Научная статья: "Сказка с намеком"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Земляницына Марина Николаевна

Для детей сказка - это погружение в неизвестный волшебный мир, где  разговаривают животные, насекомые, общаются деревья, происходят превращения и чудеса, а какое детство без веры в чудо, особенно если сюжет сказки так напоминает его собственную жизнь. Если ребёнку не рассказывать сказок, у него в определённый момент разовьётся " сказочное голодание" и малыш будет лишён возможности взглянуть на мир глазами героя, потеряет ниточку связывающую сказку с реальностью. Память, воображение, мышление, внимание, речь, умение слушать и слышать, фантазировать, логически мыслить, пересказывать – все эти познавательные процессы можно развить у ребёнка с помощью сказок. А самое главное, что сказками нельзя перенасытиться, они не могут надоесть, с ними учатся, взрослеют и живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Земляницына Марина Николаевна

Педагог-психолог

ГБДОУ Детский сад №72

Россия, Санкт-Петербург

СКАЗКА С НАМЕКОМ

Для детей сказка - это погружение в неизвестный волшебный мир, где  разговаривают животные, насекомые, общаются деревья, происходят превращения и чудеса, а какое детство без веры в чудо, особенно если сюжет сказки так напоминает его собственную жизнь. Если ребёнку не рассказывать сказок, у него в определённый момент разовьётся " сказочное голодание" и малыш будет лишён возможности взглянуть на мир глазами героя, потеряет ниточку связывающую сказку с реальностью. Память, воображение, мышление, внимание, речь, умение слушать и слышать, фантазировать, логически мыслить, пересказывать – все эти познавательные процессы можно развить у ребёнка с помощью сказок. А самое главное, что сказками нельзя перенасытиться, они не могут надоесть, с ними учатся, взрослеют и живут.

«РЯБИНКИНЫ ЛАДОШКИ»

Сказка о доброте, которая возвращается.

Когда – то листья у Рябины были самые обыкновенные – овальные и ягод на ней не было вовсе. Стояла Рябинка на самом краю леса – неприметная, с серым рыхлым стволом и мозолистыми ветками. Вокруг росли деревья всем известные: белоствольная берёза-красавица, дуб-крепыш, знаменитый своим сильным характером, долголетием и шалунами детками – весёлыми желудями. Ивушка мерцала серебряными, тонкими, изящными пальчиками – листочками. А клён – задира щекотал острыми листьями Рябинку и шептал ей:

-Ох и сера, ох и неприглядна, но добра, добра!

- Добра! – повторяли берёза, дуб и ива.

Действительно, Рябина была очень добрая, а самое главное – она умела слушать и сочувствовать.         Со всего леса приходили к ней звери и прилетали птицы. Однажды прискакал Заяц. Он очень замёрз и никак не мог согреться. Пожалела его Рябинка, утешила:

- Вот были бы у меня ладошки, зайка, обняла бы тебя, погладила. Но ничего, прижмись к моему стволу, я тебя согрею.

В другой раз прилетел Дрозд и долго рассказывал Рябинке о далёких странах, путешествиях и диковинных деревьях с вкусными ягодами.

- Вот, а мне и угостить тебя нечем, Дрозд – вздохнула Рябина.

Ёж - трудяга устроился на отдых у корней Рябинки, поделился с ней своими заботами. Выслушала Рябина, посочувствовала. И решили звери и птицы помощи для Рябинки, за её доброту, у Старика – Лесовика попросить. Он всё в лесу может, он поможет. Выслушал Лесовик просьбу зверей, улыбнулся в свою моховую бороду и сказал:

- Будь по - вашему!

Наступило утро осеннего дня. Проснулась Рябинка и слышит, как деревья – соседи восхищаются кем – то:

- Вот красота, так красота! – говорит клён.

- Согласен, такие листочки ей к лицу! – подтверждает Дуб.

