Рабочая программа "Лепилкин". кружковая работа с детьми старшей группы в ДОУ
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Усольцева Мария Александровна

 

  1. Пояснительная записка

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о  видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Лепка – это и самый осязаемый вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и в любой момент изменяет поделку без ущерба для ее замысла и качества.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, указывающими на то, что в коре мозга человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг от друга. Таким образом, дети, развивая мелкую моторику, активируют зоны мозга, отвечающие за речью.

На занятиях у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Программа «Лепилкины» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интегрирует в рамках с соответствующих ФГОС образовательными областями как: «Познание» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством); «Социально-коммуникативная»(формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий); «Речевая»(овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи).


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад №186»

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете №____

От «__» ____________2019г.

Приказ №___ от «___»_______ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ №186

___________/ В.И.Петрова

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Составитель: воспитатель I категории

Усольцева Мария Александровна

г. Хабаровск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад №186»

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете №____

От «__» ____________2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ №186

___________/ В.И.Петрова

Приказ №___ от «___»_______ 20__г.

ПРОГРАММА

Кружковой работы «Лепилкины»

Разработано воспитателем I категории

Усольцевой М.А.

г. Хабаровск

  1. Пояснительная записка

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о  видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Лепка – это и самый осязаемый вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и в любой момент изменяет поделку без ущерба для ее замысла и качества.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, указывающими на то, что в коре мозга человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг от друга. Таким образом, дети, развивая мелкую моторику, активируют зоны мозга, отвечающие за речью.

На занятиях у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Программа «Лепилкины» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интегрирует в рамках с соответствующих ФГОС образовательными областями как: «Познание» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством); «Социально-коммуникативная»(формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий); «Речевая»(овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи).

Цель:

- развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий;

- формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством лепки, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

Дидактические принципы:

- наглядность;

- доступность;

- систематичность;

- научность и достоверность;

- сознательность.

Задачи программы:

Обучающие

- учить детей использовать пластилин для изображения предметов окружающей действительности;

- дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки;

- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развитие пространственного представления и цветового восприятия;

- развивать мелкую моторику кистей;

- развитие связной речи.

Воспитательные

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание;

- формировать навыки сотрудничества.

Материал для занятий:

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластичные материалы – глина, детский цветной пластилин, соленое тесто. Дощечки, стека, салфетки, подручный материал,

Педагогические средства:

Методы и приемы

- экспериментирование с рабочим материалом

- создание и решение проблемных ситуаций

- игровые приемы

- рассматривание и обсуждение, словестные инструкции, пояснения

- интеграция видов деятельности

Форма работы

- совместная деятельность детей и педагога

- самостоятельная деятельность детей

Форма организации

- групповая

Предполагаемый результат

В конце обучения, у ребенка развивается мелкая моторика. Умение детей анализировать результат своей работы. Умение самостоятельно решать творческие задачи, умение анализировать. Использование техники безопасности работы с пластилином и используемым материалом.

Возраст детей

Старшая группа 5-6 лет, подготовительная 6-7 лет

График работы кружка

1 раз в неделю, 25 минут.

 

  1. Содержание педагогической работы
  1. Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению кружковой работы «Лепилкины»

Месяц

Неделя месяца

Тема занятия

Педагогические цели

Задачи

Материалы, инструменты.

Сентябрь

1-я неделя

«Веселые человечки»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Человечка.

- учить лепить фигурки человечка из удлиненного цилиндра;

- усложнить способ лепки из конуса;

- учить понимать относительность величины частей.

Пластилин или глина, стека ,клеёнки, дощечки, салфетки.

Две модели, вылепленные заранее из пластилина: цилиндр и конус с головами шарами наверху; еще один цилиндр для показа нового способа.

2-я неделя

пластилинография

«Солнышко лучистое»

(коллективная работа)

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. природного объекта Солнца.

- закрепить приемы лепки как отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры, скатывание пластилина в колбаски.

Плотный цветной картон с нарисованным на нем солнцем, размер А3; желтый пластилин; клеёнки, дощечки, салфетки; скорлупа грецкого ореха, макароны, гуашь, стакан для воды, кисти, иллюстрация солнца.

3-я неделя

«Утка»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Птицы.

- учить изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска;

- передавать характерную форму туловища – сплюснутый овал;

- закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей;

- учить делать стекой узор на крыльях.

Игрушка утка, глина, стеки, доски, салфетки

4-я неделя

пластилинография

«Фрукты»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Фруктов на плоскости в полуобъеме.

- закрепить приемы лепки как отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка, придавливание, примазывание.

