Рабочая программа по кружковой работе Волшебная мастерская"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Калинко Анна Евгеньевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kalinko.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

                                                                 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете,

протокол от

УТВЕРЖДЕНО

МБДОУ детский сад № 7

«Сказочная полянка» общеразвивающего вида города Заринска

№____от «    »________2014 г.

Заведующий __________Л.Я. Яковлева

                                                                                 

                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой работы

«Развитие творческих способностей детей средствами аппликации»

(срок реализации 2015 учебный год, возраст детей 4-5 лет)

                                                     Автор:

 Калинко Анна Евгеньевна,

                                                              воспитатель

Заринск

2014

  1. Пояснительная записка

«Нельзя растить полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного...,

в этих словах просто и ясно выражена мысль

 о нерасторжимости нравственного и эстетического

 воспитания, о связи между эстетическими

идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...»

Р.Тагор

Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Аппликация – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средствами аппликации» разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
  • Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений";
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы.

Данная программа рассчитана для реализации с детьми 4-5 лет в течение одного года.  Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня 15.50-16.15.  Продолжительность занятия в  средней группе   20-25 минут.Всего 33занятие.

Возрастные особенности детей

У детей среднего дошкольного возраста совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения, усложняется конструирование из бумаги по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация детей на бумаге.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Содержание рабочей программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в таких видах деятельности, как конструирование из разного материала (бумага, природный и бросовый материал), изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей детей, фантазии, воображения средствами аппликации.

Задачи:

  • формировать умение составлять предмет из нескольких частей;
  • научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
  • учить разбирать цвета по контрасту;
  • познакомить с геометрическими формами - овал и треугольник;
  • формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими
  • развивать чувство цвета;
  • развивать умение различать формы по величине и использовать в работе большие и маленькие формы;
  • поощрять проявление активности и творчества;
  • формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Принципы:

  • принцип интеграции содержания дошкольного образования (используется интеграция содержания образовательных областей, видов детской деятельности);
  • принцип индивидуализации построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип игровой формы подачи материала;
  • принцип сотрудничества организации с семьей;
  • принцип приобщения детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Форма реализации рабочей программы – непосредственная образовательная деятельность. Занятия носят, как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы (1 раз в квартал):

  • изготовление подарков родным к  праздникам 23 февраля, 8 Марта;
  • выставка работ на итоговом родительском собрании в мае 2015 года;
  • участие в конкурсе ДОУ «Осенние превращения»;
  • выставка творческих работ «Зимушка - зима».

Планируемые результаты освоения рабочей программы

После реализации  рабочей программы в группе:

  • создан цент  творчества, в котором имеются  разнообразные материалы для  создания аппликации (разная бумага, книжки-раскраски для работы по образцу, природный и  бросовый материал, открытки, салфетки, клей.)
  • оформлен уголок «Мы умеем», для демонстрации успешности детей.

После реализации  рабочей программы  дети готовы и способны:

  • выполнять работы по аппликации с разными материалами;
  • самостоятельно изготовить праздничную открытку;
  • освоят навыки работы с ножницами и клеем;
  • научатся некоторым приемам преобразования материалов;
  • научатся видеть необычное в обычном предмете.

II. Календарно-тематический план

по кружковой работе

«Развитие творческих способностей детей средствами аппликации»

на2015 год

Месяц

Тема

Цель

1

Январь

«Дед Мороз»

Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

2

«Лыжник»

Аппликация из крупы. Учить детей равномерно распределять клей ПВА по контуру картинки лыжника, затем сыпать на клей цветную манку. Проявлять фантазию, смекалку, аккуратность.

3

«Деревья в снегу»

Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

Февраль

1

«Валентинки»

Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

2

«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества»

Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

3

«Снеговик»

Аппликация из салфеток. Учитьвырезать круги из салфеток и приклеивать их на соответственные места. Коллективная работа.

4

«Полосатый коврик»

Аппликация. Учить детей отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон.

