Программа по кружковой работе "Почемуч-ка" с 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Яценко Вера Владимировна

"Почемуч-ка" для подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuch-ka_pod.gr_._nezabudki.docx93.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА:

На методическом совете

протокол №1

от 12.09.2020 г 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МАОУ  «КСОШ-ДС»                            _____________________ Данилов К.Е.

Приказ №351-од  от 15.09.2020 г

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Почемуч-ка» группа «Незабудки» с 6 – 7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКС СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

МАОУ «КСОШ - ДС»

на 2020 – 2021 г. г.

г. Пыть-Ях

2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

3

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

4

1.1.4.

Педагогические условия реализации программы

5

1.1.5

Факторы успешности реализации программы

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

6

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями   развития ребенка

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

7

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

8

2.4.

Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

9

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

10

2.6

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (для групп, в которых есть дети с ОВЗ)

11

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1.

Особенности организации предметно-пространственной    развивающей среды

12

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

13

3.3.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

13

3.4.

Оценка результативности программы

13

ПРИЛОЖЕНИЯ

15

Приложение 1 Учебный план

15

Приложение 2 Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности

15

Приложение 3 Комплексно-тематическое планирование

15

Перечень литературных источников

25


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  1.  Пояснительная записка

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564); Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Устав МАОУ «КСОШ - ДС»
  • Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1.        Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2.        Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3.        Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4.        Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5.        Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6.         Развивать коммуникативные навыки.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
  • Принцип «развивающей интриги».
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

  1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Занятия проводятся по подгруппам.

Количество детей по 10-11 человек в каждой подгруппе.

Формы и режим образовательной деятельности: учебный год распланирован на 38 учебных недель.

Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – 30 минут.

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).

Программа дополнительного образования «Почемучки» является авторской программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  1. Педагогические условия реализация программы

Практическое значение программы кружка:

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

̶        обогащение представлений об окружающем мире,

̶        развитие познавательной инициативы (любознательности),

̶        освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Условия реализации - оборудование детской лаборатории:

  • приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
  1. Факторы успешности реализации программы

Факторы успешности реализации программы:

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты;
  • человек: рукотворный мир, материалы и их свойства;

Структура детского экспериментирования:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

По сформированности детского экспериментирования можно выделить три уровня ожидаемых результатов:

Высокий уровень: Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствие с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний уровень: В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень: Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

Показатели сформированности познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников по А.И. Савенкову

  1.  Планируемые результаты основания программы

Ожидаемые результаты: После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

  1.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Формы, методы и средства, используемые в организации образовательного процесса с воспитанниками, зависят от:

  • возрастных особенностей воспитанников;
  • индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
  • личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
  • формы организации деятельности воспитанников (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей).

Познавательно - исследовательской деятельности развитие предполагает:

В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
  • развитие умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:

  • формирование первичных представлений о малой родине, истории и культуре родного города и края.
  • развитие у детей интереса к родному городу, его достопримечательностям, многообразию природы, культурным традициям представителей разных национальностей нашего края.
  • развитие инициативности и желания принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

  1.  Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, сотрудничество взрослого и детей, дети самостоятельно или совместно со взрослым приобретают новый фактически опыт экспериментальным путем.

К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся все виды исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных и других способов действий: игра, двигательная, музыкальная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная и конструктивно-модельная деятельность, чтение художественной литературы самообслуживание и элементарный бытовой труд. Перечисленные культурные практики являются универсальными – они используются для образования детей в любом возрасте на разном уровне. В тоже время, они дополняются другими культурными практиками, такими как коллекционирование, коммуникативные игры, театрализация, проектирование. «Учимся, играя»: сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, игры драматизации.

В целях закрепления достигнутого уровня речевого развития, расширения и конкретизации речевых навыков и понятий, профилактики нарушений в развитии речи детей используются коммуникативные игры. Они представляют собой набор игровых упражнений, затрагивающих разные стороны речевого развития. Это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети, в основном, манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Игры отличаются гибкостью внутреннего планирования (гибкостью отбора конкретного материала) исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы. Форма проведения может быть разнообразной, зависит от личностных особенностей педагога (сказочная, путешествие и т.д.).

«Театралы»: кукольный театр, настольный театр, театрализованная деятельность, образно-танцевальная импровизация. Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развития творческой активности, выражения индивидуальности, активизация разных сторон речи, коррекции личностного развития используется театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность реализуется в двух основных формах:

  • специально организованная работа с детьми,
  • нерегламентированная деятельность по желанию ребенка.

«Будущие чемпионы». Двигательная деятельность удовлетворяет потребности детей в движении, укрепляет психофизическое здоровье, формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, способствует повышению уровня физической подготовленности детей. Реализуется в различных направлениях:

  • игровое направление, основанное на подвижных, развивающих играх, эстафетах и элементов спортивных игр;
  • коррекционное, профилактическое (релаксационная гимнастика, профилактика нарушений осанки и стопы, зрения, дыхательной, нервной системы),
  • гимнастическое (ритмическая пластика, гимнастика).