Картон с изображением на нем фруктов, размер 1/2 А4; набор пластилина; доска для лепки; влажные салфетки; корзина, письмо, муляжи фруктов; дерево  из картона

Октябрь

1-я неделя

«Петух»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Домашняя птица «Петух».

- учить рассматривать игрушку, выделять особенности строения;

- лепить с натуры;

- передавать характерную форму и пропорции петуха.

Игрушка; потешка; глина, ангоб, доски, стеки, влажные салфетки.

2-я неделя

пластилинография

«Волшебный зонтик»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- закрепить умение самостоятельно выбирать цвет, сочетание красок.

- закрепить приемы лепки как отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры, скатывание пластилина в колбаски, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.

Картон с изображением на нем зонта, размер ½ А4 см.; набор пластилина; доска для лепки, влажные салфетка для рук; большой настоящий зонт; проектор. проекторная доска, презентация.

3-я неделя

«Наши любимые игршки»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить лепить игрушки передавая характерные особенности их внешнего вида;

- учить планировать работу отбирать нужное количество материала.

Мягкие игрушки (животных), пластилин или глина, клеенки, дощечки, стеки. незавершенная модель.

4-я неделя

пластилинография

«Цыпленок»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- содействовать воспитанию интереса к занятиям пластинографией.

Плотный картон с изображением на нем контура цыпленка, ½ А4 см..

Набор пластилина, доска для лепки; влажная салфетка для рук; иллюстрация с цыпленком.

Ноябрь

1-я неделя

«Кошка»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Домашнее животное «Кошка»,

- учить изображать кошку;

- Передавать характерную форму частей игрушки;

- передавать пропорциональное соотношения частей и их расположение.

Игрушка; потешка; глина, доски, стеки, влажные салфетки, щетина для усов.

2-я неделя

пластилинография

«Ёжик»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- обучить моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала – семечек, созданию композиции.

Картон с изображением контура ежика, размер А4; Набор пластилина, доска для лепки; влажная салфетка для рук; проектор. проекторная доска, презентация; семечки.

3-я неделя

«Собака со щенками»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов различающихся по величене.

- показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра.

Пластилин или глина, стеки, подставки, клеенки, бумажные салфетки.

4-я неделя

пластилинография

«Снегири»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

 - усовершенствовать представление о зимующих птицах.

Картон с изображением контура снегиря, размер А4; Набор пластилина, доска для лепки; влажная салфетка для рук;  аудиозапись с голосами снегирей.

Декабрь

1-я неделя

«Собака»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. домашнее животное «Собака»

- учить лепить собаку;

- передавать форму частей игрушки из целого куска;

- передавать пропорциональное соотношения частей и их расположение.

Игрушка; потешка; глина, доски, стеки, влажные салфетки

2-я неделя

пластилинография

«Веселый снеговик»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- вызвать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящих в жизни детей в определенное время года.

Плотный картон синего или фиолетового цвета с нарисованным на нем контуром снеговика, размер произвольный; Набор пластилина, доска для лепки; влажная салфетка для рук; изображение снеговика, выполненное в технике «пластилинография».

3-я неделя

«Снежный кролик»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.

- учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.

Пластилин, глина или соленое тесто белого, голубого, сиреневого, синего цвета; белая глина или неокрашенное соленное тесто; стеки, соломинки для усов, бусинкидля глаз дощечки для лепки, салфетки бумажные, схематичное изображение кролика ля обучения планированию работы; основа для композиции «Снежная полянка».

4-я неделя

«Дед мороз торопится к детям»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить изображать фигурку Деда Мороза по представлению, передавать движения, отмечая это определенным положением рук и ног;

- создавать выразительность образа.

Игрушка, стихотворение, иллюстрации; глина, стеки, доски, влажные салфетки.

Январь

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

2-я неделя

«Собаки разных пород»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Домашние животные.

- учить лепить по представлению, передавать основную форму предмета, соотношение частей;

- отмечать характерные признаки животного;

- выбирать способ лепки (по частям или вместе туловище и голова);

Игрушки (собаки разных пород); скульптура малой формы, иллюстрации с изображением собак; глина, доски, стеки, влажные салфетки.

3-я неделя

«Мы поедим, мы помчимся…..»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию;

-расширить спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами.

Пластелин, стеки, трубочки или зубочистки для изготовления ног, салфетки, веточки – оленьи рога, ниточки или веревочки для упряжки.

4-я неделя

пластилинография

«Чайный сервиз»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- воспитание бережного отношения детей к посуде, эстетического отношения к предметам быта.

Плотный картон с нарисованными на нем контурами чайника, чашки, блюдца, размер ½ А4; пластилин, стеки, салфетка для рук, баранки, картинки с изображением чайника, чашки с блюдцем, предметы посуды: чайник, чашка, блюдце.

