Возможности лепки в развитии мелкой моторики
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_lepki_v_razvitii_melkoy_motoriki.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности лепки в развитии мелкой моторики

Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.

О необходимости развивать мелкую моторику маленького человечка сказано и написано немало. Пожалуй, любая мама знает, что слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Лепка это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий!

Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

  Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста  приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (лепка), то выделяют методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая  классификация  методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  • информативно – рецептивный;
  • репродуктивны
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

      Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки  до  автоматизма.  Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод  проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы, как в лепке, так и в других видах изобразительной деятельности.

Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалами (глина, пластилин, солёное тесто, воск, песок и т.д.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Пластилин - замечательный материал для лепки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук.

Как материал для лепки, пластилин известен очень давно, пользовались им для выполнения работ еще в средние века. Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск. Пластилин был разработан в 1897 году английским преподавателем школы искусств Вильямом Харбутом. Патент был получен в 1899 году, а в 1900 на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальной пластилин был серого цвета, но позже продукт стали производить в четырех цветах. Каковы основные преимущества пластилина?

  • В отличие от глины и воска, пластилин остается мягким, практически не твердеет и не сохнет.
  • В отличие от керамики, пластилин имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам.
  • Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Пластилин яркий, мягкий, незасыхающий и очень доступный материал для лепки! Часами дети с увлечением лепят птичек, зверюшек, человечков, машинки - словом, все, что их окружает. Это занятие прекрасно развивает творческие способности ребенка, тренирует его пальчики, что в дальнейшем поможет ему в школе. Кроме того, из пластилина малыш своими руками может сделать подарок любимой бабушке.

Тестопластика - одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Самый безопасный и экологически чистый материал для занятия лепкой с детьми - соленое тесто. Тесто приятно на ощупь, нежное, тёплое, безвредное с точки зрения аллергенов. Главное правильно вымесить тесто и тогда возможности его становятся практически неограниченными! Разновидностей рецептов приготовления солёного теста - много. Соленое тесто - самый удобный и экономичный способ попробовать свои силы в творчестве.

Во многих религиях, в иудаизме, христианстве, исламе, говорится о том, что человек был создан из глины.

Глина - природный материал, который применяется не только для лепки, но и для лечения. С давних времен люди знали, что глина убивает токсины, запахи и болезнетворные бактерии.

Лепка из глины особенно полезна для детей, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета, и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу.

Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать. Уже в 3-4 года, когда ребенок перестает все пробовать на вкус, можно попробовать лепить и из них. Однако не стоит оставлять ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! В этом случае творчество должно быть только совместным. Лепка из глины и гипса потребует от взрослых хотя бы небольшое знание технологии лепки и техники безопасности (например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).

Воск очень приятен на ощупь и запах, но минус его в том, что он очень быстро остывает и твердеет. Воск разрезают на кубики, погружают в горячую воду, и лепят, пока он еще теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, а затем застывает.

Особо одаренные дети умудряются лепить даже из парафина, которым бывают покрыты головки сыра. Можно лепить из парафина, когда тает свечка - это занятие увлекает не только детей, но и взрослых.

Летом можно лепить из мокрого песка, зимой - из снега, в любое время года - из папье-маше (это специальная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера), пластики, обычного теста для кондитерских изделий и даже из репейника! Конечно, занимаясь с ребёнком лепкой, не надо забывать о том, что для него это игра. Поэтому ни в коей мере не следует ограничивать детскую свободу и раскованность. Занятия лепкой не должны превращаться в нудное изучение и обучение художественным приемам и технике лепки.

Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение, в общем, действует весьма положительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение лепки в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества....

Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук

статья "Лепка- средство развития мелкой моторики пальцев рук...

Возможности ниткографии для развития мелкой моторики у дошкольников

Как ниткография развивает мелкую моторику рук у детей...

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности в движениях детской руки,чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,тем ярче творчес...

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника.

Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость....

Лепка - средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для радителей. Описание, почему так важно развивать мелкую моторику детям, к каким нарушением ведет неразветая мелкая моторика. Что такое тестопластика и как при помощи игр с тестом разви...

Консультация «Лепка для развитие мелкой моторики рук у детей»

Польза пластелина, для развития мелкой моторики, заключается в самой лепке, ее процессе , а не в достижении результата...