Проектно-исследовательская работа в ДОУ « Мусор и его вторая жизнь»
методическая разработка

 Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа в ДОУ

« Мусор  и его вторая жизнь»

Автор: Терентьева Дарья Николаевна, старший воспитатель

МБДОУ Алексеевского детского сада №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Актуальность

   Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами; большие раздольные луга и поля. Мы, воспитанники и педагоги, вместе с родителями задумались над проблемой: как мы можем помочь нашему посёлку, нашему маленькому дому, который мы должны сохранить для будущих поколений. Поэтому решили воплотить свой экологический проект.

Цель проекта:

  сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Задачи проекта:

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

Предмет исследования: бытовые отходы жизнедеятельности человека.

Методы исследования. 

В процессе работы использовались следующие методы исследования: практическая работа;  ; анкетирование; наблюдение; сравнение; анализ; обобщение..

Область исследования: экология.

Гипотеза: если  бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

  1. Бытовые отходы. Общие сведения.
  1. Что такое ТБО?

    Бытовые отходы (или твёрдые бытовые отходы - ТБО)… вдумайтесь в эти слова. Слово бытовые – от слова быт или быть, а ведь это всё равно, что жить. Так что выходит, что бытовые отходы – это отходы нашей жизни.

  1. Влияние отходов на окружающую среду.

    Tвepдыe бытoвыe oтхoды являютcя иcтoчникoм нeпpиятнoго зaпaхa и cpeдoй для paзмнoжeния пepeнocчикoв paзличных инфeкциoнных зaбoлeвaний (бaктepий, гpызyнoв и нaceкoмых). Ocoбyю oпacнocть пpeдcтaвляeт cжигaниe oтхoдoв, в peзyльтaтe кoтopoгo пpoиcхoдит выбpoc тoкcичных вeщecтв. Oтхoды зaгpязняют oкpyжaющyю cpeдy, дeлaя ee внeшнe нeпpивлeкaтeльнoй. Пpи этoм, paзлoжeниe oтхoдoв – этo oчeнь длитeльный пpoцecc.

Виды отходов и сроки разложения.

Виды мусора

Сроки разложения

Помет животных

До 10 дней

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 сезона

Листья, семена, веточки

От 1 месяца до 1 сезона

Картонные коробки

До 1 сезона

Бумага

2 года

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

1.3. Процесс переработки отходов.

    Пpoцecc пepepaбoтки oтхoдoв пpoизвoдcтвa мoжнo paздeлить нa нecкoлькo этaпoв. Bнaчaлe oтхoды, пocтyпaющиe нa зaвoды, пpoхoдят кoнтpoль нa coдepжaниe paдиoaктивных изoтoпoв. Зaтeм пpoиcхoдит copтиpoвкa: из мycopa вpyчнyю извлeкaютcя кpyпныe пpeдмeты: чyгyнныe бaтapeи, кoлeca и т.п. Зaтeм oтхoды copтиpyютcя нa мaкyлaтypy, cтeклoбoй, плacтмaccy и пoлиэтилeн, цвeтныe мeтaллы. Лoм чepных мeтaллoв извлeкaeтcя из мycopa c пoмoщью мaгнитoв. Мeтaллoм пpeccyeтcя и нaпpaвляeтcя нa мeтaллypгичecкиe зaвoды. Oтдeльнoй пepepaбoткe пoдлeжaт aвтoмoбильныe пoкpышки. Peзyльтaт пepepaбoтки – пиpoкapбoн, иcпoльзyeмый для пpoизвoдcтвa peзины, плacтмacc и т.д.  

Вывод: 

  1. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что бытовые отходы могут быть опасны, так как содержат ядовитые вещества и могут образовывать токсические вещества при сжигании в домашних условиях
  2. Классический путь удаления отходов (контейнер — мусоровоз — свалка — рекультивация) сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником “свалочного газа”, стимулирующего парниковый эффект.
  3. Приведенные   сведения показывают, что утилизация мусора - дело непростое и небезопасное. Поэтому имеет смысл наряду с разработкой методов его утилизации каким-то образом уменьшить количество мусора на душу населения.

2. Сделаем наш мир чуть-чуть чище!

Ненужные вещи – это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи, но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.  

    Из ненужного мусора можно не просто творить, а создавать полезные поделки.  Можно смастерить креативные вазочки, подставки под карандаши, кашпо и горшки под цветочки – это не весь перечень полезностей, которые можно создать самостоятельно из отходов.   Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

3. Практическая часть.

3.1Анкетирование.  Используете ли Вы повторно бытовые отходы?

  1.     В опросе участвовало  50 человек. (1. Используете ли вы вторично бытовые отходы? 2. Как используете бытовой мусор?)

 Самыми популярными стали использование стеклянных банок и пластиковых бутылок. Для консервирования и хранения. На втором месте пластиковые контейнеры и картонные коробки для заморозки, хранения пищи и старых вещей. На третьем месте стеклянные бутылки, используют для консервирования сока и для поделок. И на последнем месте старые газеты, журналы для растопки бани, и пластиковые крышки для поделок.  

3.2 Вторичное использование бытовых отходов

   Поделки из бросового материала – это широчайший полигон для осуществления самых разнообразных фантазий. Это могут быть поделки из компьютерных дисков, различных картонных упаковок, пластиковых бутылок, пенопласта.

    Этот, казалось бы, хлам, может стать прекрасным материалом для создания оригинальных, изящных поделок, декоративных украшений и необычных элементов для обогащения домашнего интерьера, и даже самодельных детских игрушек. Из  бросового материала получаются красивые поделки своими руками. Поэтому не стоит сдерживать свою фантазию, надо использовать всё, что найдётся под рукой!

      В процессе работы  мы исследовали и  изучили литературу и ресурсы интернета по вторичному использованию бытовых отходов.  Были найдены идеи по  использованию пакетов из-под молока и соков, пластиковых бутылок  для изготовления интересных поделок (шкатулок, вазочек, сундучков, цветов), многие из которых  воплотили в жизнь.   Получились отличные подарки для друзей  и знакомых.

 Заключение

Затронутая проблема оказалась актуальной.  Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь!» Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества. Можно изобрести что-то по-настоящему оригинальное из таких простых вещей как коробки, бутылки, банки. Не выбрасывая мусор, а, используя его, мы сохраняем чистоту окружающей среды

Литература

  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. 
  •  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема мусора» или «Вторая жизнь использованных вещей».

Наш город населен очень большим количеством людей.И каждый человек, каждый день выбрасывает мусор, который попадает в мусорный контейнер, после чего дворник вывозит на улицу и затем этот же контейнер ...

Экологический проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»

Пояснительная запискаАктуальность.Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается...

«Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»

Актуальность: дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается ...

Экологический проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Проектно-исследовательская работа «Вторая жизнь ненужных вещей»

Проектно-исследовательская работа«Вторая жизнь ненужных вещей»...