Самообразование: «Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Петрова Июлия Александровна

План самообразовании по теме: Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ekologicheskoe_vospitanie.docx75.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка» дополнительные группы «Остуоруйа дойдута» городского округа «город Якутск»

_________________________________________________________________________________________

«Принято»                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                                                                                               Заведующая МБДОУ

МБДОУ д/с «Ромашка»                                                                                                                                                     Детский сад №39 «Ромашка»

Протокол №___________                                                                                                                                                   Молгарова Е.Н.

«__» _____________2020г.                                                                                                                                                 от «__» _____________2020г.

План по самообразованию по теме:

«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»

                                                                                                      Составила: Петрова Июлия Александровна

Воспитатель старшей группы «Солнечные зайчики»

                                                                                                                     Дата начала работы над темой: сентябрь 2020г.

                                                                                                        Предполагаемый срок окончания: май 2021г.

Якутск 2020г.

Тема: Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание.

Актуальность: «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте и действиях, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его умственная, творческая, исследовательская деятельность». Л.С.Выготский.

Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Современный педагог должен подвести ребенка к получению знаний, то есть, создать условия для развития познавательной деятельности ребенка.

Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому, считаем важным создание предметно – пространственной среды для развития познавательного интереса детей с помощью экологии, как наиболее интересной области знаний.

Цель: Повысить профессиональную компетентность в области создания условий для развития познавательных способностей дошкольников через экологическое воспитание.

Задачи:

I этап: информационно - подготовительный

1. Изучить научно – методическую литературу по теме: развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание.

2. Составить перспективный план работы по теме: « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)».

II этап: практический

1. Создавать условия для вызывания и поддерживания познавательного интереса у детей: - составление картотеки дидактических игр по экологии;
- составление картотеки экспериментов с воздухом, водой, песком;
- создание медиатеки познавательно – экологического содержания «Звуки природы»;

- создание макетов природных зон: «Тайга», «Саванна», «Джунгли», «Север». 2. Использование изготовленного, собранного материала в работе с детьми.

III этап: итоговый

1. Провести анализ собственной работы. 2. Провести презентацию уголка природы.

срок Содержание работы Практический выход

сентябрь

Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по

самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

план работы по теме самообразования

октябрь

Изучение научно-методической литературы: Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова,С.А. Ознакомление дошкольников с природой

Николаева, С.Н. Юный эколог.

перспективный план работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)».

ноябрь

Создание предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр по экологии

картотека дидактических игр по экологии и их использование в работе с детьми

декабрь- май

Создание предметно-развивающей среды (приобретение наглядно – дидактического материала по темам:«Деревья», «Насекомые», и т.д.)

Создание картотеки наглядно – дидактического материала. Использование материала в работе с детьми

ноябрь

Подбор материала для оформления картотеки по экспериментальной деятельности детей в группе

картотека экспериментов с воздухом, с водой, с песком. Применение картотеки в практической работе

декабрь

Изучение дополнительной литературы по экологии, интернет - ресурсов

Разработать конспекты занятий по экологии

январь

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор мультиаппликационных материалов по изучаемым темам

Использование мультиаппликационных материалов в работе на занятиях и вне их.

февраль

создание макетов природных зон: «Тайга», «Север», «Пустыня», «Саванна», «Джунгли». Приобретение макетов животных

Использование макетов природных зон в работе с детьми

март

Разработка открытого занятия по экологии

Проведение открытого занятия по экологии

апрель

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

май

Завершение работы над темой самообразования, рефлексия

Презентация центра по экологии «Юные экологи»

Список используемой литературы

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС. – Мозаика-Синтез, 2016
  4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к

программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е

- М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.

  1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

  1. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  2. ГризикТ.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.No9

     10.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

       11.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
      12.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

      13.Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
     14.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
     15.Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
     16.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-sisteme-yekologicheskogo-vospitanija- doshkolnikov.html
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/13/ekologicheskoe-vospitanie-i-predmetno-prostranstvennaya
  3. http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-pulygina/iz-opyta-raboty-postroenie-predmetno-prostranstvenoi-sredy-v-

dou-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html

  1. http://www.studfiles.ru/preview/5795156/page:10/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...

План самообразования по теме: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников».

Цель:- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;- формирование у детей практичес...

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников через организацию и проведение мини – музеев.

В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с п...

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка  через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»      ...