«Мастерские»: экспериментально-исследовательская деятельность, проектная деятельность, продуктивная деятельность. Организация образовательного процесса основана на партнерской деятельности педагога с детьми и его родителями, на взаимодействии с окружающим миром, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

  1.  Система деятельности педагога по поддержке детской инициативе

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Организация воспитательно-образовательного процесса в учреждении МАОУ «КСОШ-ДС» нацелена на то, чтобы у ребенка развивалось познавательно-исследовательская активность. В учреждении созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, самостоятельность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Организация образовательной среды в учреждении стимулирует у ребенка развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами).

Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, учит ребенка разумно и творчески относиться к действительности.

Схема развития деятельности ребенка такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),
  • открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе). Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение. Возраст Приоритетная сфера проявления детской инициативы Способы поддержки детской инициативы.

Возраст

Приоритетная сфера проявления детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы

6-7 лет

Познавательно-исследовательская деятельность

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;

- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;

- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; - привлекать детей к планированию жизни группы на день; читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьёй, то есть имеющим возможность оказывать на неё определённое внимание.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребенка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
  2. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

  1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития детей

Группу посещает 3 ребёнка с ТНР, 1 ребенок с ЗПР. В МАОУ «КСОШ-ДС» созданы условия для коррекционно-развивающей работы. Коррекционную работу осуществляют педагог-психолог и учитель-логопед.

Коррекционная работа с детьми организована на основе обследования и заявлений родителей (законных представителей). Занятия проводятся подгруппами и индивидуально. На каждого воспитанника, посещающего коррекционно-развивающие занятия разработан индивидуальный план работы и составлена программа в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений, в соответствии нормами СанПиНа. Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:

Адаптированная программа для детей с ТНР для младшего, среднего и старшего возраста, составлена на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» по редакции профессора Л.В. Лопатиной, авторы: Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. При разработке адаптированной программы для детей с ЗПР использованы рекомендации и материалы с работы Шевченко С. Т. «Подготовка к школе детей с ЗПР».

Количество занятий и состав групп определяется индивидуально для каждого ребенка.

Выстроена система коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелым нарушением речи и с задержкой психического развития предусматривающая полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического подхода направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
  • Принцип интеграции усилий специалистов.
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей.
  • Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
  • Принцип постепенности подачи учебного материала.
  • Принцип концентрического наращивания во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников во всех пяти образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя необходимые педагогам методические пособия, наглядно- дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

Маршруты коррекционной работы на каждого ребёнка составлены на основании заключения городского ТПМПК, программы, разработанной совместно с педагогом- психологом, учителем-логопедом, педагогами группы [См. АОП для детей с ТНР и АОП для детей с ЗПР]

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Оборудование центра экспериментирования.

Центр «Песок и вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы ( желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды,  лупа,  кусочки меха, вата,  картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь,  линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы,  карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы соответствует:

  • требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;
  • требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

  1.  Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Программно-методический комплекс соответствует целям ФГОС ДО, а именно создает условия для:

  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностного развития, развития инициативы, творческих способностей детей;
  • позитивной социализации и индивидуализации;
  • сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками;
  • выбора видов деятельности, соответствующих возрасту.

Для реализации программы используются следующие методические материалы:

  • учебно-тематический план;
  • методическая литература для педагогов дополнительного образования;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
  • схемы пошагового познавательно-исследовательской деятельности, плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии и т.д.
  • стихи, загадки по темам занятий.

  1. Оценка результативности программы

По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:

Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.

Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.

Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.

Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.

Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.

Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).

Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучка»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 

Учебный план

Количество и продолжительность занятий в месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4/120 мин.

5/150 мин.

4/120 мин

5/150 мин.

3/90 мин

4/120 мин.

4/120 мин

5/150 мин

4/120 мин

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в год - 38

Продолжительность 1 занятия – 30 мин

Продолжительность занятий в год – 1140 мин. – 19 часа

Приложение № 2

Планирование образовательной нагрузки

Возраст детей

Продолжительность организованной образовательной деятельности в день

Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня

От 6 до 7 лет

30 минут

30 мин.

Расписание занятий

День недели

Название деятельности

Время

Пятница

Познавательно-исследовательская деятельность

16:10-16:40

Приложение № 3

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная деятельность

Художественное слово

1. Знакомство с оборудованием для экспериментов.

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием

Материалы лаборатории.

«Вещество

Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка

1.Песчаный конус

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы

На прогулке: следы на песке

П/и «Мы – песчинки»

2. Из чего состоят песок и глина?

Песок, глина, лупа

Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома»

Чтение сказки «Глиняный парень»

3. Проходит ли вода через песок и глину?

