Что за чудо колокольчик!
проект (старшая группа)

Зарубина Ирина Георгиевна

Почти всем детям интересна экспериментальная и исследовательская деятельность, задача нас взрослых – создать условия для данных видов деятельности. Здесь описаны условия, которые создали взрослые для изучения колокольчика и сформировать у дошкольников творчество и самостоятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx211.02 КБ

Предварительный просмотр:

                               Исследовательский проект

                              «Что за чудо колокольчик?»

Автор проекта: Зарубина И.Г. музыкальный руководитель.

По содержанию: исследовательский.

По продолжительности: среднесрочный.

Участники: дети и воспитатели подготовительной группы, семья, музыкальный руководитель.

Дата проведения: январь-март.

Актуальность темы.

С введением федеральных стандартов и актуализации исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ, решая задачу по художественному развитию старших дошкольников – решается задача по развитию самостоятельности, инициативы и творчества в познавательно - исследовательской деятельности, а так же развитие интереса к отдельным фактам истории и культуры родной страны.

Каждому ребёнку интересны предметы, которыми он пользуется, о которых расспрашивает взрослых. Есть такой предмет, который не встретится у каждого дома, но в детском саду в центре музыки он есть во всех возрастных группах начиная с ясельной – это колокольчик. Со второй младшей группы дети звенят в колокольчики, играя в оркестре или ансамбле, аккомпанируют себе, напевая какую-нибудь песенку собственного сочинения. Но мало кому известно, откуда, же произошли колокольчики и когда впервые они увидели свет. И мало кто думает, что для малыша это игрушка, а для ребёнка старше – это музыкальный инструмент.

Почти всем детям интересна экспериментальная и исследовательская деятельность, задача нас взрослых – создать условия для данных видов деятельности. И эти условия мы решили создать, реализуя данный проект, где попытаемся изучить тему и рассказать об этом.

Цель. Организация исследовательской деятельности по формированию у дошкольников творчества и самостоятельности через ознакомление с историей возникновения колокольчика.

Задачи:

1. Познакомить с «генеалогическим древом» колокольчика;

2. Изучить устройство колокольчика и особенности его звучания;

3. Развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности;

4. Обобщить полученные выводы в виде презентации;

5. Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

 Формы организации детской деятельности:

- Рассматривание фотографий и картин колоколов и колокольчиков;

- Продуктивная деятельность;

- Коллекционирование;

- Организация развивающей среды в уголке продуктивной деятельности;

- Экскурсия по выставке самоделок.

Предполагаемый результат:

- опытно-зкспериментальная деятельность с детьми по изучению разных по звучанию и качеству колокольчиков;

- создание альбома фотографий колокольчиков и колоколов «История колокольчика»;

- создание альбома рисунков детей «Орнамент колокольчика»;

- организация мини-музея «Русский колокольчик»;

- организация выставки колокольчиков самоделок «Мой колокольчик!»;

- организация «Веселого оркестра» на колокольчиках разных по высоте звучания;

- презентация результатов исследований для детей средних и старших групп.

Этапы реализации проекта:

I подготовительный:

- Постановка целей и задач проекта.

- опрос детей о том, что известно о колокольчиках и колоколах, о коллекционировании;

- Составление плана работы.

- Создание условий: подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, интернет–ресурсов, литературных источников по теме, подбор музыкальных произведений.

- разработка плана-конспекта проведения экскурсии по выставке самоделок, к мини-музею.

II. основной:

Основная работа над проектом.

- изучение истории колокольчика.

- проведение опыта с колокольчиками разных по своему звучанию и строению.  

- создание альбома «Колокольчики мира».

- изготовление детьми совместно со взрослыми самодельных колокольчиков.

- организация мини-музея «Русский колокольчик».

- создание альбома рисунков детей «Орнамент колокольчика»;

- выставка колокольчиков-самоделок «Мой колокольчик!».

III. заключительный

- просмотр выставки колокольчиков-самоделок «Мой колокольчик!».

