Использование игровых технологий в ДОУ
план-конспект занятия (средняя группа)

Епифанцева Людмила Викторовна

Научить общаться, преодолевать трудности, развивать кругозор детей, самостоятельность, пробуждать интерес к познанию, активизировать творческие и познавательные способности, вовлечь в процесс обучения и воспитания неактивных, замкнутых детей, выявить талантливых детей можно с помощью игровых технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx418.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 д. Давыдово

Игровая технология

Подготовила

 воспитатель

1кв.  категории

Епифанцева  Л.В.

2018 г.

Игровая технология  должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

    Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

    Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности

Целеполагание,  планирование, реализация цели,  анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс – роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;  реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методике

предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные

 игры-драматизации.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

 Игровая среда:

 игры с предметами

 без предметов,

настольные,

 комнатные,

уличные,

 на местности,

компьютерные

 с ТСО,  

с различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме занятия в средней группе

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

 

1. Проектировочный компонент

Цель: учить детей проявлять заботу о больных людях.

Программные задачи:

1. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их;

2. Способствовать возникновению ролевого диалога;

3. Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Предварительная работа : экскурсия в кабинет медсестры.
Оборудование
: игрушки: кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.

Игровое задание : вылечить больных игрушек.

Интеграция образовательный областей:

-социализация

-безопасность

Словарная работа:

2. Организационный компонент.

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход игры:
Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку:

Загадка:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Воспитатель: да дети, это действительно доктор. Сейчас мы с вами будем играть в интересную и полезную игру « Больница».

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь -это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?

Кукла сообщает, что она заболела.

Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

 
Воспитатель: Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель: Что болит у Маши?

Дети: Голова.

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы.

Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель: Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит? ...голова, горлышко?

Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а».  Ешё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.
Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физкультминутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за воспитателем слова.)

                                           

Воспитатель:     А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач.

 Данила, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Максим будет медсестрой, он будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.Воспитатель: Марина, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу пришёл.

Зайка ушко простудил -

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.
Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).
Воспитатель: Максим, мишка тоже заболел.

Плачет мишка-медвежонок

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)

Воспитатель: Максим, кошка Мурка тоже заболела.


Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить


Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

Воспитатель раздаёт детям игрушки, просит пожалеть свои игрушки, успокоить их и предлагает встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.

Игра продолжается.

Заключение

Воспитатель: Молодцы, дети , помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно!

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!

3. Рефлексивный компонент.

Дети были активны, им понравилась образовательная деятельность. НОД было проведено с СанПин примерно 18 минут. Использовались методы и приёмы: словесный, практический, игровой. Цели и задачи раскрыты, у детей развился интерес. Использованные методы и приёмы эффективны  для данной возрастной группы. Фрагменты НОД могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Комарова  Т. С., Васильева М. А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. Комарова  Н. Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.

3. Губанова Н. Ф.. Игровая деятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации. Занятия с детьми от 2 до 7 лет. М,, 2006.

4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В.. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М., 2005

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме занятия в средней группе.

« Моя семья»

Проектировочный компонент

Цель:        учить детей формировать навыки общения и уважения в семье.

 Программные задачи:

1. Формировать  представление о  семье,  как  о  людях,  которые  живут  вместе;  учить  строить  элементарные  родственные  связи;  активизировать  словарь  детей  на  основе  углубления  знаний  о  своей  семье.

2.Развитие  умения  рассуждать  и  доказывать,  развитие  мышления.

3.Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семью.

Медиа-объекты : Русская народная сказка в обработке Толстого А.Н.

Оборудывание:

  рисунки  на  тему  «Моя  семья»,  дидактическая  игра  «Кто  какую  работу  в  доме  выполняет»,  персонажи  сказки  «Репка»,  сюжетные  картины( животные с детёнышами и картинки про семью).

песня  «Неразлучные  друзья». Автор музыки: Владимир Шаинский автор стихов: Михаил Танич.

