Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
статья

Мильченко Юлия Николаевна

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

средствами музейной педагогики

Ю.Н. Мильченко, Л.В. Шишатская, И.И. Кабалина

воспитатели

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Сказка»

Белгородская область, п. Борисовка

В системе Российского образования  все методы воспитания направлены на  развитие личности ребенка. Основная цель  в образовании – это  развитие  полноценной  личности.  Таким образом,  разработанный федеральный государственный стандарт (далее ФГОС), разработан  на основе фундаментальных наук о ребенке и выступают в системе образования, как  целостная  система требований ко всем системам образования.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением остаётся духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своему дому, к своей семье. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Особая ответственность за формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно в детском саду дети узнают о  родной край, русских национальных традициях, обычаях, узнают историю Руси. Цель воспитателя донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции – создание творческих объединений дошкольников на основании деятельности музеев.

 Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах двадцатого столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Мы рассматриваем музейную педагогику,  как инновационную педагогическую технологию, которая является актуальной и реализует личностно-ориентированное направление работы с дошкольниками.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

    Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с обучающимися возможно с помощью музейной педагогики.

Одной из основных целей музейной педагогики является создание условий для развития личности ребенка путем включения его в многообразную деятельность с музейными экспонатами. В условиях детского сада не всегда предоставляется возможность создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность является основой организации работы в мини-музее в виде детского экспериментирования с предметами. Детсадовские музеи начинаются с малого – тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция.  В мини-музее ДОУ можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон. Огромный плюс – интерактивность музейной работы в детском саду: дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты, с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Дети той группы, в которой находится музей, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп.  И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал.

Специфика мини-музея позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний, использовать эти знания в обществе, в совместной деятельности, самостоятельном поиске ответов.

 В  любом населённом пункте есть музеи, но многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не с детьми такого рода экскурсии. А мы рассматриваем музейную педагогику как инновационную технологию формирования познавательно-исследовательского развития детей в условиях дошкольно-образовательной организации.

Посредством музейной деятельности дети  могут максимально само-реализоваться, приобщаться к истории и культуре родного края, к мировому историческому наследству в целом, что соответствует основным задачам воспитательного процесса. 

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», почти в каждой группе нашего  детского сада созданы контактные мини-музеи. Использования экспонатов музейной педагогики в   нашем ДОУ позволяют эффективно реализовать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Организуя образовательную деятельность, опираясь  на экспонаты мини-музея, педагог формирует у дошкольников интеллектуально-познавательные умения, обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы. В музее, посвящённом Великой Отечественной войне педагоги воспитывают у детей чувство патриотизма. Есть музеи, направленные на духовно-нравственное воспитание. В музее природного материала в детях воспитывают любовь к природе. Не всегда есть возможность с малышами посещать предприятия района, поэтому в нашем ДОУ родился музей «Борисовской керамики».

Поддержанию у ребенка интереса в приобщении к региональной культуре способствует взаимосвязь дошкольного учреждения с Борисовским историко-краеведческим музеем. Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала и реализации регионального компонента, целью которого является  приобщение детей к изучению истории родного края, воспитание патриотизма, гуманности, нравственности, формирование бережного отношения к природе, историческим местам.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих  исследований и изысканий.

Музей – это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. О грамотном включении музея в образовательный процесс рассказывают все публикации данного тематического раздела. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.

      Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

       В экскурсионной работе с ребятами очень эффективен метод «вопрос-ответ». Потому что  всякий экскурсионный поход  представляет собой своеобразную картину общения, с дошкольниками он подразумевает  постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

        Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.

       Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Интерактивность – один из приёмов в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: воспитывать у дошкольников  любовь к родному краю; формировать  самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире, проектно-исследовательские умения и навыки; развивать творческие и организаторские способности; формировать совместную деятельность взрослых с детьми  на материале музейной практики; расширять словарный запас детей и развивать их речь; обогащать предметно-развивающую среду в  ДОУ.

Для реализации музейной педагогики используют приемы и формы работы, такие как: опытно-исследовательская деятельность; разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов; мастер – классы; выставки; чтение художественной литературы; экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.); познавательные беседы; игры (сюжетно-ролевые, развивающие, театрализованные); проекты различной направленности, КВН, викторины.

Музейная педагогика  в работе нашего ДО  помогает педагогам  осуществлять:  нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей  к исследовательской деятельности;  сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;  раскрывать  значимость изучаемого материала; пробовать собственные силы.  

Таким  образом, мы считаем, что  музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС. 

Литература:

  1. Аникина Т.М.. Степанова Г.В., Терентьева Н.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста», изд.  УЦ «Перспектива», Москва -2012
  2. Гашук Е.А., Технология музейной педагогики, Москва, изд. Учитель – 2018 год.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, изд. Учитель – 2015 год.
  4. Ягудина Р.И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся   / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8.
  5. http://www.moi-detsad.ru
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/23/tehnologiya-muzeynoy-pedagogiki
  7. https://infourok.ru/statya-na-temu-muzeynaya-pedagogika-1213638.html
  8. https://roskoshnaya-ds27-schel.edumsko.ru/articles/post/1197680