Стаканы, вода песок, глина, палочки

Д/и «Что я построю из песка»

Лепка игрушек из глины

«Вещество. Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

1.Какими бывают камни?

Наборы речных и морских камней.лупа, пластилин, керамзит, лимон,гранит,  кремень,сахар, соль, Фото - памятники

Беседа: «Какими бывают камни?»

На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства)

Чтение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки»

2.Тонут ли камни в воде?

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,

салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит,

Строительные игры (Строительство и украшение построек)

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Чтение рассказа Л.Толстого «Галка»

3.Живые камни

Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь

Выкладывание рисунков из камней.

П/и «Камень – беги»

4. Могут ли камни менять цвет?

Наборы разных камней, емкость с водой

Д/и «Что сделано из камня?»

«Вещество. Воздух и его свойства»

Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить

знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

1.Знакомство со свойствами воздуха

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки

Беседа: «Воздух – это газ»

На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха)

Чтение рассказа «Воздух – невидимка»

2.Сухой из воды

Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки

Ручной труд «Смешарик»

(клеевые нитки на шарик)

3.Сколько весит воздух?

Воздушные шары, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы

Познавательная пятиминутка «Давление воздуха»

Рисование мыльными пузырями

4. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см)

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Конструирование: изготовление вертушки

Игра «Буря в стакане»

Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…»

«Вещество Вода и ее свойства»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ

1.Превращения капельки

Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка

Беседа: «Вода и жизнь»

На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками

Чтение рассказа «Твердая вода»

2.Куда исчезла вода?

2 стакана с водой, крышка

Беседа: «Вода – помощница»

Отгадывание загадок.

3.Разная вода

(море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая)

Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера

Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень»

4. Как движется вода?

Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

картинка «Круговорот воды в природе»

«Круговорот воды в природе»

Чтение рассказа «Почему идет дождь»»

«Вещество. Магнит и его свойства»

Познакомить детей  с понятием магнит, его свойствами и использованием.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

1.Притягивает – не притягивает

Цель:

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Чтение сказки о Магнитолике.

2.Действует ли магнит через другие материалы?

Цель:Познакомить детей  с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

Магнит на палочке, различные пуговицы, компас

Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом»

Сказка «Колобок на магнитный ладок»

3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук?

Цель:Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Банка с водой, скрепка, магнит

Игра «Помоги Зайчику»

«Свойства материалов»

Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

1.Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Чтение сказки

«Осколок стекла»

2.Мир бумаги

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Изготовление поделок из бумаги

стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”

3.Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Д/и «Из чего сделано»

4.Мир дерева

Цель: расширить знания детей о свойствах дерева

Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой

- Наблюдение на прогулке за деревьями.

Беседа: «Приключение карандаша»

Загадки по теме

«Растения»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом.

1.Как веточка березы весну встречала.

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.

Веточка березы, ваза с водой

Игра «Хорошо – плохо»

Чтение сказки П.А.Синявского «Сказка про лекарственные растения»

2.Нужен ли корням воздух?

Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

На прогулке: наблюдение за растениями под снегом

3.Растения пьют воду.

Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой

Проращивание одинаковых семян

в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой)

Чтение сказки «Домашний садик»

4.Растение может обеспечивать себя питанием.

Цель: познакомить со способами питания растений

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любознательность

1.Вращение земли

тарелка;

скорлупка от яйца всмятку;

немного яичного желтка.

На прогулке: обращать внимание на солнце, погоду дня

2. Волшебный круг

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Цветовой волчок или юла

Д/у «Нарисуй солнце»

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

3.«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

2 камешка, деревянный ящик

Игра «А что, если…»

4. «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Чтение стих. Ю. Марцинкявичус«Солнце отдыхает»

«Почва»

Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе.

1.Из чего состоит почва?

Цель: показать из чего состоит почва

Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа

Д/у «Из чего состоит почва»

Рассказ «Родная земля – кормилица людей»

 Ирис Ревю

2.В почве есть воздух

Цель: показать, что в почве есть воздух

Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

На прогулке: прокопка почвы для посадки

3.Земля, пей водичку.

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Загадки о земле-кормилице

4.Вытаптывание почвы.

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  4. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
  5. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

Список детей

  1. Аубакирова Мира
  2. Бабаханова Сабина
  3. Баландина Аня
  4. Баландина Маша
  5. Коноплева Лиза
  6. Макосова Софья
  7. Хужулов Рамзан 

Расписание занятий: Четверг вторая половина дня Кружок 16:10 – 16:50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

программа по кружковой работе "Флористика"

Эта программа поможет педагогам дополнительного образования проводить кружковые занятия по флористике(аппликации плоскостные и обьёмные с использованием сухоцветов и других материалов) с детьми 5-6 ле...

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку

Программа  кружка «Дорога  в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос-  ...