Главные вкладки

    Система формирования моторных навыков кистей и пальцев рук при подготовке к обучению письму детей 6 - 7 летнего возраста.
    статья (подготовительная группа)

    В данной статье представленны мониторинг моторных навыков дошкольников, система формирования мелкой моторики как подготовительный этап обучения письму в школе, работа с родителями по данной теме. Публикация будет интересена воспитателям ДОУ, учителям-логопедам, родителям.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл motornye_navyki.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система формирования моторных навыков

    кистей и пальцев рук при подготовке к обучению письму

     детей 6 - 7 летнего возраста.

    Автор-составитель:

     Калинина Ирина Николаевна,

    воспитатель ГБДОУ№65

    Красносельского района г.Санкт-Петербурга

    2020-2021 учебный год

    Содержание

    Концептуальное обоснование работы................................................................3

    Мониторинг развития моторных навыков кистей и пальцев рук....................4

    Планирование работы по развитию графомоторных навыков........................10

     Работа с родителями............................................................................................23

    Заключение............................................................................................................25

    Библиография..........................................................................................................

    Концептуальное обоснование работы

            При подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению встает вопрос о целесообразности обучения печатанию или письму до поступления в школу. Часто даже незначительная нагрузка на кисти и пальцы рук вызывает у ребенка утомляемость, потерю интереса к выполнению и другие проблемы.        Специфика предлагаемой  работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей в процессе подготовки руки к письму при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного обучения.

            В основу данной работы были положены исследования

    Н.А. Бернштейна в области физиологии движений. Бернштейн относил речь к высшему уровню организации движений. В связи с этим процесс письма, включающий  в себя целый ряд специальных операций, в том числе перевод кинем в графемы, требует определенного уровня подготовки руки ребенка.

    Формирование мелкой моторики является частью формирования моторной сферы и проводится в совокупности с общим массажем.

            Для определения уровня развития мелкой моторики мною была разработана система мониторинга, включающая в себя:

    1. выполнение движений кистями и пальцами рук поочередно и одновременно (по подражанию или по словесной инструкции);

    2. исследование разнообразных действий с предметами;

    3. исследование и анализ результатов различных видов изобразительной деятельности.

    На основе данных мониторинга было разработано перспективное планирование, в нём определены цели, задачи, этапы работы по подготовке рук и пальцев детей к письму.

    Мониторинг развития моторных навыков кистей и пальцев рук.

            В процессе мониторинга детям предлагались контрольные пробы, приведенные ниже.  

            Мониторинг проводился по нескольким направлениям, каждое из которых имело свои специфические задачи.

            Пробы, выявляющие способность действовать по подражанию, а затем - по словесной инструкции, были направлены на определение уровня сформированности навыков одновременного и поочередного выполнения движений пальцами и кистями рук и составили первый раздел мониторинга. В него были включены следующие пробы:

    1.1. показать второй и третий пальцы на правой (левой) руке поочередно ("ушки зайчика");

    1.2. - то же - одновременно;

    1.3. - показать второй и пятый пальцы на правой (левой) руке поочередно ("коза рогатая");

    1.4. - то же - одновременно;

    1.5. - сложить пальцы в кольцо на правой (левой) руке поочередно ("здравствуй, пальчик!");

    1.6. - то же - одновременно;

    1.7. - сложить все пальцы в кольцо ("гнездышко для птички") на правой (левой) руке поочередно;

    1.8.- то же - одновременно;

    1.9.- сжать в кулак - разжать пальцы 5-6 раз  на правой (левой) руке поочередно;

    1.10.- то же - одновременно;

    1.11.- соединить-разъединить пальцы на поверхности стола 5-6 раз  на правой (левой) руке поочередно;

    1.12.- то же - одновременно;

    1.13.- положить второй палец на третий, третий на второй 5-6 раз  на правой (левой) руке поочередно;

    1.14.- то же - одновременно;

    1.15.- "кулак-ребро-ладонь"  на правой (левой) руке поочередно;

    1.16.- то же - одновременно;

    1.17.- "ладонь-кулак-ребро"  на правой (левой) руке поочередно;

    1.18.- то же - одновременно.

