Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Нафикова Раушания Файрузовна

Программа дополнительного образования

«Разноцветные пальчики"

(Художественно-эстетическое направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ детского сада № 13

г.Туймазы __________Тангатарова Э.В.

Программа дополнительного образования

«Разноцветные пальчики"

(Художественно-эстетическое направление)

 

Принято на педагогическом совете

от  03.09.2014 г.

Составил: воспитатель младшей группы Нафикова Р.Ф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Мама краски мне купила,

Ну, а кисточку - забыла.

Только я не унываю –

Пальцы в краску окунаю,

На бумагу их кладу,

Ловко линии веду.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

            Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

            Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

На практике несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Анализ  авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов,  развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ,  знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

            Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Таким образом, пришло решение составить программу «Разноцветные пальчики», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей  по основной  программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

Обучающие

  1. Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
  2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
  3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
  4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

Развивающие

  1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.
  2.  Развитие познавательной активности, творческого мышления.
  3.  Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные

  1. Воспитание эстетического вкуса.
  2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
  3. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при  создании коллективных композиций.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Практическое значение:  техники рисунка кистью, ладошкой, работы с губкой, оттиск, рисование  крупой значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 3-4 года.

Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.

               Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. беседы  об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,  рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы:  обследования, наглядности, словесный, практический,  частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.

- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном. 

- Метод волшебного рисунка. Рисование, солью, крупой и т.п.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет  роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (10 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

 Программа « Разноцветные пальчики»  реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение одного кружкового занятия  в неделю в течение 15 мин.

   Модель реализации программы.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружковой работе.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (октябрь, апрель)

3.Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям.

В течение учебного года

4.Чтение художественной литературы.

В течение учебного года

5.Театрализованные игры, хороводные игры

В течение учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

7. Участие в  выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду

В течение учебного года

8. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

1 раз в год (май)

2.Сотрудничество с родителями

1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду

В течение года

3. Участие в викторинах и конкурсах.

В течение учебного года

3. Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2.Подборка художественной литературы

В течение учебного года

3.Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

5. Конспекты  кружковых занятий.

В течение реализации программы

7. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации программы

8. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение учебного года

2. Консультации для педагогов.

В течение реализации программы

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

В течение реализации программы

4.Работа в творческой группе педагогов.

В  течение реализации программы

5.Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2 раза в год  

Ресурсное обеспечение программы:

- Уголок изобразительной деятельности в группе.

-Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи).

Ожидаемые результаты:

    Основное внимание  следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

   По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

- Украшать силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.   

  Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

 Способы определения результативности:

 Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).

Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н.Вераксы, Т.Комаровой, В.Гербовой. В октябре 2014 года выявлены следующие результаты:

Уровень

высокий

средний

низкий

Младшая группа 2014-2015 уч.г.

11%

57%

32%

Перспективное планирование на 2014-2015 учебный год.

 

№ п/п

Тема занятия

 

Техника

Программное содержание

Оборудование

19.09.2014

Набежала тучка озорная

Тампонирование

Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.

Учить аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

Развивать эстетический вкус.

- лист бумаги белого цвета;

-краска серого цвета в чашечке;

-тампон;

-салфетки.

26.09.2014

Мой любимый дождик

 

Рисование пальчиками

 

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-заготовки тучки сделанные на предыдущем занятии;

-краска синего цвета в мисочках;

-салфетки;

-зонтик для игры.

3.10.2014

Ежик

Рисование ладошкой

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.

Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.

Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

- листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;

- гуашь черного  цвета в чашечках;

- салфетки.

10.10.2014

Наряды для наших кукол

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.

- вырезанные из бумаги силуэты платьев;

- куклы;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки.

17.10.2014

Компоты и варенье в баночках

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

- гуашь красного, синего и желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- банки с вареньем;

- чайные ложки.

24.10.2014

Веточка рябины

Рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

- листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;

- гуашь красного  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации рябины.

31.10.2014

Грибок

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка;

-кисти;

-клей ПВА;

-крупа манная;

-салфетки.

7.11.2014

Ласковый котенок

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

- игрушка котенок;

- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

- салфетки.

14.11.2014

Звездочки на небе

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом.

21.11.2014

Солнышко

Рисование крупой

Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой.

Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-листы белого цвета с силуэтом солнышка;

-кисти;

-клей ПВА;

-крупа манная;

-салфетки.

28.11.2014

Щенок

Рисование методом тычка

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

-листы белого цвета с силуэтом щенка;

-кисть с жестким ворсом;

- краска коричнего цвета;

-стаканы с водой

-салфетки.

5.12.2014

Дед Мороз

 

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

- листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

12.12.2014

Дед Мороз (продолжение работы)

 

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза.