- Ой, а ягоды то, ягоды! Красные, да не по одной, а гроздями, гроздями! – восхищаются наперебой берёза с ивой.

Захотелось и Рябинке на такое чудо посмотреть. Стала она по сторонам оглядываться. А и нет никого. Только все на неё, на Рябинку смотрят. Подняла тут Рябина ветки – руки, глядь, а они не простыми листьями увешаны, а разноцветными ладошками и вся макушка, у Рябинки, красными, сочными ягодами покрыта. Прибежали и звери на такое превращение глянуть. Радуются за Рябинку. А она, всех своими ладошками обняла, ягодами угостила и стоит, от смущения, листьями краснеет.

Незаметно и зима пришла. Уснула поляна до весны. Ветки у всех деревьев голые. Только у Рябинки всегда угощение готово. Приходи! Попробуй!

«СВЕТЛАЯ ДУША»

Любимая сказка детей. Многие узнают себя. И что, что невзрачный, зато друг настоящий.

Жил на листочке жучок-червячок и не было у него друзей, а ему так хотелось, чтобы с ним дружили.

Вот наступило утро нового дня. Ожила поляна, зажужжали жуки, застрекотали кузнечики, загудели мохнатые шмели, запорхали над цветами бабочки, расправив свои тоненькие крылышки. Выполз и жучок-червячок на свой листок. Одиноко ему и решил он найти себе друзей.

Видит жучок, муравей ползёт, на себе чешуйку от шишки тащит. Жучок к нему.

- Муравьишка, будь моим другом!

-Некогда мне с разными червяками дружить, надо муравейник до вечера достроить!

Побрёл жучок-червячок дальше. Смотрит, божья коровка летит торопиться.

-Коровка, коровка, давай дружить!- закричал жучок.

-Прочь с дороги, червяк! Некогда мне с тобой дружить, надо моим деткам молочка наносить.

Расстроился жучок и побрёл дальше. Вдруг слышит крылышки шуршат. Это бабочка-красавица летит.

- Бабочка, душечка, давай дружить!

-Что ты, червячок! Посмотри на себя, ты весь серый неприглядный, а я красавица, на меня любо дорого смотреть. Какие же мы друзья?

Сказала и мимо пролетела.

Вдруг подул ветер, зашумела трава, затянуло небо чёрная туча, потемнело вокруг и стали падать на  землю тяжёлые капли дождя.

Жучок-червячок скорее под листок спрятался и сидит. Только слышится ему, что кто-то о помощи просит. Выглянул жучок из под листка и видит: муравьишка, с чешуйкой на спине, дорогу домой потерял. Выскочил жучок-червячок муравьишке на помощь, подпрыгнул в воздухе, щёлкнуло что-то у него на брюшке и засветилось оно ярким жёлтым огоньком. Свет не велик, а дорожку до муравейника осветил.

Дождь к тому времени совсем перестал, но темно стало, потому что вечер наступил.

Летит жучок-червячок, дорожку освещает. Глядь, а за ним на свет, божья коровка  - не успела  до дождя домой долететь к деткам своим малым. Проводил и её жучок до дома.

Устал, утомился бедный, к себе под листок собрался, да видит, бабочка ползёт, мокрые крылышки по земле волочит. Пожалел её жучок и тоже дорогу к дому осветил и так устал , что где стоял, там и уснул.

Проснулся жучок, когда солнце уже высоко было. Открыл глаза, смотрит, а около него муравьишка, бабочка и божья коровка стоят.

- Здорово, дружище! -  кричит муравей.

- Здравствуй, друг! – гудит божья коровка.

- Доброе утро, дружочек! – шелестит крылышками бабочка.

- Спасибо тебе, Светлячок! – закричали они все хором.

- Светлячок? А кто это? – спросонья не понял жучок.

- Так это ж ты, ты наш светлый друг!

- Я? Я ваш друг? Я Светлячок?

- Да-да-да! – ответили насекомые и радостно запрыгали вокруг Светлячка.