            Упражнения предлагалось выполнить сначала по подражанию под счет взрослого. Затем все упражнения дети выполняли по словесной инструкции.

            Отмечалось плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения или отказ от выполнения.

            Второй раздел мониторинга включал действия детей с предметами.В него вошли следующие пробы:

    2.1.- перекладывание флажка (грецкого ореха и т.п.) из одной руки в другую;

    2.2.- перекатывание мячика пальцами рук по твердой поверхности и в воздухе;

    2.3.- поочередный захват палки левой (правой) кистями ("вверх по палочке");

    2.4.- продевание гибкого шнурка в отверстие, застегивание (расстегивание) пуговиц;

    2.5.- нанизывание пуговиц (бусинок) на ниточку;

    2.6.- растягивание резинки всеми пальцами поочередно и синхронно на обеих руках;

    2.7.- нарезание полосок бумаги ножницами;

    2.8.- собирание монеток в стопочку;

    2.9.- удержание ложки, вилки, ножа во время еды.

            Третий раздел мониторинга имел цель выявить уровень владения карандашом (кисточкой, ручкой), а также исследовать произвольную моторику пальцев рук в процессе рисования разнообразных линий. Использовались следующие пробы:

    3.1.- рисование пальчиком, нанесение цветных пятен гуашью;

    3.2.- рисование кистью прямых и волнистых линий,  примакивание;

    3.3.- нанесение клея на детали аппликации;

    3.4.- рисование карандашом ритмических рисунков ("дождик"), кругообразных линий

    ("клубок", "лабиринт", "улитка") и дугообразных линий ("радуга");

    3.5.- обводка трафаретов;

    3.6.- дорисовывание по опорным точкам;

    3.7.- рисование вертикальных линий ("прямая дорожка") и горизонтальных линий ("висит веревочка");

    3.8. - рисование ломаных линий ("заборчик") и волнистых линий ("море");

    3.9.- штриховка геометрических и предметных фигур.

            Результаты мониторинга были обобщены в индивидуальных маршрутах сопровождения детей. При анализе выполнения проб учитывались:

    1. координация выполнения движения (правильная, замедленная, нет координации);

    2. объем выполнения движения (полный, незначительно снижен, неполный);

    3. темп выполнения движения (нормальный, быстрый, замедленный);

    4. активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

    5. самостоятельность выполнения (полная, с минимальной помощью, не может выполнить без помощи взрослого);

    6. наличие сопутствующих движений (нет, незначительные, множественные);

    7. замена одного движения другим (нет, редкие замены, частые замены),

    8. способность к переключению с одного движения на другое (хорошая, замедленность, не переключается);

    9. утомляемость (нормальная, быстрая, очень быстрая);

    10. наличие амбидекстрии, леворукости.

            Данные мониторинга я обобщила по трем уровням:

    Первый уровень - ВЫСОКИЙ

            Движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные, в полном объеме, в нормальном темпе. Ребенок выполняет пробы активно и самостоятельно, переключается с одного движения на другое достаточно быстро. Сопутствующие движения отсутствуют, утомляемость нормальная.

    Второй уровень - СРЕДНИЙ

    Движения выполняются в замедленном темпе (или в быстром темпе); координация замедленная, с редкими ошибками, либо правильная; объем выполнения незначительно сужен. Ребенок проявляет редко легкое двигательное беспокойство или заторможенность, ему необходима минимальная помощь взрослого при выполнении проб; редко наблюдаются сопутствующие движения и замены одного движения другим; переключение замедленно; утомляемость быстрая.

    Третий уровень - НИЗКИЙ

            Уровень развития координации движения очень низкий; объем движений неполный по всем параметрам; темп выполнения очень медленный или чрезмерно быстрый. Ребенок проявляет ярко выраженное двигательное беспокойство или заторможенность; без помощи взрослого пробы выполнить не может; утомляемость обученияочень быстрая; замены и сопутствующие движения очень частые; переключиться с одного движения на другое ребенок не может без помощи взрослого

            На основе данных мониторинга и обобщения его результатов, а также учета индивидуальных возможностей детей, целенаправленности и последовательности обучения, мною было разработано перспективное планирование по формированию моторных навыков у детей.

    Планирование работы по развитию моторных навыков.

