Главные вкладки

    Значение и применение кукол "би-ба-бо" в работе с детьми дошкольного возраста.
    методическая разработка (средняя группа)

    Полосухина Надежда Брониславовна

    Значение и применение кукол «би-ба-бо» в работе с детьми дошкольного возраста.

    Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности, недостаточные знания о театральной деятельности.

     

    Обоснование проблемы:

    1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

    2. Не сформированы умения детей в «актерском мастерстве».

    3. Поверхностные знания родителей о различных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми дома.

     

    Задачи:

    Обучающая:

    1. Обучать детей приемам кукловождения.

    2. Поддерживать интерес детей к театральной деятельности.

    Развивающая:

    1. Развивать речь детей с помощью кукольного театра.

    2. Обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

    3. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.

    4. Развивать память, мышление детей.

    Воспитательная:

    1. Воспитывать коммуникативные способности, усидчивость.

     

     

    «Би-ба-бо́» — простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.

    Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах.

     

    Применение кукол  «би-ба-бо» имеет особое значение потому, что  она помогает:

    • Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
    •  Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
    •  Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
    • Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
    • Развивать творческие способности.


    Применение кукол создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид
    деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.
    Ребенок учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

     

    Чтобы у ребенка была яркая, уверенная, выразительная речь, следует играть с ним в куклы «би-ба-бо», инсценируя разнообразные сюжеты. Это могут быть сказочные истории, бытовые ситуации.
    Играя с куклами «би-ба-бо»:

    1. Ребенок отождествляет себя с персонажами, как правило, сказочными. В результате он учится разбираться в людских характерах, получает представление о добре и зле, избавляется от своих собственных страхов.
    Например, персонаж Заинька в русских сказках – незаменимый герой. Чаще всего это нерешительный трусишка, очень обаятельный, но вечно всеми обижаемый. Он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Любая победа маленького зайчишки над более сильными и хитрыми противниками, воспринимается часто детьми как их собственная, что придает им уверенности в себе.

    Нужно отметить, что каждый персонаж имеет свои характерные черты – лентяй, организатор, положительный или отрицательный герой и т.д.

    2. Ребенок расширяет кругозор, путешествуя в мир театральных кукол. Игры с театральными куклами способствуют развитию речи, фантазии, позволяют познакомиться с окружающим миром.

    Подбирая ребенку театральную куклу, следует обратить внимание на вес куклы, на сколько удобно ее держать руками, в каких сюжетах сказок или бытовых ситуаций она может быть задействована.

     

    1. Перчаточная кукла или по-другому, кукла-петрушка.

    Перчаточная кукла – верховая театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления. Обычно перчаточные куклы не имеют ног. Туловищем перчаточной куклы является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Часто перчаточная кукла надевается на три пальца руки кукловода: один палец – в голову куклы; два пальца – в руки куклы. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко.
    Куклы «би-ба-бо» обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий их человек. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Когда дети увидят игру взрослого с куклами «би-ба-бо», они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок.

     

    2. Пальчиковый театр.

    Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 – 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

    Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Двенадцать месяцев», «Гуси- лебеди» и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей.

     

    3. Конусные куклы.

    Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см.

     

    4. Кукла – живая рука.

    Яркими и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с «живой» рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации костюма куклы – треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 – 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

     

    5. Кукла-варежка.

    Куклы – варежки появились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия педагогов и детей превратила самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов.

     

    Примерно к двум годам ребенку начинает нравиться участвовать в театральных действиях. В это время актуальны пальчиковые куклы. Такие куколки легко надеваются на пальчики, являются персонажами хорошо известных малышу сказок. Как же познакомить ребенка с фигурками – героями сказок? Первый путь – спектакль, поставленный дома с помощью пальчикового театра, который не оставит равнодушным ребенка. Второй путь – художественное чтение сказки с красочными иллюстрациями. В дальнейшем ребенку можно предложить сравнить изображения книжных персонажей с фигурками пальчикового театра. Перед постановкой спектакля важна небольшая тренировка в выразительном чтении, что предполагает анализ текста сказки и исполнительское мастерство взрослого, выбор им правильных интонаций для персонажей. В дальнейшем ребенок, надевая на пальчик куколку, сможет самостоятельно интонировать, менять высоту голоса в зависимости от характера героя сказки.

    Пальчиковые куклы предполагают огромное количество развивающих занятий с ними. Например, расставив всех героев сказки на столе, за исключением одного, следует задать вопрос ребенку: кто из героев потерялся? Кто из персонажей стоит в левом углу стола, а кто в центре?

    При выборе куколок следует обратить внимание на качество исполнения, на реальность образа персонажей, то есть волк должен быть похож на волка, а не на лягушку. Если куколки сделаны из дерева, необходимо проследить за отсутствием зазубрин у игрушки в том месте, где она надевается на пальчик ребенка. Также пальчиковые куклы очень удачно подходят для знакомства ребенка с эмоциями, так как каждый персонаж имеет свои неповторимые черты. Веселые, грустные, задумчивые, расстроенные, испуганные герои ненавязчиво введут ребенка в яркий мир эмоций.

     

    Не менее важна в этом возрасте кукла «би-ба-бо». Это театральная кукла, которая может стать хорошим помощником в воспитании малыша. Такая кукла предназначена в первую очередь для оживления развивающих игр. Например, кукла может «пощекотать» ручку малыша, привлекая к себе внимание. А затем поиграть в игру «Поймай меня», когда куколка будет уворачиваться от пальчиков малыша, желающих схватить ее. Такая игрушка вызывает смех и развивает эмпатию у ребенка.

    Куклы «Би-ба-бо» очень часто используются в сказкотерапии, при пении детских песенок и потешек.

    Они помогают воспитывать лидеров, избавляют детей от вредных привычек, например, учат собирать за собой игрушки после игр или быть послушными.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 28-10-2020_18-24-40.zip600.43 КБ

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

    В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

    Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

    В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....

    «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

    В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...

    применение элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Применение творческих средств в работе с детьми: «СКАЗКОТЕРАПИЯ»....

    Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

      Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"     Ритм нашей жизни на сегодняшний день требует от детей высо...