Добрая душа – она светлая, такая что и другим от неё светло бывает.

Вот оно как!

«ПРО КАПЕЛЬКУ»

Сказка для снятия у ребёнка неуверенности в себе, поднятия самооценки.

Жила- была маленькая Капелька – росинка. Жила она под лепестком очень красивого цветка. Цветок рос рядом с весёлым родником, который бил из- под земли, образуя маленькое круглое озерцо.

Каждое утро на цветок прилетала пчёлка. Пчёлка любовалась собой в отражении Капельки – росинки, пила из Капельки воду и умывалась чистой водой:

- Жу-жу-жу

  Жу-жу-жу

 Утро доброе скажу!

 Я – мохнатая пчела

 Мёд готовлю для себя.

 Чтобы зиму пережить

 Надо мёд и есть, и пить!

- А, что такое зима? – спрашивала Капелька – росинка.

- Не знаю – жужжала в ответ Пчела, - Я зимой на улицу не выхожу и в окошко не гляжу.

- Ой, как бы мне хотелось увидеть, что такое зима.

Днём Капельку – росинку навещал Заяц

- Здравствуй, Капелька – росинка! Как дела?

- Всё хорошо. – отвечала Капелька, -Только мне очень хочется знать, что такое зима?

- Зима? – Зима – здорово и весело. Зимой я становлюсь белым, как снег.

-Снег? А, что такое снег? – ещё больше удивлялась Капелька.

Вечером весёлая Ласточка прилетала к Росинке в гости попить чистой и вкусной воды из родника.

- Здравствуй, Капелька! Почему ты такая грустная?

- Да вот интересно мне, что такое зима и что такое снег?

- А я не знаю, что такое снег

 И про мороз не знаю

 Как только осень настаёт

 На юг я улетаю.

Так и шло время своим чередом. Наступила осень. Совсем не стало слышно жужжания пчелы. Она накопила мёда и сидела в своём домике. Однажды утром к Капельке прилетела весёлая Ласточка попрощаться:

- Скоро зима и мы улетаем на юг, где не бывает снега и мороза, где всегда тепло. Прощай, Капелька! До весны!

Капелька стала чувствовать, что становится холодно. Она сползла со своего засохшего лепестка и устроилась на камушке, у самой воды.

Однажды утром Капелька проснулась от того, что перестала слышать, как журчит родник. Она увидела, что родник застыл и остановился. Он уснул, а земля стала вся белая, белая и пахло так, что защекотало у Капельки в носу.

- Ух ты, как красиво! - воскликнула Капелька и не узнала своего голоса. Он стал звонким и хрустальным.

Капелька зажмурилась. Когда она открыла глаза, около неё стоял Заяц. Он был весь белый.

- Заяц, тебя не узнать! Какой ты стал красивый! - сказала Капелька и опять удивилась своему голосу.

- Да, зима пришла, снег выпал, я шубку поменял – ответил Заяц и загадочно посмотрел на Капельку. – Да и ты изменилась. Стала не просто Капелька, а Льдинка – Снежинка! Вот здорово! Прямо чудеса превращения!

- Льдинка-Снежинка?  Она посмотрела на себя, как в зеркало, в застывший родник и… увидела прозрачную Льдинку. Льдинка светилась мелкими кристаллами снежинок, переливаясь и горя разноцветными огоньками.

-Ах, какая хорошенькая!  - воскликнула Льдинка-Снежинка.

- Просто замечательная! – подтвердил Заяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сказка помогает запомнить предлог"

Статья "Сказки про предлоги"....

Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".

В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.В статье собраны авторские детские сказки на тему "Ког...

СТАТЬЯ "Сказка в жизни ребёнка"

Знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психическ...

Научная творческая статья"Сказки помогают развивать речь"

Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких ...

Научно-методическая статья “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания”.

В данной статье поднят вопрос возможности воспитания сказкой.  Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь...

Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.

Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой....

Статья "Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок".

Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства...