Консультация для родителей " Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
консультация (младшая группа)

Евсюкова Елена Александровна

Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду" будет полезна для педагогов младших групп в работе с родителями. Ребёнку трудно  сразу привыкнуть к совершенно другому ритму жизни, чем был прежде и ему нужно в этом помочь. А педагогу надо помочь и родителям, поддержать, принять правильное решение, набраться мудрости, терпения в общении с ребёнком.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Наголенский детский сад  «Берёзка»

Консультация для родителей          

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Подготовила  воспитатель                                                                                                                                                                        

 Евсюкова Е.А.  

              

с. Нагольное,

 2020г.

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

 Малыш переступает порог детского сада и  в жизни ребенка наступает самый            сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться эмоциональное состояние, сон, аппетит. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положи-тельных привычек и навыков. Например, дома  РЕБЁНОК просился в туалет  – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: тяжёлую, средней тяжести и лёгкую.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок  может  перенести  повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями или  проявляет стойкие нарушения в поведении. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он  может болеть  острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время ребёнок  теряет аппетит, плохо спит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не болеет  в период адаптации.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования медиков  и педагогов  показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

-  возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте  до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

-  сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

-  индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанав-ливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей и старается сам принять участие в игре, знакомиться с новыми игрушками. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

  - условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям детского сада.

 - уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения с  взрослыми  и  сверстниками. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на природу  и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

-  бодрое эмоциональное состояние;

- хороший аппетит;

-  глубокий сон;

-  полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

-  соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду.

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

          Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются поролоновые губки , трубочки, игрушки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

    - взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

    - собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

         - приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение  одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью и  заботой,  легче перенесут адаптацию к детскому саду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.

Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....

Консультация для родителей " Адаптация детей раннего возраста в детском саду"

Родители, пришедшие со своим малышом впервые в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей. И неизвесто.кому труднее- ребёнку или его маме и папе. Несколько рекомендаций, помогающих сделать первые дн...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возрастаЗакончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – перио...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Закончился период подготовки ребёнка к детскому саду: оформлены все документы, пройден медицинский осмотр. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период з...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...