Предварительная  работа:  чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,  Дора  Габе  «Моя  семья»,  Л.  Воронкова  «Как  Вовка  бабушек  выручал»,  Л.  Толстой  «Старый  дед  и  внучек»;  совместные  рисунки  родителей  и  детей  «Герб  семьи»;  рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья»;  совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о  маме,  о  семье.

Интеграция образовательных областей:

-коммуникация

-безопасность

-музыка

Словарная  работа:  семья,  дедушка,  бабушка,  тётя,  дядя, папа, мама.          

2 . Организационный   компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход игры:

Воспитатель - Собрались  все  дети  в  круг.

  Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.

  Крепко  за  руки  возьмёмся 

  И  друг  другу  улыбнёмся.

 Сообщение  темы  занятия.

Воспитатель:-  Дети,  сегодня  на  занятии  мы  с  вами  совершим  путешествие  в  сказку.  Хотите?

Воспитатель:- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой  благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать  большой  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).

Воспитатель:- Это  сказка  про  дружную  семью.  Назовите  её  членов.  (дети:  Дед,  бабка,  внучка,  Жучка,  кошка,  мышка.)

 Воспитатель:- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?( ответы детей)

Воспитатель:- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека..

Воспитатель:-  Репка  хочет  познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.

Воспитатель: - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет -потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.  А  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят?»

Воспитатель:-  Дети,  расскажем  бабке?(ответ детей)

Воспитатель:- Сегодня  у  нас  на  занятии  открыта  выставка  рисунков  «Моя  семья».  Кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?  (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)

Наводящие  вопросы воспитателя для детей:

- С  кем  ты  живёшь?

- Кто  самый  старший  в  вашей  семье?

- Кто  самый  младший?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

 Психогимнастика.

Воспитатель:- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?

Воспитатель:- А  если  они  хмурятся?

Воспитатель:-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.

Воспитатель:-   «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  а  внучка  говорит:  «С  удовольствием,  а  потом  с  ребятами  поиграю».

5.  Игра  «Кто  какую  работу  выполняет».

Дети  выходят  к  доске.  Каждому  ребёнку   показывается  картинка  с    того  или  иного  действия членов семьи, дети рассматривают картинку и говорят, что на ней изображено ( например: мама варит суп, дедушка читает книжку, бабушка вяжет носочки)

Внучка  с  детьми  участвует  в  игре.

 Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,

Летом  и  зимой.

Мы  во  двор  выходим

Дружною  семьёй.

Встанем  в  круг  и  по  порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).

Папа  бодро  приседает  (приседания).

Повороты  вправо-влево

Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).

А  я  сам  бегу  трусцой

И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).

Воспитатель:-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала  на  помощь».  Потом  она  увидела  иллюстрации  на  доске,  и  ей  захотелось  у  нас  остаться.  Разрешим  Жучке?

Работа  над  иллюстрациями.

Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.

Воспитатель:-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами). 

Воспитатель:-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?

Воспитатель:-  Почему?

Воспитатель:-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?

Воспитатель:-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

 Воспитатель:-  Понравилось  жучке  вместе  с  вами  иллюстрации  рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.

Воспитатель:-  Кого  позвала  Жучка?

Воспитатель:-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть.

8.  Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».

            Этот  пальчик – дедушка,

            Этот  пальчик – бабушка,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик – я,

Вместе – дружная  семья!

Воспитатель:-  Сказка  продолжается.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».

Воспитатель:-  Мышка  прибежала  не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.

Загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 Воспитатель:-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для  вас  мышка.  Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.

Воспитатель:  А теперь мы давайте вытянем свою репку, мы же тоже с вами семья. Детям предлагается вытянуть репку.

-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).

9.  Итог.

-  Как  хорошо,  что  у  всех  у  вас  есть  семьи.  Главное,  чтобы  в  семье  всегда  был  мир,  дружба,  уважение,  любовь  друг  к  другу.

-  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?

10.  Исполнение  песни  «Неразлучные  друзья».

