Технологическая карта проекта организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
проект (старшая группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

Игра для дошкольника – это потребность его растущего организма, которая развивает личность ребенка. Ребенку свойственно играть и его игра несёт в себе большой смысл. Каждому возрасту присуща определённая игра, которая соответствует интересам дошкольников и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных умений инавыков. Сюжетно-ролевая игра - это форма активного творчества ребёнка, где он  отражает окружающую жизнь людей. Применение данной формы в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.А технологическая карта проекта сюжетно-ролевой игры поможет воспитателю правильно организовать деятельность детей, направить их в жизнь социума.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37

Оксана Юрьевна Ковбаса

воспитатель,

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 149 «Ёлочка»

г. Тольятти, Самарская область, РФ

Е-mail: Oksa3517@mail.ru

Людмила Григорьевна Забела

воспитатель,

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 149 «Ёлочка»

г. Тольятти, Самарская область, РФ

Е-mail: lyuda.zabela@yandex.ru

Анастасия Александровна Гришкова

воспитатель,

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 149 «Ёлочка»

г. Тольятти, Самарская область, РФ

Е-mail: Grishkova1694@mail.ru

Технологическая карта проекта организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» /старшие дошкольники/

Аннотация: Игра для дошкольника – это потребностью его растущего организма, которая развивает личность ребенка. Ребенку свойственно играть и его игра несёт в себе большой смысл. Каждому возрасту присуща определённая игра, которая соответствует интересам дошкольников и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра - это форма активного творчества ребёнка, где он  отражает окружающую жизнь людей. Применение данной формы в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований. А технологическая карта проекта сюжетно-ролевой игры поможет воспитателю правильно организовать деятельность детей, направить их в жизнь социума.

Ключевые слова: проект, игра, компонент, ролевые действия, дети, педагог.

  1. Целевой компонент

Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в кафе. Развитие способности принять на себя роль. Расширять представления о труде работников кафе. Знакомить с правилами поведения в общественных местах. Учить  переходить к ролевым действиям, с отображением социальных функций. Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.

Задачи:

  1. О.О. «Познавательное развитие»:  расширять представления о труде взрослых специалистов работающих в кафе.
  2. О.О. «Речевое развитие»: продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять, обогащать и активизировать словарный запас по теме: «Продукты», «Овощи», «Посуда».
  3. О.О «Социально-коммуникативное развитие»: развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми.  Воспитывать уважение к труду работников кафе,  правила культуры поведения в общественных местах.
  4. О.О. «Физическое развитие»: создать условия для перемещения детей по группе во время процесса игры; развивать мелкую моторику рук.
  5. О.О. «Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
  1. Организационный  компонент

Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС):

столы, стулья, ширма, спецодежда, меню, посуда, продукты, касса,  деньги.

Игровое оборудование: 

Зал:
- столы, стулья, ширма «Барная стойка»; фартуки; чайная посуда,  ложки, вилки, салфетницы, коробки конфет, чая, кофе; меню, касса, деньги, ценники, ручки, блокноты.

Кухня: 

- стол, плита, фартук, сковородки, кастрюли, муляжи продуктов,  столовые приборы: вилка, нож, половник и т.д.

Для шоу:

- мыльные пузыри, костюм аниматора.

3. Методический компонент

Сюжет – «Детское кафе»

  1. Накопление познавательного опыта
  1. Профессии, связанные с кафе:

- администратор,

- повар,

- официант (ка),  

- аниматор.

Форма работы: встреча с интересными людьми; познавательные беседы по теме «Что такое кафе и кто там работает?»; рассказы детей «Как я посещал детское кафе и что видел?», рассматривание иллюстраций, презентация.

  1. Трудовые действия:

- администратор – встречает (принимает) посетителей, рассаживает за столики, подает меню, провожает;

- повар –готовит заказы;

- официант (ка) – принимает заказы, записывает в блокнот, приносит заказы, рассчитывает посетителей.

Форма работы: экскурсия в детское кафе; применение знаний из личного опыта детей.

- аниматор – развлекает посетителей, показывает представление, играет с ними;

- посетители – культурно сидят за столиками, делают заказ официанту, благодарят за предоставленные блюда, участвуют в конкурсах аниматора.

Форма  работы: ситуативная беседа.

  1. Орудие труда:

Посуда: чашки, тарелки, столовые приборы, кухонная посуда, муляжи готовых продуктов, овощей, фруктов, конфеты и др.; фартуки, касса, деньги, ценники, меню, атрибуты для игр аниматора и т.д.

Форма работы: составление,  рассматривание и выставка альбома по теме, изготовление атрибутов (деньги, меню), дидактические игры:

- «Кому что нужно?»

- «Посуда» (виды)

- «В гости к Мишке»

- «Кем быть?»

- «Вежливые слова»

- «Продукты питания».

  1. Художественная литература:

«Федорино горе», «Винни-Пух и все, все, все…», «Муха Цокотуха»

Формы работы: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседа, театрализованная деятельность, просмотр сюжетов о кафе из мультфильмов.

  1. Блюда: торты, пирожные, салат, чай, сок, конфеты, мороженное, фрукты и т.д.

Формы работы: беседа, обмен опытом, изготовление атрибутов: продуктов (блюд), меню, денег.

  1. Нормы и правила поведение: здороваться, прощаться, спокойно дожидаться своей очереди, благодарить.

Формы работы: игровые ситуации «В кафе»; беседа «как вести себя в общественных местах», «как помогают вежливые слова», занятие-инсценировка "Чаепитие".

  1. Виды кафе: кафе-мороженное, кафе-кондитерская.

Формы работы: показ слайдов (презентация), беседа.

  1. Развивающее взаимодействие со взрослым

Совместная деятельность педагога с детьми:

- организация игрового пространства;

- принятие детьми на себя роли;

- поиск решения с помощью педагога;

- повторение за педагогом диалогов персонажей.

Деятельность педагога:

- обеспечение руководства;

-  распределение ролей;

- обучение элементам развития сюжета;

- принятие на себя второстепенной роли;

- использование предметов-заместителей.

Ролевое взаимодействие:

  1. Оценочный компонент

Итог:

 Самостоятельная игра детей.  Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Результат:

  1.  Дети  стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Детское кафе» и с большим интересом и успехом играть в нее,  объединяют 2-3  взаимосвязанных действия в игре.
  2.  Дети стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
  3.  Дети отражают имеющийся опыт в ролевых отношениях.
  4. Дети по собственной инициативе  активно обмениваются  ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
  5.  Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное.
  6.  Игра стала самостоятельной деятельностью.
  7. У детей развивается культура поведения в общественных местах, вежливость.

Список используемой литературы:

  1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников //Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009 – 128 с.
  2. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87.
  3. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74.

© О.Ю. Ковбаса,  Л.Г. Забела,А.А. Гришкова,  2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...

«Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры»

Приветствую вас на мастер – классе. Сегодня, я хочу вам предложить составить технологическую карту для организации сюжетно – ролевой игры....

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь»

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры«Скорая помощь»...

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Банк"

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Банк"...