Март

1

«Поздравительный плакат к 8 марту»

Продолжать учить приклеивать готовые формы на лист ватмана в правильной последовательности. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию. Коллективная работа.

2

«Поздравительный плакат к 8 марту»

Продолжение.

3

«Дельфины играют»

(2 занятия)

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Коллективная работа.

Апрель

1

«Клоун-цветочек»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

2

«Пасхальное яйцо»

Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка.

3

«Рыбка»

Аппликация из ткани. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

4

«Ромашка»

Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (крышка.)

Май

1

«Ромашка»

Продолжение. Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

2

«Букет к первому маю»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно, приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом сдруг другом, составляя при этом композицию.

3

«9 мая»

Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы.

Сентябрь

1

«Грибок»

Аппликация. Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

2

«Букет к первому сентября»

Аппликация. Учить детей составлять цветок из готовых кружочков, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

3

«Ваза из пластилина»

Лепка. Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек.

4

«Черепашка»

Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды

крупы по форме черепашки, развивать

аккуратность, четкость.

Октябрь

1

«Яблоко»

Аппликация. Учить детей вырезать по трафарету яблоко, аккуратно намазывать клеем и  приклеивать на картон создавая красивую композицию.

2

«Ежик»

Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из шишки, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина.

3

«Осенняя пора»

Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, равномерно распределять пластилин по картону, развивать аккуратность, четкость.

4

«Букет из осенних листьев»

Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

Ноябрь

1

«Цыпленок»

Лепка. Учить лепить цыпленка из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар до образования диска, прищипывать и вытягивать из формы кончиками пальцев клюв, гребешок, хвост, плотно соединять детали между собой, прорисовывать стекой глаза.

2

«Грибочек»

Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

3

«Божья коровка на листочке»

Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, чтобы не загораживать работы других детей. Коллективная работа.

4

«Подсолнух»

Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Декабрь

1

«Елочка»

Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

2

«Мышка»

Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить  детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

3

«Новогодняя открытка»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником.

4

«Мы все умеем»

Итоговое занятие. Учить проявлять самостоятельность, воображение, творчество. Закрепить приемы лепки, аппликации с различными материалами.

  1. Содержание программы

Виды аппликации в детском саду:

1. По содержанию:

–предметная;

-сюжетная;

- декоративная.

2. По количеству используемых цветов:

- силуэтная (монохромная);

- цветная (полихромная).

3. По форме:

- геометрическая;

- не геометрическая.

4. По количеству деталей:

- целая силуэтная;

- раздробленная на части;

- мозаика.

5. По способу крепления деталей:

- однослойная;

- многослойная.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Структура занятия по аппликации:

-Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

- Основная часть (практическая). Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

- Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.

  1. Условия реализации рабочей программы

Материально – техническое оснащение:

-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;

 -книжки-раскраски для работы по образцу;

- природный и бросовый материал: семена растений, крылатки клена, ясеня, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа грецких орехов, перья птиц, крупы, макароны, опилки, чай, спичечные коробки, пробки  и т.д.;

- бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;

- картон: цветной, белый, упаковочный;

- открытки, салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бусины;

- цветная пряжа, нитки, вата, пластилин;

- клей ПВА, ножницы, зубочистки.

Методы и приемы работы:

  • наглядный;
  • словесный (объяснение хода выполнения задания);
  • показ образца;
  • практическое выполнение задания.

Формы работы:

  • игры;
  • беседы, работа с наглядными материалами;
  • практические упражнения для отработки необходимых навыков;
  • рассматривание репродукций картин.

  1. Список литературы

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду средняя  группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007;

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012;

4.  Янушко Е,А. «Аппликация с детьми среднего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.

  1. Приложения к программе

"Дед мороз"

 мазайчатая  аппликация.

Цель:

учить детей выполнять мозаику из пластилина, симметрично располагать его по рисунку. Учить отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику пальцев рук; мышление, память, речь, воображение. Воспитывать бережное отношение к подделки.

