«Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»
статья (средняя группа)

Галицкая Елена Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В нашем детском саду ведется систематическая работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»

Галицкая Елена Сергеевна, воспитатель первой

квалификационной категории МКДОУ детский сад «Солнышко»

Старополтавского района Волгоградской области

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В нашем детском саду ведется систематическая работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы мы определили для себя следующие задачи:

- знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

- формировать интерес к народным обычаям;

- воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому;

-воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

     Но духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи, поэтому мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показываем им результаты творческой деятельность детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Аллея дружбы»«Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья» «Улицы нашего села», «Игры наших бабушек и дедушек»; изготовлении макетов «Семейное древо»,  «Быт русской избы»«Деревенское подворье» и других. Родители постоянно участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок к тематическим праздникам и мероприятиям.

     В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? Поиск эффективных форм работы с родителями воспитанников оказался для нас педагогов успешным, и одной из удачных находок стал метод проектов. Данный метод основан на личностно - ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Для метода проектов характерно связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Он позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

      В рамках  макро проекта «Семья - как ценность» нами разработаны микро проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Темы реализованных проектов: «Семейные традиции моих земляков», «Игрушки наших бабушек и дедушек», «По страницам детства наших бабушек и дедушек», «Прогулки по улицам родного поселка».

    В проекте «Семейные традиции моих земляков», в группе Галицкой Е.С., были созданы необходимые условия для ознакомления малышей с  семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, и это не только еще больше объединило их семьи, но и оказало позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств маленьких детей. Они вместе с родителями создавали фотоколлажи «А у нас традиция такая»; писали сочинения «Традиции и праздники моей семьи», рисовали семейные гербы, играли в традиционные игры наших предков. Также в рамках проекта были проведены беседа «Русская семья, родство и традиционный род занятий» и итоговое мероприятие «Семья для домовенка Кузи».  Благодаря проведенной работе удалось сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям,  дать детям представление о том, что такое «традиции наших земляков» и привить уважительное отношение к членам своей семьи.

     В группе Бахтеевой Р.И. был реализован проект «Игрушки наших бабушек и дедушек». Они совместно с родителями решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол. С помощью беседы дети узнали, в какие игрушки играли их бабушки и дедушки. На выставке кукол в старшей группе дети познакомились с куклами в национальных костюмах. Итогом стало создание мини-музея «Русская изба». Для его оформления руками родителей были изготовлены чудесные куклы, которые вы видите на фотографиях.

   В реализации следующего проекта «По страницам детства наших бабушек и дедушек» всем запомнилось мероприятие «Бабушка, дедушка и я – лучшие друзья», где наши бабушки и дедушки смогли окунуться в мир детства. Знакомство детей с данной темой проходило в различных видах деятельности. В ходе образовательной деятельности «Наша дружная семья», «Наши любимые бабушки и дедушки» дети познакомились с понятием семья. Для обогащения представлений детей о семье и её составе мы подобрали интересные и доступные игры: д\и «Мамы и детки», д\и «Отгадай по описанию», д\и «Кому что»; пальчиковые игры «Семья», «Кто приехал?». В беседах на тему «Кто я?», «С кем я живу», в рассматривание дидактических картинок, фотографий, иллюстраций по теме «Семья», ребята активно использовали словарный запас и пополняли его новыми словами.  Чтение художественной литературы: «Три медведя», стихотворения А. Яковлева «Мама», стихотворения  Л. Квитко «Бабушкины руки»;  просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», загадки про семью, физминутка «Семейная зарядка» вызвали у ребят живой эмоциональный отклик. Через беседу, стихи, музыку, творчество, игры, посвященные любимым бабушкам и дедушкам,  мы постарались научить детей эмоциональной отзывчивости;  желанию радовать, заботиться о них.

     В следующем нашем проекте «Прогулки по улицам родного поселка» шла речь о значении истории родного села и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Дети получили представление об истории и культуре родного села, местных достопримечательностях, красоте его улиц и зданий.   Знакомство с родным селом происходило в условиях активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные возрасту. Были проведены такие мероприятия: беседа «Моя родная улица и  мой любимый дом», рассматривание фотографий «Экскурсия по Старой Полтавке», образовательная деятельность  «Что нам стоит дом построить!», «Очень разные дома, на улицах нашего села!», «Дом, в котором мы живем». Вместе с родителями дети создали альбом «Мой дом, моя улица…», разработали маршрут «Дом – детский сад», написали сочинение «Улицы родного села», создали фотоколлажи « Мой край родной – Полтавка». Итогом проекта стало мероприятие «Родной мой край, моя Полтавка». Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями смогли сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.    

      В результате реализуемых мероприятий, как нам кажется, уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей повысился, и это способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявилось в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами стали предлагать свою помощь, стало легче найти с ними общий язык в различных вопросах. А у детей пополнились знания о своей семье, родном поселке и его достопримечательностях, семейных традициях наших земляков, они стали лучше понимать значимость и роль бабушек и дедушек в семье и в жизни каждого человека, проявлять заботу, любовь и уважение ко всем членам своей семьи.

     Конечно, вся эта работа не простая и трудоемкая, особенно в части душевных сил, но все это окупается, когда видишь заинтересованность в глазах своих детей, их духовное развитие, их активность, во время проводимых мероприятий, их умение ладить в коллективе сверстников и стремление беречь и любить свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о  здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Статья о формировании представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредствои проектной деятельности...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опы...

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...