«Роль народной сказки в поликультурном воспитании дошкольников».
статья

Статья к выступлению на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knsultatsii_na_atestatsiyu_skazka.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль народной сказки в поликультурном воспитании дошкольников».

 Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у моих воспитанников — детей группы наблюдется низкий уровень интереса к  народным сказкам, так как в семье отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а  народные сказки, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердил опрос родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется недостаточно времени. Поэтому, актуальной становиться задача — объединение усилий педагогов и родителей по привитию и сохранению устойчивого интереса у детей к русской народной сказке и определение её средством воспитания, развития и обучения дошкольников. 

Цель воспитания дошкольников посредством народных сказок: Формирование устойчивого интереса и воспитание любви к народным сказкам, как средству духовно-нравственного развития дошкольников.

Задачи воспитания дошкольников посредством народных сказок:

Обучающие:

 Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и       отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.

Обучать с помощью сказок диалогической речи.

Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.

Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских народных сказок.

Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.

Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).

Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).

Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.

Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).

Воспитательные:

Прививать детям любовь к чтению русских- народных сказок.

Формировать у детей интерес к драматизации русских народных сказок.

Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.

Формировать нравственные качества: доброту, сострадание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.

Формировать у детей дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Воспитывать уважительное отношение к родителям, к своей семье.

Воспитывать у детей бережное отношение к книге.

 Этапы работы по ознакомлению детей с народными сказками: Подготовительный

Анализ проблемы.

Подбор и обзор литературы по теме проекта.

Разработка плана работы по проекту.

Подбор методов работы.

Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»

Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.

Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.

Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.

Практическая работа

Формы работы с детьми:

Речевое развитие:

Чтение и рассказывание русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заяц-хваста», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики»; «Заюшкина избушка»

Чтение и рассказывание татарских народных сказок: «Камыр батыр», «Башмаки», «Бедняк и два бая», «Глухой, слепой и безногий», «Завещание».

Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома» Загадки о сказках, героях сказок. Использование малых фольклорных форм: разучивание потешек, загадок, прибауток.

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка зайца по мотивам сказки «Камыр батыр». 

Рисование «Нарисуй картинки к сказкам». 

Аппликация по мотивам сказки «Бычок –смоляной бочок». 

Ручной труд оригами «Теремок». 

Музыкальное разучивание песни «Дружба крепкая».

Физическое развитие. Хороводная игра: «Гуси лебеди»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк», «Лисичка и курочки» 

  Использование пальчиковой гимнастики «Колобок». Комплекс утренней гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок».

«Колобок» пальчиковая гимнастика

Жили-были дед да баба

          На поляне у реки (стучим кулачком о кулачок)

И любили очень-очень

         На сметане колобки. (сжимаем, разжимаем кулачки)

Хоть у бабки мало силы,

         Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)

Ну, а бабушкина внучка

         Колобок катала в ручках. (трем ладошки)

Вышел ровный, вышел гладкий,

         Не соленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)

Очень круглый, очень вкусный

         Только есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши)

Заключение:

Изготовление Лэпбука «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников

Из опыта работы "Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников"...

«Народная сказка и патриотическое воспитание дошкольников»

Современные дети,  прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео –  аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику. Да и родителям это очень удобно:...

Выступление на педагогическом совете Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников.

Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздник...

Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...

Роль народных игр в экологическом воспитании дошкольников.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций и являются методом экологического воспитания детей дошкольного возраста. Исп...

Консультация для родителей «Роль народной сказки для развития речи дошкольников»

Раскрывается большая роль народной сказки на развитие связной, логической речи, формирование эмоциональной, образной, красивой речи дошкольников....