- экскурсия к мини-музею «Русский колокольчик».

- подведение итогов проектной деятельности: беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

План работы.

Содержание проектной деятельности:

Для детей любого дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности. Играя в детском оркестре на колокольчиках, дети всегда заглядывают внутрь с интересом, что же там есть и отчего он звучит? Тогда я использовала метод «трёх вопросов» и выяснила, что дети знают, что колокольчик звенит, висит, потрясти он зазвонит, сделан из металла, бронзы; что хотят узнать – отчего произошёл, где появился; как узнать? Спросить у родителей, прочитать, в интернете.

На мой вопрос: «Откуда появился колокольчик?» лишь трое из 43 опрошенных высказали предположение, что он произошёл от цветка колокольчика и что родина его Китай (Китай, правильный ответ, но ребёнок сказал наугад). Мы договорились, что дети дома с родителями подтвердят или опровергнут версию происхождения колокольчика, а в детском саду мы проведём эксперимент и узнаем из чего их делают и как зависит звучание от материала, из которого изготовлен колокольчик.

На музыкальном занятии с детьми я организовала игру «Узнай музыкальный инструмент» (в этой игре было 10 колокольчиков, но все звучали по-разному, это зависит от размера, толщины стен купола и язычка, от изготовленного материала). Из 43 детей все угадали тот, который был первым, и двое детей замешкав, назвали четвёртый и пятый озвученные колокольчики. Остальные дети, звуки колокольчика назвали бубенцами, треугольниками. Когда я показала, что там были одни колокольчики, дети удивились самим себе и тогда мы начали выяснять, почему такие разные звуки у всех колокольчиков. Исследовали все колокольчики.

          Выяснив интересующий вопрос, была представлена презентация «Колокольчики мира» с картинками колокольчиков и колоколов. Также в группе дети рассматривали альбом фотографий разных по внешнему виду и размеру колокольчики и колокола. Некоторые дети поведали о том, что у них дома есть интересные колокольчики. Мы, взрослые предложили собрать разные колокольчики, у кого какие есть, и организовать мини-музей «Русский колокольчик».

Для продуктивной деятельности детей в группе в центре экспериментирования появились разные предметы, детали, элементы для творчества и самостоятельной деятельности. В центре изо-искусства воспитатели поместили листы с силуэтами колокольчиков для творчества детей в нанесении орнамента. И конечно, детям захотелось самим попробовать сделать колокольчик своими руками, нарисовать орнамент. Так и появились самоделки и альбом рисунков «Орнамент колокольчика». По итогу проведённого эксперимента, рассмотренных фотографий дети поняли, что колокольчик не сложный в изготовлении предмет и захотели попробовать смастерить из подручных материалов, солёного теста, пластилина и др. Когда все колокольчики-самоделки были готовы, организовали выставку «Мой колокольчик».  На музыкальных занятиях организовала игру «Звонари», где дети играли на колокольчиках разных по звучанию и разных по величине, получился «Оркестр звонарей».

Таким образом, произошла интересная исследовательская работа по изучению истории возникновения, строению и звучанию колоколов и колокольчиков. У детей сформировалась активная позиция не только в изучении истории, но и в самостоятельном создании колокольчиков.

В результате реализации проекта дети научились:

- самостоятельно (при помощи родителей) получать необходимую информацию;

- работать своими руками;

В группе обогатилась предметно-пространственная развивающая среда:

-фотоальбом;

- аудиозаписи;

- колокольчики-экспонаты из разных материалов;

-мини-музей колокольчиков.

Практический результат:

- презентация «Колокольчики мира» и рассказ детей «История возникновения колокольчика»;

- опыты изучения разных по строению и звучанию колокольчиков;

- альбом фотографий «Такие разные колокольчики»;

- альбом аудиозаписи «Колокольные звоны»;

- видео оркестра «Звонарей» на колокольчиках разных по тембру;

- выступление перед детьми средних и старших групп с презентацией «Что за чудо колокольчик?»;

- альбом рисунков детей «Орнамент колокольчика»;

- выставка «Мой колокольчик»

- мини-музей «Русский колокольчик»;

Литература.

