Семинар-практикум для педагогов
статья

Евтушенко Мария Анатольевна

: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум для педагогов 37.35 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.Уразово

Семинар-практикум для педагогов «Помоги себе сам». Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Педагог-психолог Евтушенко М.А

Уразово 2020 г.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:
• Активизация процесса самопознания , взаимопознания у педагогов;
• Создание условий для групповой сплоченности;
• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
• Снятие эмоционального напряжения;
• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Участники: педагогический коллектив ДОУ

Материалы, оборудование: Магнитная доска - мольберт,  наглядные схемы-рисунки « Уровни ресурсов», распечатанные бланки анкеты: «Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов», листы бумаги А4, ручки, фломастеры.

План семинара:

  1. Приветствие упражнение «Хлопки по кругу»
  2. Мини-лекция «Симптомы выгорания»
  3. «Экспресс-диагностика эмоционального выгорания педагогов»
  4. Оценка результатов. Рефлексия.
  5. Мини-лекция «Ресурсы»
  6. Упражнение «Руки».
  7. Упражнение «Мои эмоции»
  8. Рефлексия
  9. Рекомендации
  10. Упражнение «Дерево успеха».

Уважаемые коллеги! Профессия педагога входит в группу высокого риска выгорания.  Сегодня мы поговорим о профилактике эмоционального выгорания.  Давайте поприветствуем друг друга

Упражнение « Хлопки по кругу»

Я начинаю. ( Психолог поворачивается к тому, кто находится справа\слева хлопает в ладони; тот хлопает своему соседу и так далее по кругу). Отлично!

 Как помочь себе любимому и не дать эмоционально сгореть на работе. Индивидуальная и конкретная помощь себе в этом случае наилучший способ профилактики и первой стадии борьбы с негативным эмоциональным фоном.

 Синдром эмоционального выгорания – это отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек-человек», проявляющееся, в виде определенных  изменений в поведении и состоянии человека.

Каковы же основные симптомы эмоционального выгорания?

Основные симптомы выгорания

- Эмоциональная истощенность. При выгорании появляется чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу. Возникает ощущение беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций.

- Деперсонализация. Появление циничного отношения к своей трудовой деятельности, отсутствует эмоциональная включенность в работу, возникает негативное отношение к детям и их проблемам. Педагог дистанцируется от детей, ожидает от них плохого поведения, не верит в сильные стороны воспитанников. Появляется нежелание общаться с коллегами, игнорируются просьбы руководства.

- Редукция профессиональной деятельности. В этот момент педагог начинает ощущать свою профессиональную некомпетентность, осознает неуспехи в работе, не дорожит полученными результатами.

 Чтобы предпринять какие-либо действия, сначала надо выяснить, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь (опросник).

Предлагаю вам заполнить таблицу. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О.Л. Гончарова) см. приложение 2

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

Оценка результатов:

суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания

И так, теперь вы знаете свой показатель эмоционального выгорания.

Как же себе помочь себе?

 Если вы понимаете, что начинаете,  эмоционально «гореть», необходимо пополнить запас внутренних и внешних ресурсов.

 Известны четыре уровня ресурсов, способствующих улучшению эмоционального состояния. См. приложение 1

 -Физиологический уровень  является базовым. На этом уровне важно постоянно поддерживать организм в работоспособном состоянии. Занятие спортом, походы в бассейн, на танцы, прогулки на свежем воздухе не только улучшают физиологическое состояние организма, но и положительно влияют на эмоциональное состояние. Найдите время для одного из этих занятий и уделяйте ему час-два каждый день. При этом не обязательно сразу же бежать записываться в фитнес-центр, можно просто погулять на свежем воздухе.  

 Важно вкусно и правильно питаться. Составьте себе разнообразный рацион на неделю, при этом постарайтесь использовать различные продукты, богатые витаминами. Попробуйте сделать так, чтобы каждый прием пищи отличался от другого. Чтобы каждый раз была какая-то новая закуска или блюдо.

    Один из важных способов борьбы с эмоциональным выгоранием – это умение правильно взаимодействовать с самим собой, или саморегуляция. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.

Здесь хорошо помогают, например, элементы релаксационных упражнений (техника напряжения и расслабления). В случае напряжения можно выполнять упражнение «Руки».

  - Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струиться от головы к  плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

    Каждый вечер можно использовать ритуал расслабления.

 - Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становиться размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует теплый летний денек, может золотую осень, тихо падающий снег, а может первые весенние цветы…

- Далее следует работы на психологическом уровне. Оно включает в себя три подуровня:

А) Эмоционально-волевой

Осознание и принятие своих чувств и эмоций, которые возникают при мысли о работе. Осознание их, а не вытеснение позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию.

 Упражнение «Мои эмоции»

- Возьмите лист бумаги и напишите на нем все эмоции и чувства, которые вызывает у вас работа. Затем с помощью двух ярких разноцветных фломастеров выделите одним цветом положительные моменты, а другим  - эмоции и чувства, которые вызывают напряжение. Это поможет понять какие эмоции и чувства преобладают у вас при мыслях о профессиональной деятельности. Если положительных моментов намного больше, то можно искренне порадоваться за себя и с радостью продолжать работу. Если же больше негативных эмоций, необходимо переработать их на когнитивном уровне.

