовательскую деятельность в музыке можно назвать импровизацией. Заранее ничего не известно – результат не предсказуем. Записываем музыку разного характера, разных жанров маленькими отрывками без пауз и говорим детям: «Я вам записала музыку, чтоб вы потанцевали, но что-то на диске всё перепуталось. Я, наверное, его уронила и мелодии перемешались. А так хочется подвигаться, потанцевать. Давайте договоримся, будем танцевать, как музыка подсказывает, включите ваше воображение» (включить композицию). Я заметила, что у вас менялось настроение, когда менялась музыка. Я догадалась по выражению лица, по осанке, по движению рук.

           Давайте проведём опыт: как изменится ваше настроение, если мы будем говорить ваше имя с разной интонацией. Проведём игру по типу «эхо». Я ваших имён не знаю, выберем одно – Лена. Я говорю, а вы повторяете (называю имя по-разному: ласково, торжественно, жалея, радостно, призывая, плача, игриво, вопросительно, сердито, шёпотом, басом). Такие опыты помогут в будущем ребёнку сыграть любую роль в  игре, сценке, а в дальнейшем и в спектакле.

       Часто вам приходится разучивать или повторять с детьми новые песни в группе. Чтобы этот процесс был увлекательным и ненавязчивым используйте   приём эмоциональной заинтересованности. Показывайте детям поочерёдно картинки с изображениями разных эмоций. У меня для этого есть куколки (показываю). Давайте попробуем повторить песню…………(поём, я меняю картинки). Дети не отвлекаются, автоматически запоминают  слова ещё и упражняются в артистизме.

         Давая детям  в руки какие-либо предметы, мы уже включаем у них воображение и вовлекаем в экспериментальную деятельность – ведь с этим предметом надо что-то делать (раздать шумелки: фантики, яйца киндер-сюрпризов, маракасы, кастрюльку). Мы будем варить ягодный компот. Какое же вкусное слово «компот», какое волшебное слово «компот». Когда произносим мы слово «компот», у нас сам собой открывается рот (включить музыку польки). Я, как хозяйка на кухне, буду рассказывать и показывать, что я делаю. (во время звучания музыки дирижирую и словесно подсказываю, что делать) Бросили в компот красные ягоды (шумят красные предметы), потом желтые, а теперь синие. Засыпали сахар (шуршат фантики), помешали компот (шумит кастрюлька). Кипит компот (все шумят). Надо добавить ещё ягод, сахара, помешать (повтор ситуации).

       Такими простыми играми-экспериментами  мы обеспечиваем психологическое благополучие и здоровье детей, развиваем  познавательные способности, коммуникативные навыки, творческое воображение и   мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...