Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
статья (старшая группа)

Мини-музей в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

          Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

                                                        Введение

 Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Я очень надеюсь , что и в нашем детском саду будут успешно внедряться и использоваться различные образовательные технологии, в частности методы проектирования, один из которых - "Мини-музей в детском саду"

 В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.

                                       Что такое мини-музей?

 Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора.

 Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

 В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

 В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей Хлеба, в другой, это - мини-музей Кошек . В третьей группе - мини-музей Сказки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память и т.д.), так и познается много нового и интересного.

 В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями.

 И никто не отменял в этом случае исследовательскую и игровую деятельность.

               Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ

 Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию «музейная педагогика». Ведь именно она становится средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.

 Интеграция в воспитательно - образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований.

 Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой.

 Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

     При использовании музейной педагогики учитывались принципы:

  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность
  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
  • Гуманизм
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии

     Условия:

  • Интегративность знаний
  • Удовлетворение потребностей в познании
  • Диалогичность
  • Развитие ребенка в деятельности.
  • Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

    Методы и приемы:

  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские
  • Игровые
  • Словесные

 Музейный экспонат способен воздействовать на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка. Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть , а главное - потрогать или подержать в руках . Эстетическое оформление экспозиций и креативность наверняка привлечет детей, а уж если выставка или мини-музей интерактивны, то это поистине детский праздник..

 Чем же музей может помочь педагогам, что мы сможем использовать в образовательном процессе?

                                 Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Занятия-экускурсии
  • Занятия с элементами игры и творческими заданиями
  • Исследовательская деятельность
  • Игры-развлечения
  • Игры-путешествия
  • Игры-графические упражнения
  • Интеллектуально-творческие игры
  • Игры по сюжету литературных произведений
  • Продуктивная деятельность
  • Возможность смены экспозиции

 Для этого экспозиция музея должна соответствовать

следующим принципам:

  Научности

 Любая экспозиция должна строится на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;

   Предметности

 Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют либо эпоху, если это музей исторический, либо природную зону - если экологический, либо процесс производства чего-либо, либо продукцию и т.д.

  Коммуникативно – информационный

 Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

  • Комплексности музейного подхода и комплексности как включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического, психомоторного);
  • Непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
  • Многообразия и вариативности форм подачи информации;
  • Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
  • Программности, обеспечивающей усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ;
  • Действенности и результативности музейно-педагогической образовательной деятельности.

  Задачи, которые стоят перед музейной педагогикой в контексте ФГОС:

  • Реализовать направления музейной педагогики.
  • Обогатить предметно-развивающую среду.
  • Обогатить познавательный процесс новыми формами.
  • Формировать у дошкольников представление о музее.
  • Расширить кругозор.
  • Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
  • Развить творческое и логическое мышление, воображение.
  • Формировать активную жизненную позицию.
  • Навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;

  Как организовать мини-музей в группе:

 Музей можно создать в группе (хотя, можно и в специально отведенном месте, куда дети могут приходить на экскурсию).

 В музее просматривается три жанра: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека. А профиль музея - какой захотите.

 Экспонаты располагаются подгруппами или разделами. Среди них находятся как предметы, так и их изображения (иллюстрации). Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.

 Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Оптимальным явился вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.

 В группах у детей игрушки, а в музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

 По существу это означает, что ребенок – активный участник данного процесса. Чтобы он открылся для получения информации, как сосуд, должны появиться радость, заинтересованность. А до тех пор, пока нужный канал не откроется, пытаться «вталкивать» туда сведения – дело совершенно бесполезное.

 Дети в музее путешествуют во времени, действуют с музейными экспонатами. Во время музейных игр дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

 Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея можно предложить самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

 В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми.

И нельзя забывать о правилах поведения в музее:

  • В нашем музее многие экспонаты можно

трогать руками!

  • Рассмотренные экспонаты нужно положить

на место.

  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Можно придумать и знаки для мини-музея.

 Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Данная работа позволит вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса. При создании мини – музея главное не забывать и о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в мини-музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подсказывает, какими должны быть игры.

 Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ, создает хороший фундамент для познавательного развития дошкольников, на основе которого будет осуществляться подготовка к усвоению школьной программы.

  Список литературы

  1. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском саду Текст: / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М.:Линко-пресс,2008. С. - 21-41; 68-80.
  2. Микляева, Н.В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду Текст / Н.В. Микляева, Н.Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011. С. – 6-15; 67-71.
  3. Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду Текст / Т.В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...