Б) На когнитивном уровне важно понять причины негативных эмоций, осмыслить их. Важен поиск первопричин сложившийся ситуации. На этом этапе можно рационально перестроить свое отношение к ситуации на основе осознания первопричин происходящего.

       Возьмите одну из негативных эмоций, которые вызывает у вас работа, и проанализируйте, почему она возникает. Она же появляется не просто так, а, возможно, из-за действий других людей и вашей реакции на это.

 Затем проработайте каждую из отрицательных эмоциональных реакций. Осмыслите, из-за чего они появляются в вашей жизни.

   В) Следующий подуровень – поведенческий (деятельностный). Наша активность и гибкость поведения, возможность перестройки деятельности, корректирование стратегий и планов позволяет избежать появления новых негативных эмоций.

 Подумайте, как избежать повторения негативного события. Какие шаги надо предпринять, чтобы больше не получать негативных эмоций на работе. Возможно, стоит отказаться от какой-то нагрузки или поговорить с коллегами или руководством.

- Социальный уровень: выполнение различных социальных ролей.

  Вспомните о том, что помимо профессиональной роли, у вас есть большое количество разнообразных социальных ролей, которые могут приносить удовольствие и удовлетворение. Напоминайте себе о том, что вы не только педагоги, но еще и жены, матери, любимые…

   Задумайтесь о том, как на ваше состояние влияют люди, с которыми вы регулярно общаетесь. Постарайтесь побольше взаимодействовать с теми людьми, с которыми вам приятно проводить время. Не общайтесь с большим количеством людей, если это не приносит вам удовольствия.

 - Духовный уровень.

Важную роль в нашей жизни играет такое понятие, как надежда. Мы надеемся на лучшее несмотря ни на что, не отчаиваемся, если то, чего ожидали, не произошло. Вера – это убежденность в каком-либо знании или возможностях. Очень важно во что-то верить. Это дает жизненные силы.

 Повысить этот уровень можно с помощью занятия творчеством, элементами арт-терапии, прослушиванием музыки. Вспомните о любимом хобби или попробуйте новую деятельность. Начните рисовать, лучше всего красками и на большом листе бумаги, при этом можно не рисовать сюжетные картины, а просто выплескивать на бумагу свои эмоции, как бы разукрашивать белый лист переживаниями. Можете заняться рукоделием – много всего можно попробовать. К тому же новые увлечения позволят сделать красивые и интересные подарки друзьям и коллегам.

  Один из важных моментов в нашей жизни – самореализация. Начиная испытывать сложности в профессиональной деятельности, найдите иную деятельность , которая даст возможность личной самореализации. Участвуйте в конкурсах, марафонах, профессиональных встречах. Можно завести себе блог или сайт.

  К внешним ресурсам можно отнести сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и свободного времени.

  Если вы чувствуете эмоциональные проблемы в профессиональной деятельности, поищите поддержку у коллег. Возможность поделиться своими переживаниями, мыслями, чувствами – важнейшая составляющая профилактики выгорания. Именно поэтому для педагогов так важна включенность в профессиональное сообщество. Подумайте, где и как вы могли бы поговорить по душам с коллегами. Конечно, самую мощную поддержку можно получить в семье. Близкие люди, которые всегда рядом, понимают вас и безгранично уважают то, что вы делаете.

  Большое внимание стоит уделить тому, как проводится свободное время. Правильная организация свободного времени, хобби или занятие по интересам способствуют улучшению эмоционального состояния.

   Задумайтесь над тем, что вам хочется делать в жизни больше всего, и от чего вы получаете истинное удовольствие. Посвятите этой деятельности пару часов в день. Сейчас настало время воплощать свои мечты и посвящать личное время только себе и своему любимому делу.

  Мы можем сами помочь себе выбраться из эмоциональной ямы. Изменив какие-то детали своей жизни, мы изменим свое эмоциональное состояние, что, несомненно, скажется и на профессиональной деятельностью.

Рефлексия.

Упражнение «Дерево успеха»

 Перед вами дерево. В корзинке лежат яблоки 3-х цветов.  Предлагаю украсить дерево яблоками в соответствии с их значениями: красное – сегодняшняя встреча была для меня полезной;  желтое: есть некоторые сомнения: зеленое:  встреча была бесполезной.

Список литературы.


1. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / О. Грегор. - СПб., 1994.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг педагоги, психологи, родители. С.-Петербург Речь 205
6. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990.
8. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002.
9. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Изд. Учитель 2011
10. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000.
11. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009

                                       Приложение 1

Физиологический уровень

Психологический уровень

 

Эмоционально-волевой уровень

Когнитивный уровень

Поведенческий уровень

Социальный уровень

Духовный уровень

Приложение 2

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Вопросы

Очень часто

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость

 

 

 

 

 

2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение

 

 

 

 

 

3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство

 

 

 

 

 

4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность

 

 

 

 

 

5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение

 

 

 

 

 

6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела

 

 

 

 

 

7. После работы дома я очень раздражительна

 

 

 

 

 

8. Я долго не могу заснуть,

из-за переживаний, связанных с работой

 

 

 

 

 

9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу

 

 

 

 

 

10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» – 4 балла;

«часто» – 3 балла;

«иногда» – 2 балла;

«редко» – 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

Оценка результатов:

суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....