            Планирование предлагаемой работы делится на три этапа обучения. Каждый этап имеет конкретные задачи работы с учетом комплексности обучения, дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей детей.

    Первый этап (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    В задачи работы на данном этапе входило:

    - провести мониторинг состояния мелкой моторики и развития графомоторных навыков по предлагаемым выше разделам;

    - систематизировать результаты в индивидуальных маршрутах сопровождения детей;

    - проводить пассивно-активную гимнастику на дистальные отделы для возможного снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, для нормализации мышечного тонуса, для устранения порочного положения кисти и пальцев;

    - развивать двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции);

    - развивать мелкую моторику на основе упражнений со стихотворным текстом

     (5-6 упражнений наизусть);

    - развивать праксис позы при имитации отдельных упражнений взрослого

    (до 10 упражнений: "ромашка", "гуси", "розочка" и т.д.);

    - обучить правильному захвату карандаша (ручки);

    - развивать интерес к изобразительной деятельности при помощи специально организованных занятий и рисования в свободное время;

    - обучить рисованию простейших фигур и различных линий по клеткам.

            Для решения поставленных задач к совместной работе привлекаются специалисты ГБДОУ. Так, пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы проводится врачом ЛФК и включает в себя элементы массажа по точкам кистей рук.

    Одновременно в процессе НОД по развитию речи используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной степени упругости, разноцветные прищепки, игровая щетка "ёжик". Перед организацией штриховки или печатания (выкладывания из палочек) букв используются стихотворные тексты с движениями кистей и пальцев рук. Каждый изученный в течении недели текст представляется для ознакомления родителям на специально оформленном стенде в разделе "Пальчики не ленитесь, пальчики потрудитесь!"

            В самостоятельной деятельности дети с воспитателем  организуют игры, целью которых является формирование у детей навыков застегивания (расстегивания) пуговиц, молний, шнуровка обуви. В процесс рисования включаются задания, направленные на обучение рисованию различных линий, пятен, раскрашивание рисунков. Также в НОД художественно-эстетического цикла включаются предварительные упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка правильного захвата карандаша (кисти). Предлагаются задания типа "Покатаем карандаш", "Положи пальчик сверху (снизу)" и другие, а также используется прием "рука в руке".

            К окончанию первого этапа большинство детей умеют шнуровать, застегивать (расстегивать), правильно держать в руке карандаш (ручку), а также ложку и вилку. Дети знают наизусть и могут продемонстрировать 5-6 (а некоторые до 10) стихотворных текстов с движениями кистями и пальцами рук. Дети умеют медленно, но аккуратно выкладывать из палочек фигуры и буквы алфавита. В то же время требуется совершенствование навыка захвата карандаша, так ка сила захвата остается неравномерной (либо слабый захват, либо чрезмерно сильный). Кроме этого дети затрудняются четко определить границы штриховки. Иногда наблюдается раскрашивание за пределами контура, но чаще дети не докрашивают фигуру до края контура.

            В связи с этим были разработаны цели и задачи второго этапа работы.

    Второй этап (декабрь, январь, февраль, март)

            Основной целью второго этапа является формирование более сложных, взаимосвязанных навыков движений кистей и пальцев рук. В задачи работы входят:

    - учить выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции с предметами и без них;

    - совершенствовать хватательные движения, обучать захватыванию мелких предметов одной рукой или двумя пальцами по очереди (1 и 2, 1 и3, 1 и 4, 1 и 5), а предметов побольше - кулачком или щепотью;

    - автоматизировать правильный захват карандаша, стимулировать ритмические игровые движения с карандашом, направленные на снятие гипертонуса или гипотонуса мышц кисти руки;

    - учить выполнять обводку контура по точкам, штриховку в пределах контура, раскрашивание контура, рисование фигур в пределах строчки или клеточки;

    - автоматизировать умение застегивать (расстегивать) пуговицы, шнуровать одежду и обувь, завязывать бантики на шнурках.

            В процессе НОД формируемые умения включаются в комплекс мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений. Так, например, задания по развитию слухового и зрительного восприятия включают в себя элементы развития хватательных движений; ребенку предлагается "поймать" в "пальчиковом бассейне" (из риса и фасоли) столько же фасолинок, сколько точек было на картинке, поочередно всеми парами пальцев (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5). Задание усложняется постепенно: сначала его нужно выполнить правой рукой (у левшей - сначала левой рукой), затем - соответственно, левой (правой) рукой; после этого - одновременно обеими руками и т.д.