-  Закончить  наше  игровое  занятие  я  предлагаю  песней,  которая  называется  «Неразлучные  друзья».

3. Рефлексивный компонент

В ходе НОТ дети были активны. Им понравилось занятие. НОТ было проведено с СанПиН примерно 18 мин.

Использовались методы и приёмы

словесный;

игровой;

проблемный.

Цели и задачи раскрыты, методы и приёмы соответствуют данному возрасту детей . Фрагменты могут быть показаны на родительском собрании.

 Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. Н. Ф. Комарова. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.

3. Н. Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации. Занятия с детьми от 2 до 7 лет. М,, 2006.

4. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М., 2005.

Конспект сюжетно-ролевой игры              в средней группе

«В магазин за покупками»

 Проектировочный компонент

Цель: воспитывать культуру поведения в общественном месте.

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с социальной действительностью.

2. Закреплять представления детей о профессии водителя, кондуктора, продавца.

3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого.

4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «пассажир-кондуктор».

5. Закреплять правила поведения в общественных местах (в транспорте, в магазине) .

6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Оборудование. Для оформления:  игрушки, книги, овощи, посудка, касса, калькулятор.

Словарная работа: кондуктор, пассажир, водитель, автобус, витрина, прилавок, витрина, продавец.

Методические приемы:

- беседа с детьми;

- использование наглядности;

- использование элементов театрализованной деятельности;

- применение диалогической речи.

Предварительная работа:

- знакомство с профессиями: водитель, кондуктор, продавец;

- беседы с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будете, когда вырастете? »

- рассказы детей о том, как они ходили в магазин, ездили в автобусах;

- изготовление атрибутов;

- рассматривание иллюстраций на тему «Профессии»»

- чтение произведений о профессиях: С. Баруздин «Мамина работа», В. Лифшиц «И мы трудиться будем», С. Михалков «А что у вас? », Б. Житков «Еще светофор», Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Маяковский «Кем быть? » и др.

- загадывание загадок;

- создание игровых ситуаций.

2. Организационный   компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход игры.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в магазин за покупками.

Воспитатель: - На каком виде транспорта мы сможем доехать до магазина? (подводит к тому, что будет удобнее доехать на автобусе) .

Воспитатель: - Кто будет водителем? (мальчик получает руль) .

Воспитатель: - А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами) .

При посадке в автобус воспитатель напоминает правила поведения, мальчик пропускает девочку. Кондуктор обилечивает пассажиров.

При выходе из автобуса, воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам. Воспитатель выясняет у детей правила поведения в магазине.

Оформление: На стеллажах расставлены разнообразные игрушки ,овощи и посудка.

- Воспитатель:  Ребята, проходите к витрине, рассмотрите товары.

Воспитатель: - Я буду продавцом, а вы покупатели, занимайте очередь.

Воспитатель: - Уважаемые покупатели, мы рады вас обслужить в нашем магазине.

Воспитатель:  - Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку, что вам предложить  (воспитатель предлагает разнообразный товар) .

После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.

Воспитатель: - Ребята, я тоже хочу купить что – нибудь, кто сможет меня подменить, пока я выбираю подарок?

Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».

Воспитатель: - Кто приобрел товар, может посетить  отдел игрушек . После того, как все купили что хотели, воспитатель благодарит «продавца» за помощь.

Воспитатель беседует с детьми:

- Вам понравился наш магазин?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какое настроение у вас?

- Кому вы подарите игрушку?

- Можно поинтересоваться, что вы приобрели в нашем магазине? Для чег вы купили этот предмет?

Дети выходят из магазина. Воспитатель предлагает всем занять свои места. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику.  Дети «возвращаются» в детский сад.

Итог:

- Что и почему вам понравилось в игре?

- Зачем мы ездили в магазин?

- На каком виде транспорта

мы передвигались по городу?

- Людей, каких профессий, мы изображали в игре? (шофер, кондуктор, продавец)

- Ну вот, мы и приехали в детский сад.

3. Рефлексивный компонент.

В ходе НОТ дети были активны. Им понравилось занятие. НОТ было проведено с СанПиН примерно 18 мин.

Использовались методы и приёмы

словесный;

игровой;

проблемный.

Цели и задачи раскрыты, методы и приёмы соответствуют данному возрасту детей . Фрагменты могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С.,. Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2.Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.

3. Губанова Н. Ф.. Игровая деятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации. Занятия с детьми от 2 до 7 лет. М,, 2006.

4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В.. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М., 200

Конспект сюжетно-ролевой игры              в средней группе

«Парикмахерская»

1. Проектировочный компонент

Цель: формировать у детей культуру гигиенических навыков.

Программные задачи:

1. Закреплять знания детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской;

2. Создать игровую обстановку;

3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре;

4. Вызвать интерес и уважение к профессии парикмахера.

Продолжать учить детей самостоятельно распределять роли.

Развивать детскую самостоятельность.

Продолжать создавать благоприятные условия для развития игры.

Воспитывать умение играть вместе.

Продолжать учить пользоваться предметами-заместителями.

Закрепить знания детей о работе парикмахера.

Учить детей вежливому обращению с клиентом.

Воспитывать дружеские отношения в процессе игру небольшими группами. Заинтересовать детей предметами-заместителями.

Учить работать с ними.

Развивать специфически-ролевую речь у детей.

Закрепить знания детей о работе уборщицы.

Обогащать знания детей новыми названиями и принадлежностями для работы в  парикмахерской . Отображать в игре действия парикмахера.

Учить называть, обозначить для других детей выполняемую роль.

Оборудование: расчески, заколки, резинки, уголок парикмахерская , зеркало, ножницы.

Интеграция:

-коммуникация

-социализация

-безопасность

2. Организационный   компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход игры.

Воспитатель:- Дети, кто из вас был в парикмахерской?

 Что вы там видели? Что там делают люди? Кто там главный?

Давайте, мы сейчас с вами отправимся в парикмахерскую.

Это «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла,

Зал большой,

Но видно, даже

Лучше, чем у вас в трельяже.

Воспитатель загадывает детям загадки

Не сеют, не сажают – сами вырастают (волосы)

Два кольца, два конца, посредине – гвоздик (ножницы)

Ношу их много лет, а счета им не знаю (волосы)

Глядись в меня хоть целый день, коль на себя смотреть не лень

(зеркало)

Хожу брожу не по лесам

А по усам и волосам

А зубы у меня длинней

Чем у волков и медведей

(расческа)

Среди кудрей гуляла и зубчик потеряла (расческа)

Вот чудесное окошко:

Кошка в нем увидит кошку.

Посмотрел в окно Барбос – там

Хвостом виляет пес.

Я взглянул - и в этот миг

Человек в окне возник

(зеркало)

Я сейчас буду парикмахером, а вы клиентами.

(заходит первый клиент)

- Что желаете?

- Прическу.

- Какую?

(ребенок отвечает, воспитатель делает прическу, заходит следующий клиент и т. д.)

А сейчас парикмахером будет Марина.

Вот и первый клиент.

-Что желаете?

Олеся говорит, что ей нужно посушить волосы феном.

(парикмахер сушит девочки волосы.)

Следующий клиент.

Данила просит его подстричь

(парикмахер подстригает)

Данила  говорит спасибо.

Игра продолжается.

Дети, нам пора возвращаться. Вам понравилось в парикмахерской? А что именно понравилось? Теперь вы знаете, что делают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.

3 Рефлексивный компонент

В ходе НОД дети были активны. Им понравилось занятие. НОД было проведено с СанПиН примерно 18 мин.

Использовались методы и приёмы

словесный;

игровой;

проблемный.

Цели и задачи раскрыты, методы и приёмы соответствуют данному возрасту детей . Фрагменты могут быть показаны на родительском собрании.

 Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. Н. Ф. Комарова. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.

3. Н. Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации. Занятия с детьми от 2 до 7 лет. М,, 2006.

4. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М., 2005.

Конспект сюжетно-ролевой игры  в средней группе

«Автобус»

Проектировочный компонент

Цель:  воспитывать культуру поведения детей в общественном месте.

Программные задачи:

          1. расширить представления детей о профессии водителя и          принадлежностях (атрибутах) профессии;

2. закрепить знания о различных наземных транспортных средствах: автобус, маршрутное такси, трамвай;

3. формировать умение вести себя в общественном транспорте, культуру общения;

4. показывать детям различные игровые действия для данного сюжета; (Социализация)        

5. побуждать к взаимодействию с другими детьми по ходу игры, распределению ролей, подбору атрибутов, оборудованию места для игры.

 Словарная работа: едет, мчится, обгоняет, притормаживает, делает остановку, двери открываются, следующая остановка.

Медиа-объекты: Е. Железнова, потешка «Мы едем, едем, едем» «Автобус номер двадцать шесть» С.Маршак,

Интеграция образовательных областей:

-познание

-коммуникация

-безопасность

-музыка

 Подготовка к игре:

Приемы, направленные на обогащение впечатлений:

1. Целевая прогулка по улице рядом с детским садом, наблюдение за движением транспорта по дороге.

2. Беседа на тему «Виды транспорта», рассказы детей о поездках в общественном транспорте.

3. Рассматривание альбома «Транспорт моего города»

4. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

5. Исполнение «Машина» Е. Железнова, потешка «Мы едем, едем, едем»

6. Участие детей в процессе изготовления атрибутов для игры: билеты (рисование, вырезание).

7. Чтение художественной литературы: «Автобус номер двадцать шесть» С.Маршак, «Сказка про автобус» Гленакуойх Мак Ивор

План-сюжет:

А) сюжеты по теме игры по этапам: Что делать – поездка в супермаркет семьи, с целью покупки продуктов, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, ребенок принимает на себя роль и называет себя именем героя: водитель – вести автобус, мама с дочкой едут в автобусе.

Дойти до остановки, вести автобус, продавать билеты, сидеть на местах, соблюдать правила поведения в  транспорте (движущийся, вход-выход).

Б) сопутствующие сюжеты: мастерская – ремонт автобуса, супермаркет – покупка товаров, дом-семья, регулировщик/светофор – соблюдение правил дорожного движения.

         Оборудование: предметы-заместители, стулья, кепка шофера, руль, билеты,набор инструментов в ящике, ключи, сумки, телефоны, муляжи фруктов-овощей, монеты, звуки транспорта, светофор, детали для автобуса (колеса, двери, рули)

        оборудование места игры (побуждать детей готовить для игры предметную среду - расставлять стулья друг за другом по 2 рядом.).

 Организационный   компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход игры.

Создание интереса к игре, сговор на игру:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, вспомнить какой бывает транспорт и «Мы - шоферы». Дети встают в круг (или врассыпную) и говорят слова, выполняют движения:

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем транспорт называть: (шагать на месте)

По земле пассажиров возят

Машина, автобус и поезд. (Вращать перед собой воображаемый руль)

Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачать ими как самолет крыльями)

А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны).

Ребята, а теперь "Мы - шоферы" (логоритмика).

Едем, едем на машине. (Имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль. (Ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (воображаемый рычаг поворачивают)

Смотрим пристально мы вдаль. (Приставляют ладонь ко лбу)

"Дворники" счищают капли, (руки сгибают в локтях перед собой на уровне груди, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо)

Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. (Над головой шевелят пальцами рук)

Мы - шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Воспитатель: -Ребята, в  машине места на всех не хватит, кто хочет поехать на автобусе? Давайте сдвинем стулья попарно друг за другом, как в салоне автобуса.

Воспитатель: - Кто управляет автобусом? (ответы детей)

Воспитатель: - Кто сидит или стоит в автобусе? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, в автобусе едут не просто так, а на работу или в магазин. Куда еще можно ехать? (ответы детей).

Воспитатель: - Давайте решим, кто будет водителем, для него есть руль, кепка и ключи, чтобы завести автобус. Пассажирам нужны монеты для покупки билетов и сумки, и телефоны (воспитатель раздает атрибуты для игры). Давайте решим, кто куда поедет?

Дети выбирают себе роль (воспитатель предлагает) мамами и дочками, продавцом, мастером по ремонту автобуса.

Мама и дочка в уголке «Семья» разыгрывают ситуацию «Закончились продукты», чтобы было ехать веселее – звонят подругам. И идут в автобус. Покупают билеты, садятся.

Мастер ждет на стуле с инструментами, когда автобус сломается.

Продавец в супермаркете раскладывает овощи-фрукты.

C:\Users\Пользователь\Desktop\воспитатель года\рабочие фото\ПДД\20190904_085930.jpg

Воспитатель (или ребенок) с жезлом (регулировщик) останавливает автобус, проверяет документы «Ваши документы, пожалуйста», «Счастливого пути». Потом показывает светофор с красным сигналом и проговаривает «Красный свет – проезда нет!», Затем показывает зеленый сигнал «А зеленый свет – кати!».

                

        Воспитатель (водитель проезжающей мимо машины в пиджаке и кепке) говорит водителю автобуса «У вас колесо проколото, вам бы в мастерскую!»

        Водитель автобуса просит пассажиров подождать и приезжает в мастерскую с просьбой отремонтировать автобус, поменять колесо. Мастер чинит автобус.

        Воспитатель, как пассажир (дама в шляпе и сумкой) садится в автобус и спрашивает у водителя «Скажите, пожалуйста, где мне выйти, мне надо в магазин?». Водитель называет остановку и воспитатель вместе с «мамами-дочками» идет в супермаркет за покупками. Автобус едет дальше (возможно снова ломается и его чинят). После совершения покупок, у продавца заканчивается рабочий день, все снова идут на остановку и садятся в автобус – едут домой. Просят водителя назвать их остановки.          

Поощрять вежливость – хвалить детей за вежливые слова, за доброе и внимательное отношение друг к другу

IV. Окончание игры и оценка игры.

В: хорошо мы прокатились в автобусе!

1) оценка взаимоотношений – вопросы: водитель вел автобус аккуратно? Был вежливым с пассажирами? Воспитатель акцентирует внимание детей на взаимоотношениях друг с другом: за что благодарили во время игры? Какие слова «волшебные» говорили? Почему мастер починил автобус?

2) оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью: водитель соблюдал правила? Мастер быстро починил автобус? Мама с дочкой купили, что хотели? Регулировщик следил за безопасностью на дороге? Кто возит людей? Кто хочет стать шофером?

Мы едем, едем, едем...

Детская песня

Слова песни С. Михалкова

Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Весёлые соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поём,
А в песне той поётся
Про то, как мы живем:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая.
Вот компания какая!
Вот компания какая!
Мы ехали, мы пели
И с песенкой простой
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
Нам солнце вслед светило,
Нас ветер обдувал,
И весело нам было,
И каждый напевал:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая.
Вот компания какая!
Вот компания какая!

3. Рефлексивный компонент

В ходе НОТ дети были активны. Им понравилось занятие. НОТ было проведено с СанПиН примерно 18 мин.

Использовались методы и приёмы

словесный;

игровой;

проблемный.

Цели и задачи раскрыты, методы и приёмы соответствуют данному возрасту детей. Фрагменты могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. Комарова Н. Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.

3.. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду.Программа и методические рекомендации. Занятия с детьми от 2 до 7 лет. М,, 2006.

4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. М., 2005.

Список используемой литературы:

Развитие речи средняя группа. Разработки занятий ИТД (корифей)2008г-80с.

Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ. Атжи А.З.- Воронеж: ИП Лапоцепин С.С. 2009-143с.

Аскулаева. физкультурное занятие в детском саду средней группе. Конспекты занятий - М.: Мозайка-Синтез 2009г-112с.

 Веракса  Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

Комарова Н. Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...