Интернет-ресурсы.

© https://www.livemaster.ru/topic/2311887-istoriya-vozniknoveniya-kolokola-i-kolokolchikov

                                         Приложение.

                                                  1.

Презентация «Колокольчики мира»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии колокольчиков и колоколов.

                                                       2.

История колокольчика.

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств. 

Образцом для рукотворного колокольчика стал, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать много тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию. 

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/01.jpg Ассирийский колокольчик. VI в. до н.э.

 http://www.zvon.ru/images/3_2_1/02.jpg Терракотовый колокольчик VII в. до н.э. Тебен, Греция

Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых странах преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов. 

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/03.jpg       Клепаный колокол Св.Патрика V век. Ирландия

Самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая. В пользу "китайской" версии говорит обилие археологических находок и высокая культура бронзового литья, технология которого была создана в Китае, а потом появились в Иране, Египте, Греции

Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора.

История колоколов началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом". 

Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным. 

В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты. «Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора.

Сначала колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. Колокола были весом 100-150 пудов и это считались редкостью, высотой достигали 3, 4 и даже 7 метров и существуют эти колокола до сих пор в Японии, Китае. В России же были колокола весом до 600-1000 пудов. Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры. 

С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, которые позволяли получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями.

Сейчас колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Германии начали производить первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Такие колокольчики стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат. 

Приблизительно в 1125 году появилось первое руководство по литью колоколов - труд монаха кёльнского монастыря.

Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием.

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/05.jpg

В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы".

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/06.jpg Колокол "Сахарная голова"XIII в. Германия

     В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. (Удивительно то, что он пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие). Первые колокола на Руси были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло.     В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 - колокол весом уже более 16 тонн. 

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/08.jpg Царь-Колокол 1735 г., Москва, Россия

http://www.zvon.ru/images/3_2_1/11.jpg          http://www.zvon.ru/images/3_2_1/10.jpg

Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий (болезней) часто звонили в колокола. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух.

Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну.

Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения.

                                                       3.                                

Описание исследования колокольчиков.

Цель: изучение свойств и качеств колокольчика.

Гипотеза: если изучить свойства и качества разных колокольчиков, силу и тембр их звучания можно понять, что колокольчик и колокол играют важную роль в жизни человека.  

Детям были представлены 8 простых колокольчиков разных по звучанию, по размеру и качеству материала, три валдайских - маленький, средний и большой, но изготовленные из одинакового материала.

Вначале была проведена игра «Узнай музыкальный инструмент».

Дети не догадались, что звучали только колокольчики, т.к. звучание у всех было разным, когда занавес открылся и все увидели много колокольчиков, возник вопрос, а почему они по разному звучали? Начали рассматривать и ощупывать все колокольчики.

Оказалось, что звучание колокольчика зависит величины его купола и язычка, зависит от толщины стенок купола, от материала из которого он изготовлен. Также звучание меняется от формы язычка. Есть с круглым наконечником, а есть с плоским треугольной формы. Есть язычки с отверстием, есть сплошные.

Дети выяснили, что колокольчики, изготовленные из простого металла (железо, медь, алюминий) с тонкими стенками и плоским язычком звучат тише, чем те, у которых стенки тонкие, язычок круглый. Колокольчики, изготовленные из бронзы, у которых толстые стенки и тяжёлый круглый язычок звучат зычно, протяжно – это валдайские колокольчики. Исследовав три валдайских колокольчика (большой, средний и малый), поняли, что у маленького – самый нежный и тихий звук, у среднего – серьёзнее, а у большого – звонкий и густой. Таким образом, дети поняли, что от качества материала, технологии его изготовления зависит звучание  колокольчика.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                       «В гости к музыке».

Цель: услышать удивительное звучание колоколов и колокольчиков и высказаться о музыке.