Материал: игрушка деда мороза,картон с изображение деда мороза, пластилин, дощечки для пластилина.

Ход занятия.

Прослушивание аудиозаписи про деда мороза.

- Ребята, о чем эта песенка?

-кто такой дед мороз?

А теперь отгадайте загадки:

Что за зверь лесной Сердитый недотрога

Встал, как столбик Живет в глуши лесной

Под сосной, и стоит среди травы - Иголок очень много,

Уши больше головы? А нитки ни одной.

(Заяц.) (Еж.)

Как вести на нем поклажу?

Подойду. Его поглажу.

Что повесил носик,

Мой упрямец… (Ослик.)

Он приходит

В зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Бородой седой оброс,

Кто же это? ...

(Дети отгадывают загадки.)

- Сегодня мы выполним мозаику для деда мороза. (Рассматривание игрушки)

- Ребята, как вы думаете из чего мы будем с вами делать мозайку? (пластилин )

Для выполнения мозаики необходимо выбрать цвет пластилина которым вы будете рисовать деда мороза оторвать кусочек раскатать его в руках и пальчиком размазать по отдельной части деда мороза.

- А теперь приготовим наши пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:

Вот встречаются зайчата,

Как согреться нам, ребята?

Конспект занятия № 2 «Лыжники»

Цель: продолжать учить детей передавать фигуру человека в движении.

Задача: учить детей передавать фигуру человека в движении способом приманивания концом кисти и всем ворсом. Продолжать учить передавать сюжет.

Материалы: композиционная основа  (трафарет лыжника), кисти, цветная манка , салфетки, образцы.

Предварительная работа: Беседа «О зимних забавах, играх, спортивных занятиях», наблюдение во время прогулки за играющими детьми.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1.        Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Ой, а кто это к нам стучит? Смотрите, нам принесли письмо. Интересно, от кого оно? Я вам сейчас прочитаю: «Детям средней группы для художественного творчества от Зимушки – зимы». Вот это да! А давайте посмотрим, что в конверте. Письмо. (достает письмо, читает) ну что, ребята, поможем Зимушке, нарисуем детей, которые любят кататься на лыжах?

- Ребята, а какие вы знаете игры? А какие зимние виды спорта вам известны? Для чего нужно заниматься спортом зимой?

- Ребята, мне кажется в конверте есть что - то еще. Ну конечно, это картина с изображением лыжников и фоновые листы с горкой. Это зима нам все прислала.

Рассматривание образца с изображением лыжников

Лыжник – это человек, который движется в том или ином направлении на лыжах. Посмотрите, как выглядит лыжник, который спускается с горы (туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ноги согнуты в коленях). А как выглядит лыжник, который движется вперед по прямой, ровной дороге? (туловище прямо, одной ногой он отталкивается лыжней, другая согнута в колене, палки поочередно в снегу).

- Рисовать лыжников мы будем  при помощи цветной манки.

- А теперь давайте немного поиграем:

Физминутка:

Мы зарядку начинаем

Наши руки разминаем

Вверх рука и вниз рука потянули их слегка.

Быстро поменяли руки нам сегодня не до скуки.

Показ правильного распределения манки по трафарету.

Пальчиковая гимнастика

 «Лошадки»:

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

По дороге белой гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок – цок – цок

Цок – цок - цок

Цок – цок - цок

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за столом, руки на столе, ладонями вниз.Поочередное продвижение вперед то левой то правой рукой, с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

Практическая часть.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог (выставка рисунков, самоанализ)

Молодцы, ребята! А в конверте есть еще солнышки. Выберете себе по одному .Если вам понравилось занятие и вы справились , то возьмите красное солнышко, если частично справились, то желтое , если не понравилось и не справились то синее солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.

Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности "Волшебная бумага" для детей 3-4 лет

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыка...

Кружковая работа "Волшебная мастерская"

Кружок для детей 2-3 лет "Волшебная мастерская"...

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный квадрат" для детей дошкольного возраста,5-7 лет

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...