            Предлагается "нырнуть" пальчиком в "бассейн" (из гречи)  столько раз, сколько ребенок услышал хлопков, свистков и так далее. В последствии такие "ныряния" выполняются соответственно на правой и левой руках одновременно, что приводит к  необходимости согласовывать движения пальцев на обеих руках, а в качестве основы предлагается не "пальчиковый бассейн" (с твердой основой), а "пальчиковый батут" (мягкая основа легко надутых шариков). Смена упругости основы усиливает моторную  функцию на отведение и противопоставление пальцев. Дети с удовольствием складывают из палочек столько домиков (звездочек и т.д.), сколько было игрушек на столе, рисуют различные ритмические рисунки, выполняют упражнения на переключение по типу "продолжи строчку".

             К концу второго этапа контрольные мониторинговые пробы показали значительную динамику по всем разделам и анализируемым параметрам. В результате были сформулированы задачи третьего, заключительного, этапа.

    Третий этап (апрель, май, июнь, июль)

            Основными задачами третьего этапа являлись:

    - автоматизировать правильный захват карандаша, отработать самоконтроль за степенью нажима и захвата;

    - развивать навык печатания букв, слогов и слов при списывании с образца;

    - закреплять праксис позы при подражании движениям взрослого, конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук ("домик", "ёлочка", "розочка" и т.д.);

    - совершенствовать двигательные функции кистей рук при помощи упражнений на релаксацию ("полощем бельё" и др.) и динамических упражнений ("кулак-ребро-ладонь" и др.);

    - совершенствовать навык застегивания (расстегивания), шнуровки за счет использования игр с элементами соревнования;

    - закреплять навык обводки трафаретов, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломаных, волнистых и дугообразных линий с игровой мотивацией;

    - продолжать развивать умение дорисовывать по опорным точкам, раскрашивать и штриховать изображение в пределах контура;

    - продолжать обучение элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх-драматизациях ("Идет коза рогатая...", "Пальчик-мальчик, где ты был?" и другие);

    - учить выполнять движения мелкой моторики, ориентируясь на словесную инструкцию

    ("сделай то, что я скажу, а не то, что покажу").

            При решении данных задач использовались разнообразные виды деятельности, направленных на достижение устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. Так, например, слуховые диктанты способствуют развитию фонематических процессов и двигательных навыков; в процессе выполнения  определенных заданий можно предложить ребенку хлопнуть (в ладоши, по столу), ударить ребром ладони или кулачком о другую ладошку и др.

            Развивая умение соотносить ритмический рисунок знакомого стихотворного текста с ритмом движения руки, можно предложить ребенку с помощью "массажного ёжика" отстучать ритм одной или двумя руками:

    "Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу"

            Задания на хлопки, отстукивание варьируются и усложняются постепенно.

    Упражнение на релаксацию "полощем белье" можно использовать одновременно с проговариванием слоговых рядов  различной сложности, изменяя соответственно частоту и амплитуду взмахов кистями:

    - одинаковых - па-па-па;

    -со сменой темпа - па-па-па-па-па;

    - со сменой согласных - па-па-та-та;

    - со сменой парных согласных - ба-ба-па;

    - со звонким согласным в ударной позиции - БА-па-па;

    - с ритмической сменой гласных - па-пы-пу - па-пы-пу;

    -со сменой гласных без ритмического выделения - ба-бо-бу и так далее.

            Усложняя подобные задания, можно предложить детям воспроизвести слог или слоговой ряд с помощью образа движения, когда взрослый показывает движения руками и беззвучно артикулирует звуки слога. Дети в это время стараются воспроизвести, громко повторить заданные слоги, знакомые по предварительной работе.

            При выполнении заданий на развитие фонематического анализа следует включать задания игрового характера на развитие мелкой моторики, например:

    "Назови звуки в слове по порядку, на каждый звук отстегни пуговичку";

    "Сколько дырочек в шнуровке, столько слов на заданный звук назови";

    "Нарисуй столько линий, сколько гласных звуков назовешь" и так далее.