Произведения:

«Колокольный звон»;

«Церковные звоны»;

«Свадебные звоны»;

«Переливы»;

«Одиночные удары» и ещё 6 фрагментов колокольных звонов.

                                                     4.

                        Самостоятельная деятельность детей

                                          Игра «Звонари». 

Цель: развитие музыкального слуха, умения совместной игры на колокольчиках.

        Детям предложила два вида колокольчиков маленькие и большие, соответственно разные по звучанию. Подобрала малоконтрастную русскую народную мелодию «Ах ты, берёза». Сначала дети прослушали произведение, затем определили смену частей музыки щелчками и шлепками. Затем звучала пьеса «Ах ты, берёза» дети играли на колокольчиках, меняя группу малых и больших в соответствии со сменой частей музыки. Прежде чем сыграть произведение второй раз дети обменялись колокольчиками. Игру повторили.

Также использовала произведения «Русская медленная», «Русская хороводная», «Полянка».

                                                       3.

Организация развивающей среды.

«Мастерилка»

Цель: создание условий для творческой деятельности детей; подбор материалов и инструментов для творчества детей.

         В центр экспериментирования поместили части от киндер-сюрпризов, пластиковые стаканчики, деревянные палочки, нитки, проволоку (под наблюдением взрослого), купола от сломанных колокольчиков, гвоздики с отрезанными кончиками (без острого наконечника)

                                                     

Продуктивная деятельность в уголке творчества

 «Мой Колокольчик»

Цель: лепка колокольчика из различных материалов (соленое тесто, пластилин).

 «Орнамент колокольчика»

Цель: составление рисунка-орнамента на силуэтном изображении колокольчика.

        Центр ИЗО пополнили листами с силуэтами колокольчиков и колоколов, которые дети увидели и с удовольствием попробовали свои возможности в оформлении их своим орнаментом.  

В центре музыки.

Цель: подбор иллюстраций с изображением колокольчиков разной величины, аудиозаписей с колокольными звонами.

        Когда дети с родителями искали информацию об истории колокольчика видели, какие они бывают разные, в разных странах и в разное время (от древних до современных). Понравившиеся фотографии и иллюстрации родители распечатали, дети принесли их в детский сад, воспитатели поместили их в центр музыки.

Совместная деятельность детей и родителей

Мини-музей «Русский колокольчик»

Цель: развивать желание коллекционирования, умение подбирать экспонаты для музея.

         После презентации «Колокольчики мира», рассказа Ксюши И. и Артёма Х. «История возникновения колокольчика», дети начали говорить о том, что у них «дома есть колокольчик» и всей группой решили собрать все колокольчики и организовать мини-музей…

III. заключительный.

- просмотр выставки самоделок «Мой колокольчик»;

- экскурсия в мини-музей «Русский колокольчик»;

- подведение итогов проектной деятельности: беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Перспектива проекта.

В чём сила колокольного звона?

Провести экскурсию по выставке самоделок и мини-музею для всех групп детского сада.

Показать презентацию и рассказать об истории возникновения колокольчика для старших групп ДОУ.

Реализовать на другой возрастной группе, т. к. проект заинтересует всех участников образовательных отношений.

Повыситься познавательная активность детей и родителей.

Сформируется желание детей коллекционировать и рассказывать о предметах коллекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо-чудо Рождество

Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к т...

Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста совместно с родителями. Тема: "Чудо, чудо Рождество".

Конспект игры - занятия во второй группе  раннего  возраста совместно с родителями.Тема: «Чудо, чудо Рождество» Программные задачи:- Познакомить детей с русскими народными традици...

«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками "Дили-дили, дили-дили - колокольчики звонили"

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками на развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма, координации движений...

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"Атор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Владимира "Детский сад №83 комбинир...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...

Кукла Колокольчик для педагогов.Семинар-практикум с элементами тренинга по куклотерапии для педагогов: «Кукла-колокольчик»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.Задачи тренинга:актуализировать процесс самоанализа сотрудников;научить пс...