 

- заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия.

 

19.12.2014

В лесу родилась елочка.

Рисование методом тычка

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

-листы белого цвета с силуэтом елочки;

-кисть с жестким ворсом;

- краска зеленого цвета;

-стаканы с водой

-салфетки.

26.12.2014

Украсим елочку

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызывать у детей желание украсить  елочку к новому году.

 

-заготовки елочки сделанные на предыдущем занятии;

-краски разных цветов в мисочках;

-салфетки.

9.01.2015

Елочка-красавица

(коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана;

- зеленая гуашь в плошке,

- салфетки.

 

16.01.2015

Снеговик

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием.

Учить аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с цветом.

Развивать эстетический вкус.

- лист бумаги синего цвета с силуэтом снеговика;

-краска синего цвета в чашечке;

-тампон;

-салфетки.

23.01.2015

Кто здесь прошел?

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 

- лист бумаги белого цвета;

-краска синего цвета в чашечке;

-салфетки.

30.01.2015

Снегопад за окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

- листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;

- гуашь белого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки.

 

6.02.2015

Веселые осьминожки (коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана голубого цвета – «море»;

- гуашь разноцветная в плошках;

- салфетки. 

13.02.2015

Снежинка

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

-лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого  ребенка синего цвета;

-клей ПВА;

-кисти;

-манная крупа. 

20.02.2015

Петушок

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь 

-белый лист бумаги на каждого ребенка;

-мисочки с красками желтого, синего, красного, зеленого цветов 

27.02.2015

Веточка мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

- листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки.

 

6.03.2015

Бусы для куклы Кати

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

- кукла Катя;

- гуашь разноцветная;

- чашечки для краски;

- салфетки.

 

13.03.2015

Цыпленок

Рисование методом тычка

Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

 

-белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка;

- каски желтого цвета-кисти.

20.03.2015

Огонек невеличка

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – тампонированием. Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом.

 

27.03.2015

Солнышко (коллективная работа)

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в плошке;

- салфетки.

 

3.04.2015

Повисли с крыш сосульки льдинки

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

-белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка;

-мисочки с краской синего цвета;

-салфетки.

 

10.04.2015

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки.

 

17.04.2015

Солнечные цветы

Рисование методом тычка

Развивать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

 

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь разных цветов в чашечках;

- салфетки.

24.04.2015

Салют

Рисование методом тычка

Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 

-иллюстрации с изображением салюта;

- листы бумаги синего цвета;

- гуашь разных цветов в чашечках;

- салфетки.

8.05.2015

Золотая рыбка

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание помочь маме-рыбке.

- вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;

- мама-рыбка (образец);- гуашь желтого цвета;- чашечки для краски;- салфетки. 

15.05.2015

Аленький цветочек

Рисование ладошками

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

- листы бумаги белого цвета;

- гуашь алого и зеленого цветов в чашечках;

- салфетки.

22.05.2015

Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

- чёрная гуашь в мисочках;

- ватман;

- салфетки.

                                                   

Нетрадиционные техники рисования.

1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)

  Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

  Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».

 Материал:  Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

 Ход работы

 1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

 2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

 3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

 Варианты работ

Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ ОТТИСКИ

Если нужно  передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым  тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой  для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.

  Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

  Ход работы

Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.

Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.

  Варианты  работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.

4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ

Один  из самых первых инструментов, при помощи которого можно  создавать яркие и оригинальные  шедевры, – это детские ладошки.  Шлеп, и отпечаток готов! А теперь  вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

  Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,

широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

  Ход работы

1. В  начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда  отпечаток ладони на бумаге  высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

  Маленькие хитрости

Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

  Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

  Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

  Можно сделать  два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.

  Рисовать ладошками  можно на листах бумаги большого формата.

  Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

 5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ

  Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй.  Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

  К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

   Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

  Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

  Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

 Ход работы

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик  в баночку с краской.

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружковая работа во второй младшей группе "Школа здорового человека"

кружковая работа во второй младшей группе по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по кружковой работе во второй младшей группе по программе «Семицветик» Тема: «У белочки в гостях»

Закрепить знания основных цветов и геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг , овал, прямоугольник.Развивать умение работать с раздаточным материалом.Формировать у детей интерес к занятию...

План кружковой работы во второй младшей группе «Волшебные кружочки».

Цель: создание условий для максимального эффективного целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта....

Рабочая программа кружковой работы во второй младшей группе "Пластилинография"

Материал содержит паспорт программы и перспеквный план....

Рабочая программа "Лепилкин". кружковая работа с детьми старшей группы в ДОУ

Пояснительная запискаХудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразит...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...