Февраль

1-я неделя

«Зайчик с морковкой»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта. Дикое животное «Заяц»

- учить лепить предмет по представлению на основе знаний, полученных на предшествующих занятиях;

- самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве.

Игрушка, иллюстрация с изображением зайцев в  разном движении, потешка; глина, доски, стеки, влажные салфетки.

2-я неделя

пластилинография

«Золотая рыбка»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- развивать активную работу пальцев, способствовать развитию речи, пространственному восприятию.

Плотный картон размером А4; шаблон рыбки; набор пластилина с блестками; влажная салфетка; проектор. проекторная доска, презентация Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

3-я неделя

«Пограничник с собакой»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- Учить создавать в лепке композицию из двух предметов объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии;

- передавать характерные особенности формы

Скульптура малой формы; глина, поворотный круг, стеки, влажные  салфетки.

4-я неделя

пластилинография

«Божья коровка»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- развить мелкую моторику.

Плотный белый картон с нарисованным на нем контуром божьей коровки, ½ А4; набор пластилина; доска для лепки; влажная салфетка для рук; гуашь, кисть, стакан для воды, большая ромашка из бумаги с картинками насекомых.                          

Март

1-я неделя

«Украшение для мамы»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить рассматривать украшения (бусы, кулоны, броши), их форму;

- лепить бусы разной формы (круглые, квадратные), броши;

- передавать форму, особенности оформления поверхности (рельеф, налепы).

Украшения (бусы, кулоны, броши), их изображения; глина, доски, стеки, влажные салфетки, тонкая проволока для протыкания дырачек.

2-я неделя

«Солнышко покажись»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами;

- продолжить освоение техники рельефной лепки.

Керамические плитки или картонные квадратики размером 10*10, 20*20, 15*15, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно - прикладного искусства с солярными элементами декора.

3-я неделя

пластилинография

«Бабочка красавица»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- развить мелкую моторику.

Картон с нарисованными на нем контуром бабочки, размер ½ А4, набор пластилина, доска для лепки, влажная салфетка для рук, стружка из цветных карандашей; проектор. проекторная доска, презентация с изображением бабочек; картинки с изображением бабочек.

4-я неделя

Лепка сюжетная на зеркале или фольге

«Дедушка Мазай и зайцы»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить составлять коллективную сюжетную композицию из выделенных фигурок, передавая взаимоотношения между ними

- самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике народной игрушки.

Пластелин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки.

Апрель

1-я неделя

«Змей Горыныч»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить создавать сказочный образ Змея Горыныча, одно туловище и много голов;

- лепить конус и делить толстую часть на несколько частей;

- передать форму головы, шеи, туловища, ног, хвоста, строение , движение голов.

Иллюстрации с изображением Змея Горыныча с разным количеством голов; глина, стеки, ангобы, кисти, влажные салфетки.

2-я неделя

Лепка рельефная «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- познакомить детей с новым приемом лепки- цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности.

Пластилин разных цветов; картон разной формы и разных размеров; керамические плитки или кусочки картона;стеки

3-я неделя

коллективная «Плавают по морю киты и кашалоты….»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону, украшать налепами и контррельефными рисунками.

Пластилин разных цветов; краски; стеки; керамические плиты; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей.

4-я неделя

Лепка с натуры

«Чудесные раковины»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, овоид и т.д.) и видоизменять ее для создания выразительных образов.

Пластилин, стеки, бисер, пуговицы, бусинки.

Май

1-я неделя

«Конь»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- продолжить знакомить с дымковской игрушкой, выделять образ коня;

- учить лепить коня с натуры из целого куска, выделять исходную форму, разрезать стекой форму, выделяя голову и передние ноги;

- сглаживать  поверхность для последующей росписи.

Дымковские игрушки; стихотворение; глина, доски, стеки, влажные салфетки.

2-я неделя

коллективная «Топают по острову слоны и носороги»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- продолжить освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных на основе общей исходной формы.

Пластилин или глин; стеки, керамические плитки; мелкие красивые пуговицы.

3-я неделя

Сюжетная «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых, передовая характерные особенности.

Цветной пластилин, стеки дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пугавицы.

4-я неделя

пластилинография

«Ромашка в вазе»

Создать условия для обучения созданию выразительного образа задаваемого объекта.

- развивать умения и навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание по основе, разглаживание готовой поверхности);

- воспитать желание доделать начатое дело до конца, привитию эстетического вкуса.

Плотный картон с нарисованным на нем контуром вазы, размер 11*16 см. Набор пластилина, доска для лепки; влажная салфетка для рук; пайетки, мелкие бусины; картина с изображением вазы.