    Очень эффективно использование пальчикового театра; детям предлагается специально подобранный материал (потешки, речевки, прибаутки и т.д.) и одновременно с этим на пальчик ребенка надевается игрушка, которая обыгрывается соответственно с текстом, формируя выразительные движения руки. При подобном игровом подходе речедвигательные кинестезии формируются быстрее и более прочно.

            В соответствии с поставленными задачами перспективного планирования подбираются соответствующие методы и приемы работы, речевой и графический  материал. В индивидуальных маршрутах сопровождения детей планируются задания на закрепление определенного графического навыка каждого ребенка. В данной работе используются следующие приемы:

    - статические упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом;

    - упражнения на релаксацию;

    - обводка трафаретов;

    - штриховка и раскрашивание в пределах контура рисунка;

    - рисование прямых, ломаных, дугообразных, петлевидных линий по клеточкам;

    - печатание по клеткам;

    - выкладывание из палочек фигур и букв;

    - шнуровка, застегивание(расстегивание) пуговиц;

    - "пальчиковый бассейн" (на основе природного материала, на основе воды различной температуры);

    - "пальчиковый батут" (на основе воздушных шариков различной упругости);

    - деревянные массажеры или природный материал, их заменяющий (например, еловая шишка может быть использована в качестве активизатора двигательных кинестезий, проприорецептивных кинестезий, когда ребенку в соответствии с речевым заданием дается задание прокатить шишку между ладонями, по столу и т.д.)

            Вариативность представляемого материала по всем разделам работы не ограничивается, но приемы работы усложняются в соответствии с периодом обучения и индивидуальной сформированностью навыков у ребенка. Подробно усложнение представлено ниже.

    Прием

    Первый период

    Второй период

    Третий период

    Статические

    упражнения

    -"рука в руке";

    -по образцу;

    -поочередное выполнение правой (левой) рукой.

    -по словесной инструкции;

    -поочередное и совместное выполнение

    -по памяти;

    -с использованием теневого экрана

    Упражнения на релаксацию

    -по образцу;

    -в качестве двигательных пауз

    -самостоятельно

    перед печатанием букв, рисованием, обводкой, штриховкой

    -с помощью "маленького"

    учителя перед графическими диктантами;

    -в процессе дифференциации звуков индивидуально

    Выкладывание из палочек фигур

    -по образцу;

    -после совместного рассматривания получившейся фигуры

    -по словесной инструкции;

    -построение нескольких фигур 2-3 раза

    -по памяти;

    -серия фигур с усложнением

    (домик-забор-дорожка-ёлочка)

    Динамические упражнения со стихотворным текстом

    -совместно со взрослым;

    -в качестве активизатора пальцевого гнозиса перед выкладыванием фигур из палочек, перед и после рисования

    -самостоятельное выполнение перед рисованием, обводкой, штриховкой и после

    -с помощью "маленького"

    учителя перед и после диктантов

    Обводка трафаретов

    -"рука в руке"

    -по образцу

    -по словесной инструкции;

    -в определенной последовательности на листе с последующим раскрашиванием

    -по памяти;

    -серия заданий:

    "Обведи, раскрась, вырежи и вместе с другими детьми составь общую работу"

    Штрихование

    контура

    -по точкам;

    -по образцу

    -по словесной инструкции в определенном направлении

    -в определенном направлении с чередованием цветных линий

    Рисование линий и фигур по клеткам

    -"обведи по точкам";

    -"соедини точки";

    -по образцу

    -по словесной инструкции;

    -простейшие графические диктанты

    -по памяти;

    -3-5 заданий графического диктанта запомнить и выполнить последовательно

    Дорисовывание по точкам, раскрашивание контура

    -"рука в руке";

    -по образцу;

    -простейшие фигуры без пересечения линий

    -по словесной инструкции;

    -"обведи-раскрась-вырежи"

    -создание коллективных работ группой детей

    Шнуровка, застегивание

    (расстегивание)

    пуговиц

    -по образцу;

    -на мягкой основе с большими петлями и пуговицами

    -по словесной инструкции;

    -на твердой основе с петельками маленькой величины (поочередно)

    коллективное панно на заданную тему

    "Пальчиковый"

    бассейн

    -с крупным материалом

    (фасоль, бобы);

    -упражнения на отведение, противопоставление пальцев, на захват кистью и щепотью

    - различной величины материал

    (фасоль, горох);

    -упражнения на выбор и захват предмета пальцами каждой руки поочередно

    -2-3 различных вида материала

    (песок, пуговицы, фасоль);

    - выбор и захват

    заданных предметов всеми парами пальцев

    (1и2, 1и3, 1и4, 1и5)

    Использование вспомогательных тренажеров

    (резиновые ёжики, воздушные шарики, прищепки и т.д.)

    -"рука в руке";

    -по образцу;

    -задания с использованием звукоподражаний

    -по образцу;

    -самостоятельное выполнение

    -включаются в сложные серии заданий, в цепочки слов, проговариваемых со сменой темпа и т. д.

    Работа с родителями.

    Особое внимание уделяется работе с родителями. В течение учебного года планируется несколько консультаций родителей по данной теме. Обсуждаются вопросы, интересующие родителей. Виды консультаций меняются; используются деловые игры, игры-соревнования детей и их родителей, родительский практикум и пр.

    Примерное планирование работы с родителями представлено ниже.

    Время проведения: Сентябрь - октябрь

    Тема: "Итоги мониторинга"

    Основная цель: Индивидуальное ознакомление родителей с итогами мониторинга, определение целей и задач на первый период.

    Виды работы: Индивидуальные беседы, анкетирование родителей.

    Время проведения: Декабрь

    Тема: "Движение и речь в развитии ребенка"

    Основная цель: Предоставить консультативную помощь по вопросу взаимосвязи мыслительных операций и речедвигательных навыков у ребенка; объяснить, как развитие тонких движений пальцев и кисти рук влияет на развитие устной и письменной речи.

    Виды работы: 1. Вступительная беседа.

                               2. Деловая игра с родителями, цель которой - усложнение речевых заданий одновременно с выполнением простейших движений кистями и пальцами рук в определенный отрезок времени.

                 3. Показ приемов сегментарного и точечного массажа кистей и пальцев рук, упражнений пальчиковой гимнастики.

    Время проведения: Февраль

    Тема: "Подружись с карандашом и ручкой"

    Основная цель: Предоставить консультационную помощь о механизме овладения процессами письма у дошкольников.

    Виды работы: 1. Индивидуальные консультации.

                               2. Игра - соревнование между командами детей и их родителей "Самый ловкий карандаш"

    Время проведения: Март - апрель

    Тема: "Развитие моторных навыков в дошкольном возрасте"

    Основная цель: Консультативная помощь по вопросу; объяснение причин целесообразности предлагаемых упражнений и заданий; выставка методических разработок по теме.  

    Виды работы: 1. Индивидуальные консультации.

                  2. Организация выставки методических разработок для родителей.

    Время проведения: Май - июнь

    Тема: "Подведение итогов"

    Основная цель: 1. Подвести итоги и обсудить результаты совместной работы ДОУ и родителей по теме; наметить примерный план взаимосвязей в дальнейшем.

    Виды работы: 1. Вечер встречи "День наших гостей" (совместно с детьми и их родителями).

                               2. Анкетирование родителей (по итогам мониторинга).

    Заключение.

            В результате проведенной работы количество детей с низким уровнем развития моторных навыков уменьшалось постепенно в течении учебного года, к концу учебного года мониторинг показал отсутствие низкого уровня. В то же время средний уровень был максимальным в середине учебного года, а к концу - уменьшился. Количество детей  с высоким уровнем развития моторных навыков возросло во второй половине учебного года.

    В дальнейшем представляется интересной возможность долгосрочного сотрудничества со школой в период начального школьного обучения по исследуемой проблеме, так как формирование моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста является начальным этапом операционной готовности к овладению письменной речью.

    Библиография

    1. Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М.,1966

    2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных растройств. "Статис", СПб, 1995

    3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение письму детей дошкольного возраста.

    Консультация для родителей....

    «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

    Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

    Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

    Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

    Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

    Подготовка к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.

    Подготовка к обучению детей письму сложную аналитико-синтетическую деятельность в структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями ме...